Лекции 4-5. Государственный бюджет
Основные понятия:
государственный бюджет; функции государственного бюджета; доходы бюджета; структура доходов республиканского бюджета в текущем финансовом году; налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления; расходы бюджета; структура расходов республиканского бюджета в текущем финансовом году; текущие расходы бюджета; капитальные расходы бюджета; функциональные расходы бюджета; ведомственные расходы бюджета; экономические расходы бюджета; защищенные статьи бюджета; секвестр; блокирование; дефицит бюджета; профицит бюджета; показатели уровня дефицита бюджета; внутренние источники финансирования дефицита бюджета; внешние источники финансирования дефицита бюджета; структура источников финансирования дефицита бюджета в текущем финансовом году; условия сокращения дефицита; местные бюджеты; собственные доходы местных бюджетов; местные налоги и сборы; регулирующие доходы; закрепленные доходы; дотация; субвенция; субсидия; основные показатели Закона о бюджете.
Экономическое содержание и функции бюджета
Бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Он появился с усложнением функций государства. С развитием производительных сил и товарно-денежных отношений государство, кроме функций, направленных на охрану собственных границ и содержание управляющих обществом органов, начинает строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. Для обоснования растущих государственных расходов начали составляться сметы затрат и доходов. На их основе появился государственный бюджет. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
В учебниках, научной литературе, законодательных актах используются разные трактовки понятия «бюджет». Бюджет рассматривается как роспись предполагаемых государственных доходов и расходов, как основной финансовый план, как форма образования и расходования фонда денежных средств и т.д.
Белорусские ученые определяют государственный бюджет как «совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств»[22].
Бюджет оказывает значительное регулирующее влияние на экономику. Доходы бюджета позволяют влиять на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности различных видов деятельности и размер доходов социальных групп населения. Они способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате доходы бюджета обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития. Но, как отмечают российские исследователи, регулирующие возможности бюджетных доходов имеют определенные пределы[23]. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВНП, а в последствии и потенциальных доходов самого государства. Установление низкого уровня изъятия сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.
Регулирующая роль расходов бюджета находит свое выражение в приоритетном финансировании научных исследований, развитии прогрессивных отраслей, оптимизации структуры производства, сглаживании региональных диспропорций. Они являются основой существования рыночной инфраструктуры общего назначения. Путем осуществления бюджетных расходов образуются доходы нетрудоспособных, и оказывается поддержка другим социально незащищенным гражданам.
Таким образом, государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
· перераспределение национального дохода;
· финансовое обеспечение социальной политики;
· государственное регулирование и стимулирование экономики.
В настоящее время в Республике Беларусь через бюджет перераспределяется около 40% ВВП.