Организация преддипломной производственной практики
Преддипломная производственная практика проводится по окончании теоретической части обучения в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса.
Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Рекомендуется проходить практику в финансовых подразделениях следующих организаций:
· коммерческих предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, отраслей и направлений деятельности;
· органов государственной власти и местного самоуправления;
· некоммерческих организаций и учреждений;
· профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· коммерческих банков;
· страховых компаний;
· аудиторских фирм;
· риэлтерских агентств и др.
Сроки и место прохождения практики, назначение руководителя практики от университета для каждого студента оформляются приказами по университету в установленном порядке.
Руководство преддипломной производственной практикой студента осуществляют преподаватель кафедры и сотрудник организации, в которой он проходит практику.
Перед началом практики проводится организационное собрание со студентами.
На собрании обсуждаются следующие вопросы:
производственно-методические;
- цель и задачи практики;
- содержание программы практики;
- права и обязанности студента-практиканта;
- требования к отчету о практике;
- порядок защиты отчета о практике;
организационные:
- время и место проведения практики;
- порядок получения необходимой документации;
- порядок и сроки предоставления студентами отчетной документации.
Студентам обеспечивается доступ к электронному ресурсу, содержащему публикацию программы практики на сайте ТюмГУ: Преддипломная производственная практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
При прохождении преддипломной производственной практики студент обязан:
· выполнять задания руководителя практики от организации;
· подчиняться действующим в организации правилам внутреннего
распорядка;
· изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и
техники безопасности;
· нести ответственность за выполнение порученной работы и ее
результаты;
· представить письменный отчет о прохождении практики и другие
необходимые материалы и документацию.
Преддипломная производственная практика осуществляется на основе договоров на организацию практики, заключенных между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями.
Направление студента на практику оформляется командировочным удостоверением, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики,прилагается к отчету.
По результатам преддипломной производственной практики в установленный сроки представляется отчет по утвержденной форме.
Отчет оценивается дифференцированным зачетом. В случае отрицательной оценки допускается корректировка отчета в срок, определяемый руководителем от университета. Положительная оценка по преддипломной производственной практике является обязательным условием для допуска к защите выпускной квалификационной работы
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в соответствии с Уставом ТюмГУ и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Во время прохождения преддипломной производственной практики студент изучает основные вопросы работы организации и выполняет под руководством работника организации задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего.
Изучение основных вопросов работы организации осуществляется по следующим направлениям:
1. Общая характеристика организации:
· цель и порядок создания организации;
· основное содержание устава и/или иных документов,
регламентирующих деятельность организации;
· организационная структура организации;
· функции отдельных структурных подразделений и их
работников.
Рекомендуется использовать внутренние документы организации: Устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников и т.п.
2. Экономические условия и особенности функционирования
организации:
· внешняя среда организации: основные потребители, характеристика клиентуры, поставщики, конкуренты и т.д.
· внутренняя среда организации: менеджмент, персонал.
3. Основная деятельность организации:
· состав и характеристика продукции, работ и услуг организации;
· объёмы продукции, работ, услуг организации, их динамика;
· ценообразование на продукцию, работы, услуги;
· ценовая политика организации;
· система оплаты труда в организации;
· маркетинговые мероприятия организации.
4. Финансовое состояние организации:
· размер собственного капитала и его структура;
· структура активов организации;
· структура заемных ресурсов организации;
· структура доходов и расходов, рентабельность организации;
· порядок распределения прибыли;
· ликвидность баланса, показатели и состояние.
5. Риски в деятельности организации:
· виды рисков, связанных с деятельностью организации;
· оценка рисков;
· управление рисками в организации, используемые методы.
6. Организация учёта в организации:
· структура учетных подразделений;
· порядок отражения в учете конкретных операций;
· документальное оформление операций;
· структура бухгалтерского баланса организации;
7. Налогообложение организации:
· виды налогов, уплачиваемых организацией;
· порядок исчисления и уплаты налогов.
8. Отчётность организации:
· финансовая отчетность, состав, содержание, сроки ее
предоставления;
· статистическая отчетность, формы, содержание, порядок
предоставления.
Изучение указанных вопросов целесообразно провести за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года).
Во время прохождения практики студенты должны научиться:
1. Обрабатывать и анализировать финансовую информацию:
· составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность организации;
· читать балансы, оценивать состояние активов и пассивов;
· оценивать соответствие деятельности организации нормативно-правовой базе;
· документально оформлять результаты анализа, готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учётом экономических последствий и требований деловой этики;
· оформлять необходимую документацию, в т.ч. отчётную, бухгалтерскую и статистическую;
· использовать современную оргтехнику, в т.ч. специальную.
2. Практически осуществлять операции, характерные для организации, в которой студент проходит практику.