Затем дает королю пощечину и, сама пораженная своей смелостью, с криком: «О, господи!» — убегает
Подслушивавший за дверью Лебель мгновенно прячется за колонной. Аделина выбегает и скрывается в галерее… Лебель выходит из своего тайника. Он явно удивлен… Внезапно дверь салона-будуара шумно растворяется, и Людовик направляется к Лебелю.
Людовик. Чего вы ждете? Почему не бежите за ней, сударь? Скорей!
Лебель устремляется за Аделиной, которую уже перехватила Помпадур и увлекла в свою комнату. Лебель появился на углу галереи. Не видя Аделины, он в ужасе застывает… Оглядывается вокруг и снова убегает. Из своей комнаты выглядывает Помпадур. Король в ярости. Помпадур тихо прикрывает дверь и запирает ее на ключ.
Помпадур. Что произошло между тобой и королем?
Аделина. Ничего… Король хотел…
Помпадур. …А ты не хотела?.. Дальше?
Аделина. Я дала ему пощечину…
Помпадур (пораженная) Просто так?
Аделина. Да!
Помпадур (потрясенная). О!
Аделина. Правда! Если господин Лебель меня обнаружит…
Помпадур. Никто тебя не обнаружит… Ты дала пощечину королю! Моя заветная мечта!
Слышен рассерженный голос Людовика: «Где этот дурак?»
Прибегает запыхавшийся Лебель и руками показывает, что никого не нашел.
Людовик. Поздравляю, Лебель! Поздравляю!
Лебель. Она исчезла… Я обегал весь дом… Никого!
Людовик. Избавьте меня от объяснений. Я хочу эту девушку… Слышите, болван!.. Она нужна мне. (Затем, сдерживая себя.) Тайно поищите ее… Найдите… Похитьте и приведите мне незаметно… Даю вам сорок восемь часов для реабилитации. Иначе поплатитесь головой, каналья!
В харчевне несколько подозрительного вида мужчин делят деньги. Увидев входящего Лебеля, с уважением встают. Он садится с ними.
Л е б е л ь. Что узнали?
Наемник. Мы прочесали весь район… Ничего… Ни Аделины, ни…
Л е б е л ь (обрывая). Вы устроили мышеловку у лагеря?
Наемник. Да… Там трое… Они никого не видели…
Лебель. А в деревне?
Наемник. Никого!
В одном из окон замка внезапно гаснут огни. Три женских силуэта поспешно направляются через двор к стене и проходят ее через скрытую дверцу. Это Аделина, Помпадур и ее камеристка. Под деревьями стоит небольшой экипаж, запряженный парой лошадей. Помпадур и Аделина садятся в него и тотчас отъезжают. Камеристка, постояв некоторое время, быстро направляется в сторону лагеря.
Фанфан и Транш-Монтань празднуют свое помилование. Рядом г-жа Транш-Монтань чинит рубашку мужа.
Т р а н ш-М о н т а нь (с бокалом в руке). Покойный Фанфан, я скажу тебе только одно: «Да здравствует жизнь!» И я еще не все сказал… Я видел смерть вблизи. Так вот, не стоит с ней знакомиться. За твое здоровье, Фанфан! За твое (жене), вдова Транш-Монтань!
Г-ж а Т р а н ш-М о н т а н ь. За такое пить не буду. Когда ты выпивши, то сам не знаешь, за что пьешь!
Т р а н ш-М о н т а н ь. Без попреков! Если ты недовольна, иди плакать на мою могилу. За твое здоровье, Фанфан!
Фанфан (с удивлением взирая на дно бокала). О! О!
Т р а н ш-М о н т а н ь. Ты что?
Фанфан (показывает на дно своего бокала). Ты ничего не видишь на дне моего бокала? Это Аделина! Аделина! Аделина! Она мне улыбается и говорит: «Выпей меня». Я не думал найти ее в таком месте! Не хочешь ли выйти оттуда? (Удивленно.) Она исчезла!.. Аделина! Аделина! Мы ищем тебя повсюду с самого утра… Приди и успокой своего отца… Послушай, Аделина! Ладно… тсс! (Оба пьют.) Странно, почему она исчезла?
Т р а н ш-М о н т а н ь. Она сбежала с твоего воскрешения… Ты умер для нее… Девушке, пришедшей прощаться, не говорят: «Утешься… я не люблю тебя»… Как можно утешиться, когда знаешь, что тебя не любят? (Увидел в дверях камеристку Помпадур.) А это кто?
Камеристка. Господин Фанфан-Тюльпан?
Т р а н ш-М о н т а н ь. Вообще-то это мы.
Фанфан. В частности, это я!
Камеристка. Я по поручению моей хозяйки, маркизы Помпадур.
Фанфан (вскакивая вместе с Транш-Монтанем). Маркизы!
Т р а н ш-М о н т а н ь. …де Помпадур?
Камеристка (подойдя к ним). Она просила меня передать вам, что мадемуазель Аделина в надежном месте, в монастыре Усопших душ.
Фанфан. В надежном! Почему? Ей грозит опасность?