Как сформировать эффективную команду
Меган, руководитель курса, проводила занятия на тему создания команды с группой из "Грендж Абби". Люси была спокойной, уверенной в себе и опытной в расчетной работе специалисткой - финансовый контролер в местной промышленной группе. Физик Дэвид -нервный человек в очках. Даймон был молодой и увлекающийся, в то время как рассудительный Марк пытался быть арбитром в спорах. Камилла, постоянный покупатель в доме мод, была элегантной, очень уверенной, со сложным характером. Антея, помощник директора по социальному обслуживанию, длинноносый инженер Пол и туповатый на вид производственный менеджер Джим завершали картину. В первый вечер в группе выделялись три подгруппы: Люси, Камилла и Антея; Пол, Джим и Дэвид; Даймон и Марк.
Следующий день выдался ясным и солнечным, как и предполагала Меган. В группе происходила борьба между "ястребами", которыми руководил Пол, и "голубями" под командой Антеи. Пола поддерживали Джим, Люси и Марк, а Антею - Камилла, Дэвид и Даймон. К концу дня стали отчетливо видны потери в степени влияния лидеров. Это побудило поздним вечером Джима, Люси, Дэвида и Даймона объединиться, и баланс сил сместился к "умеренным".
Утром следующего дня участники стали свидетелями атак Антеи, на которые быстро реагировал Пол. Но теперь Камилла и Марк
были больше заняты флиртом друг с другом, чем идеологическим соперничеством. Услышав восклицание Люси «Да остановитесь вы, двое, у нас слишком много работы, чтобы тратить время впустую!», Меган поняла, что начался этап нормализации. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны отстраненных лидеров и поддерживающих их Джима и Дэвида, Люси в оставшуюся часть дня продолжала формировать чувство общей цели в быстро осознающей эту цель команде. Каждая выполненная задача, каждый маленький успех подчеркивались Люси, которая вела команду к осознанию своих возможностей. Каждая случайная вспышка столкновений безжалостно пресекалась Люси и ее способными лейтенантами. На третий день команда действовала так хорошо, что заслужила наивысшую оценку, когда-либо зафиксированную в деловой игре "Грендж Абби". Когда в конце четвертого дня наступило время расставаться, у многих были влажные глаза, даже у Пола и Марка. «Прогресс, - успокоенно отметила для себя Меган, - прогресс».
Adair, J. (1986), Effective Teambilding, Aldershot: Guwer Publishing Ltd.
Комментарий
1 Рассмотренные этапы создания команды в литературе, издаваемой на русском языке, носят различные названия, например, npumup-ка, ближний бой, экспериментирование, эффективность, зрелость (Психология управления: курс лекций/Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; отв. ред. М.В. Удальцова. — Новосибирск: "Сибирское соглашение"; М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 49-57).
Командные роли
Как создать болееэффективную команду
Большинство людей попадают в команду благодаря своим функциональным знаниям. Так, в совет директоров обычно входят по меньшей мере финансовый директор, директор по производству, директор по человеческим ресурсам и технический директор - соответственно различным функциям типичной организации. Но поскольку совет директоров эффективно работает, когда является командой, следует убедиться в одной малости. Все их знания финансов, производства и технологии будут мало полезны для совета, если он не будет работать как команда. История пестрит примерами "команд", целиком составленных из примадонн; почти всегда они терпели неудачу.
Функциональные роли, несомненно, необходимы, поскольку в управлении компанией требуются специальные знания и навыки. Лучше, если специалист по бухгалтерскому учету будет финансовым директором, чем директором по человеческим ресурсам, но в команде требуются не только функциональные роли. Идентифицированы следующие командные роли1 в соответствии с тем, как люди действуют в качестве членов команды:
Генератор: "Идейный" человек. Яркий, с выкрутасами, чуждый условностей, беспокойный.
Формовщик: лицо, которое принимает идею, предложенную, например, генератором, и придает ей более полезную с практической точки зрения форму.
