Финмаркет; 02.07.2013, Законопроект о мегарегуляторе прошел второе чтение
Госдума приняла во втором чтении законопроект о передаче Банку России полномочий Федеральной службы по финансовым ранкам (ФСФР) по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков
Законопроектом вносятся изменения в Налоговый, Гражданский кодексы и 46 федеральных законов, предусматривающие передачу Банку России полномочий ФСФР России по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, рейтинговых агентств, деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений и иных полномочий.
При этом Банк России не наделяется правом законодательной инициативы.
В документе разделены полномочия правительства РФ и Банка России в рамках страхового надзора.
Ко второму чтению одобрены поправки, увеличивающие срок полномочий главы ЦБ РФ и членов совета директоров Банка России с 4 до 5 лет. Количество членов совета директоров увеличится с 13 до 15 человек.
На постоянной основе создается комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений ЦБ, обеспечивающих выполнение его надзорных функций, через который будет осуществляться реализация функций ЦБ в сфере финансовых рынков.
Кроме того, закон о ЦБ дополняется нормой, в которой говорится, что «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».
В законопроекте предлагается снять ограничения по срокам рефинансирования ЦБ РФ до 1 года.
Поддержанные поправки предусматривают также, что Банк России получит полномочия по защите прав законных интересов акционеров, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов.
Банк России также будет теперь обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению конфликтов интересов. Эту политику он должен будет направлять для рассмотрения в Национальный банковский совет, который после принятия закона станет Национальным финансовым советом (НФС). В целях недопущения конфликта интересов Банк России будет обязан обеспечить разделение полномочий между заместителями председателя ЦБ, руководителями самостоятельных структурных подразделений.
ИТАР-ТАСС; 02.07.2013, Госдума приняла во 2-м чтении законопроект о финансовом мегарегуляторе
Госдума приняла сегодня во втором чтении законопроект, вносящий изменения в законодательство в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В третьем чтении документ будет рассмотрен депутатами 5 июля
Проект закона создает законодательную основу для создания единого финансового мегарегулятора на базе Банка России с передачей ему полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам, которая будет объединена с Центробанком. Документ предусматривает передачу Банку России полномочий ФСФР России по нормативно-правовому регулированию /без наделения правом представлять в правительство РФ проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов президента России и правительства/, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
К целям Центробанка предлагается отнести развитие финансового рынка России и обеспечение его стабильности, к функциям - осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в РФ и из РФ за рубеж. Банк России будет самостоятельно формировать статистическую методологию таких инвестиций, перечень респондентов и утверждать порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России станет защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Банк России будет защищать права инвесторов и акционеров, а также разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.
Совет директоров Банка России во взаимодействии с правительством РФ будет разрабатывать не только проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, но и проект основных направлений развития финансового рынка. Эти документы будут представляться в Национальный финансовый совет /НФС/, в который переименовывается Национальный банковский совет. Совет директоров будет ежеквартально представлять в НФС информацию об объемах кредитов, выданных служащим Банка России, и о процентных ставках по ним.
К полномочиям НФС отнесено рассмотрение представленной советом директоров ЦБ политики по сокращению, выявлению и управлению конфликтами интересов. НФС будет давать рекомендации по этой политике. Переход членов совета директоров Банка России, в том числе бывших /в течение первых двух лет после прекращения ими полномочий/, на работу в коммерческие кредитные организации станет возможен только с согласия НФС. Служащим, в служебные обязанности которых входили отдельные функции надзора или контроля за кредитными и иными финансовыми организациями, запрещается после увольнения из Центробанка в течение двух лет занимать в таких организациях руководящие должности без согласия совета директоров ЦБ РФ. Перечень подпадающих под это ограничение должностей будет утверждать совет директоров Банка России.
Срок полномочий председателя Банка России и членов его совета директоров увеличивается с 4 до 5 лет, а состав совета директоров - с 13 до 15 человек. А необходимый для принятия решения советом директоров кворум увеличивается с 7 до 8 человек. Сейчас в совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета директоров. Заседания совета директоров будут назначаться председателем Банка России или замещающим его лицом по требованию не менее 4 /сейчас - не менее 3/ членов совета директоров.
Центробанк наделяется полномочием по определению упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Устанавливается открытый перечень основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России. Помимо разрешенных сейчас инструментов для рефинансирования банковской системы могут использоваться другие инструменты, определенные Центробанком. Банк России будет вправе предоставлять кредитным организациям кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете, на любой срок. Сейчас максимальный срок ограничен одним годом.
Центробанк будет осуществлять мониторинг состояния финансового рынка России, и разрабатывать меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности РФ. Один раз в три года Банк России будет представлять в Госдуму проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ, который затем будет рассматриваться на парламентских слушаниях. Предварительно этот проект должен быть представлен президенту РФ и в правительство РФ. Не менее двух раз в год Банк России должен публиковать обзор финансовой стабильности. На постоянной основе создается Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Центробанка, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Через него будет осуществляться реализация регулирующих, контрольных и надзорных функций Банка России в сфере финансовых рынков.
Изменение размера и порядка перечисления Банком России прибыли в федеральный бюджет должно осуществляться отдельным федеральным законом, в который не могут быть включены иные нормы, изменяющие /приостанавливающие, отменяющие, признающие утратившими силу/ другие законодательные акты или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования.
Для негосударственных пенсионных фондов устанавливаются требования, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, аналогичные тем, что сейчас существуют для государственной управляющей компании, т.е. ВЭБа. Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ облигаций одного эмитента увеличивается с 20 проц до 40 проц совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента. Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях будет определяться правительством РФ. Сейчас эта доля не должна в сумме превышать 80 проц. В случае нарушения требований к структуре инвестиционного портфеля порядок ее корректировки будет устанавливаться Банком России.
Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением норм, для которых установлены иные сроки. До 1 ноября 2013 года совет директоров Банка России должен быть сформирован в новом составе в порядке, установленном законодательством. В соответствии с законом о ЦБ члены совета директоров Центробанка назначаются Госдумой по представлению председателя Банка России.