Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета,
его функции и роль
Исторической предпосылкой зарождения бюджета послужило возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений. Поэтому и развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений.
По своей сущности бюджет представляет собой основной финансовый план государства, отражающий систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств. Триединая сущность бюджета заключается в том, что он одновременно является:
1) экономической категорией;
2) финансовым планом государства (т. е. формой экономической категории);
3) централизованным фондом денежных средств.
Как экономическая категория бюджет выполняет две функции:
· распределительную,которая проявляется посредством распределения и перераспределения ВВП и НД между различными уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т. д.
· контрольную, позволяющую определять своевременность и полноту поступления денежных средств в бюджет, а также оценивать эффективность их использования.
Бюджет состоит из доходной и расходной частей. При этом под доходами бюджетапонимаются экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений выступают различные виды платежей, в том числе налоговые и неналоговые. В Республике Беларусь в соответствии с Бюджетным кодексом выделяются следующие группы доходов бюджета:
· Налоговые доходы,которые включают в себя республиканские и местные налоги, сборы (пошлины); пени за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов (пошлин) и др. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований. Сборы представляют собой обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. Налоговые платежи являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь.
· Неналоговые доходы,состоящие из сумм, получаемых в виде штрафов и компенсаций; доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др.
· Взносы на государственное социальное страхование.
· Безвозмездные поступления,к которым относятся необязательные текущие и капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций и т. д.
Однако рассмотренная классификация расходов (по методам взимания) не является единственной. Так, например, в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы, они делятся на собственные (т. е. закрепленные законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами) и регулирующие (республиканские налоги, другие обязательные платежи и иные поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета). Собственные доходы бюджетов зачисляются в них по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов, которые предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь. В частности, по налогу на прибыль в республиканский бюджет зачисляется не более 50% от данного источника доходов.
Расходы бюджета– это экономические отношения, опосредующие процесс распределения и использования централизованного фонда денежных средств государства. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов. По экономическому содержанию выделяют текущие и капитальные расходы бюджета. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в инновационную и инвестиционную деятельность, созданием государственных запасов и резервов.По функциональному назначению расходы государственного бюджета Республики Беларусь подразделяются на расходы по финансированию общегосударственной деятельности (обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, финансовых, налоговых и статистических органов, формирование резервных фондов и др.); национальной обороны (обеспечение Вооруженных Сил Республики Беларусь, мобилизационной подготовки и мобилизации и др.); судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности (финансирование функционирования органов судебной власти, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы и т. д.); национальной экономики (финансирование лесного, сельского, дорожного хозяйства, промышленности, строительства, транспорта и др.); охраны окружающей среды (финансирование мероприятий по охране окружающей среды, земель, прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды, содержание особо охраняемых природных территорий республиканского значения); жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства (обеспечение реализации государственной политики в области жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проведения прикладных научных исследований в сфере жилищно-коммунальных услуг и др.); здравоохранения (финансирование организаций здравоохранения республиканского подчинения, организаций экстренной медицинской помощи и др.); физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (обеспечение функционирования школ высшего спортивного мастерства, возрождение, сохранение и развитие белорусской национальной культуры, финансирование Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь и др.); образования (финансирование проведения централизованных мероприятий в области образования, издание учебников и учебных пособий для учащихся организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования и т. п.); социальной политики (выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, проведение молодежной политики на республиканском уровне, социальная помощь гражданам и др.).
Необходимо отметить, что структура расходов государственного бюджета, их содержание зависят от множества факторов: уровня развития экономики страны, выбранных в государстве приоритетов развития общества и методов их реализации, и др.
В идеальном варианте доходы и расходы государственного бюджета должны быть сбалансированы. Однако в реальности, как правило, имеют место дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета(превышение доходов над расходами). Основными причинами бюджетного дефицита являются циклические спады в экономике страны, наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и др.), чрезмерные государственные расходы, низкая собираемость доходов и др. Различают следующие виды дефицита (профицита) бюджета:
· структурный (когда государство сознательно идет на увеличение (снижение) бюджетных расходов или снижение (увеличение) налоговой нагрузки) и циклический (являющийся следствием колебаний экономической активности в ходе делового цикла);
· активный (проявляется в результате сознательных действий правительства) и пассивный (возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране);
· краткосрочный (разрыв между доходами и расходами бюджета ограничивается рамками одного года) и долгосрочный (несоответствие доходов и расходов бюджета имеет место на протяжении нескольких лет).
Для финансирования расходов, которые превышают доходы бюджета, проводят следующие мероприятия, с одной стороны, стимулирующие приток поступлений в бюджет, с другой – способствующие сокращению расходов государства: повышение эффективности работы отраслей национальной экономики, привлечение иностранных
инвестиций, оптимизация расходов и др. Основными источниками финансирования дефицита бюджета выступают внешние (кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций и др.) и внутренние. Последние, в свою очередь, подразделяются на инфляционные (эмиссия денежных знаков) и неинфляционные (кредиты центрального банка страны, выпуск государственных ценных бумаг в национальной валюте).
Профицит бюджета является положительным финансовым явлением. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.
В целом роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на развитие экономики, поскольку с его помощью происходит перераспределение существенной части национального дохода и национального богатства. Посредством изменения уровня доходов и расходов бюджета можно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.