Трезвомыслящий: лицо, которое говорит: «Великолепная идея. Что надо сделать, чтобы она заработала? Предложенная сумма расходов выходит за рамки бюджета». Идея доводится до нужного состояния -или гасится - холодным реализмом.
Ресурсодобытчик: лицо, которое изучает ситуацию вне команды для помощи и поддержки. Мистер - или миссис - Снаряжение: «Я знаю кое-кого, кому не терпится инвестировать. Это дает дополнительные варианты для вашего бюджета».
Труженик: название говорит само за себя. Этот человек будет бескорыстно трудиться для команды.
Руководитель: человек, который создает ансамбль из членов команды и исполняемых ими ролей.
Укрепитель: лицо, поддерживающее командный дух у остальных членов. Пренебрежение этой ролью может привести к взрыву!
Финишер: лицо, которое добивается того, чтобы каждая выполняемая командой задача была полностью выполнена. Мистер/Миссис Детали. Если в команде нет такой роли, нет и окончания работ.
Как создать болееэффективную команду, используя распределение ролей
Вечером второго дня занятий по созданию команд в "Грендж Абби" Меган, руководившая этими занятиями, изложила участникам типовые роли в команде. Она объяснила концепцию и привела примеры для каждой из ролей. «Я все время думаю о трансформации идеи, — сказала она. - У генератора идея - на первом месте, а формовщик преобразует ее так, чтобы она имела максимально полезную форму. Трезвомыслящий проверяет необходимые для осуществления идеи ресурсы, а ресурсодобытчик действует за пределами команды, обеспечивая в случае необходимости дополнительную помощь. Труженик занимается выполнением задач, в то время как укрепитель — развитием команды. Финишер обеспечивает гарантии того, что команда добьется результата. Руководитель наблюдает за всеми операциями и обеспечивает синхронизацию действий команды». Меган посмотрела на участников и улыбнулась. «У каждого из вас будет первая и вторая роли. Смысл очень простой: объективная самоценка. У меня имеются свои представления о том, кто есть кто, но давайте выясним для определенности».
Каждый член команды выполнил упражнение и сообщил свою оценку Меган, которая делала соответствующие пометки на диаграмме. Никого не удивило, что Люси проявилась как сильный руководитель, а Джим - как такой же сильный труженик. Камилла, имевшая дело с разнообразным внешним окружением, была ресурсодобытчиком, тогда как физик Дэвид получил роль трезвомыслящего. Может быть, неожиданно Антея оказалась формовщиком, а Даймон — укрепителем. Другим формовщиком оказался Марк, а другим трезвомыслящим - Пол. «Итак, -
сказала в заключение Меган, — вас восемь человек, а заполнено шесть ролей». «А как насчет вторых ролей? - спросил Даймон. «Ваша вторая роль — генератор, — ответила Меган, — и Вы уже начали действовать в этом качестве». Даймон смущенно покраснел, но его глаза сияли.
«Джим, Ваша вторая роль - это финишер, Вам, как и Даймону, предстоит развивать свою вторую роль в составе этой команды. Команда, в которой нет генератора либо финишера, почти всегда терпит неудачу». Как заметила Меган, услышав эти слова, Люси с пониманием кивнула головой.
«Итак, - Меган с удовлетворением осмотрела команду. - Вы являетесь командой из восьми человек с восемью хорошо определенными ролями. Учитесь их использовать. И учитесь находить выход, если критически важная роль отсутствует. Никто не сможет быть эффективным во всех ролях, но команде необходима гибкость. И используйте интеграцию ролей для увеличения вашей силы. На этом пути вы можете стать воистину непобедимыми».
Через много дней, во время деловой игры, они убедились в ее правоте.
Belbin R. М. (1986), Management Teams. Why They Succeed Or Fail, London: Heinemann.
Как я воспринимаю Вас Чего я ожидаю от Вас
Как, по моему мнению, Вы воспринимаете меня Чего, по моему мнению, Вы ожидаете от меня
Взаимодействие ролей