Специализированные прокуратуры

1.Военная прокуратура(Гл.военная прокуратура,военные прокуратуры военных округов,флотов,ракетных войск стратегического назначения,прокуратуры субъектов РФ,прокуратуры городов и районов).Порядок организации и деятельности регулируются подзаконными нормативными актами,приказами Генпрокурора РФ.полномочия:

-участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

-назначать вневедомственные ревизии и проверки;

-по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на тер-рии и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

-проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и др.местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

-требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

2.транспортные прокуратуры(управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры РФ, транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур). Осущ.свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности; надзор за исполнением законов Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой РФ, Федеральной службой речного флота и входящими в них гос-ными предприятиями, организациями, учреждениями, а также Гос-ным таможенным комитетом.

3.прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного хар-ра, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации;

4.прокуратуры, действующие на особорежимных объектах и в закрытых административно-тер-ных образованиях ‑ ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей). Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре;

5.природоохранные прокуратуры. Создаются там и тогда, где и когда только тер-ные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных.В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

Правовой статус прокурора

Требования:граждане РФ, имеющие высшее юр.образ-е, полученное в ВУЗе, имеющем гос. Аккредитацию,не моложе 25лет.При их назначении на должность может быть установлен испыт.срок до 6 мес.На должности прокуроров субъектов РФ-не моложе 30 лет, имеющих стаж прокурора или следователя не менее 5 лет. На должности пом.прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в ВУЗах по юр.специальности. Лица, назначенные впервые, принимают присягу.

3 этапа назначения на должность Ген.Прокурора. Эт.2+3=не более 30дней.

1. Представление кандидатуры Президентом РФ,

2. Обсуждение кандидатуры в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

3. Назначение на должность Советом Федерации Федерального Собрания.

2 этапа снятия с должности Ген.Прокурора.

1. Возбуждение произ-ва (предполагает наличие повода и основания)

2. Рассмотрение предложения Президента РФ в заседании Совета Федерации Федерального Собрания

Служба в органах и учреждениях прокуратуры явл.видом федеральной гос.службы.Срок-неопределенный срок или на срок до 5 лет.В соответствии с должностью и стажем им пожизненно присваиваются классные чины (их 11). Прокурорские работники и следователи в порядке, определяемом Ген.прокурором, раз в 5 лет подлежат аттестации.

Установлены гарантии неприкосновенности личности этих работников, также установлен порядок их поощрения, мат. и соц.обеспечение с учетом выслуги лет и классных чинов.

Основания освобождения от должности прокуроров субъектов РФ:

1. по собственному желанию

2. в связи с выходом в отставку

3. в связи с переводом на другую работу

4. в связи с невозможностью исполнять обязанности по сост. здоровья

5. по результатам аттестации

6. в случае совершения преступления

7. по др.основаниям, предусмотренным законодательством.

Прокурор считается одной из равноправных сторон, участвующих в судебном разбирательстве, способствует исполнению предписаний закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела. В уголовном деле выступает в суде в качестве гос. обвинителя. В гражданском деле-способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Обязан реагировать на незаконное или необоснованное решение суда.

Полномочия прокурора:

По общему надзору:Беспрепятственно входить на тер-рии и в помещения министерств и ведомств и др.органов, на которые распространяется эта отрасль надзора,иметь доспут к документам и материалам;Вправе требовать от рук-лей этих орг-ций предоставления необх.документов,материалов, статистических сведений;выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;проведение проверок по поступившим обращениям;вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона.

Полномочия по надзору за исполнением законов органами, осущ.оперативно-розыскную деят-ть, дознание предварительное следствие устанавливаются УПК, Законом об оперативно-розыскной деят-ти и др.,они вкл.:Проверка угол.дел, материалов о совершенных преступлениях;Дача письменных указаний следователям и дознавателям по вопросам расследования;Контролирование правомерности их решений о возбуждении угол.дел;Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и дознавателей;Возвращение угол.дел для дополнительного расследования;Изъятие дела из органа дознания и передача его от одного следователя др.;Возбуждение,приостановление,прекращение угол.дел.

36. Органы внутренних дел: система и основные направления деятельности

ОВД–часть органов гос. исполнительной власти,они занимают одно из центральных мест в системе ПО, поскольку выполняют наибольший объем работы, связ.с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

Система ОВД-централизованная,возглавляемая МВД РФ.

Состав:МВД республик;ГУ,У и ОВД краев,обл.,городов федерального значения,автономной обл.,автономных округов,районов,городов, районов в городах,закрытых административно-терр-ных образований;Управления и ОВД на ж/д, воздушном и водном транспорте;Управления и отделы Главного УВД(на режимных объектах);Региональные управления по борьбе с орг-ной преступностью;Внутренние войска,состоящие из округов,соединений,воинских частей,воинских образ-ных учреждений;терр-ные органы управления учреждениями с особыми условиями хоз-ной деят-ти,окружные управления материально-техн.и военного снабжения, образ-ные, научно-исслед-е учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осущ.задач, возложенных на ОВД и внутренние войска. В систему Министерства также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образ-ных учреждений,учреждений обеспечения деят-ти внутренних войск, органов управления внутренними войсками. ОВД и внутренние войска составляют систему Министерства.

Осн.направления деят-ти:Административная (охрана общ-ного порядка, организация безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности);Уголовно-процессуальная (расследование преступлений, рассмотрение заявлений о совершенных преступлениях, подготовка материалов в протокольной форме);Оперативно-розыскная деят-ть по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы,без вести пропавших;Выдача паспортов, разрешений на хранение и ношение огнестрельного, газового оружия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деят-тью;Обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лиц ПО, охрану объектов собственности по договорам.

37. Министерство внутренних дел: структура, задачи и полномочия

МВД России явл.федеральным органом исполнительной власти,осущ.функции по выработке и реализации гос-ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутр.дел, в том числе в сфере миграции.

Положение о МВД РФ,утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. №927.МВД России возглавляет Министр внутр.дел РФ,назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.Рук-во деят-тью МВД России осущ.Президент РФ.

МВД России возглавляет систему ОВД,в которую входят:гл.управления МВД России по федеральным округам,министерства внутр.дел,гл.управления, УВД субъектов РФ,УВД на ж/д,водном и воздушном транспорте,УВД в закрытых административно-терр-ных образ-ях,на особо важных и режимных объектах,окружные управления материально-техн.и военного снабжения,органы управления внутренними войсками,соединения и воинские части внутренних войск,представительства(представителей)МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Промежуточным звеном между непосредственно МВД РФ и отделами внутр.дел районов,городов,районов в городах и приравненных к ним, занимают МВД республик, гл.управления,управления и ОВД краев,обл.,городов федерального значения,автономной обл.,автономных округов.Таковых в соответствии с ч.1.ст.65 Конституции РФ может быть не менее 89 (по числу субъектов РФ).

Низовым звеном системы органов МВД РФ явл.отделы внутр.дел районов, городов,районов в городах и приравненные к ним.

На практике вся система органов МВД выступают в единстве. Все организационно-тактические формы органов МВД, взаимосвязаны между собой и, соответственно, взаимодополняемы. Один из основных принципов их работы – взаимодействие.

38. Милиция: структура, задачи и полномочия

Милиция-система гос-ных органов исполнительной власти,призванных защищать жизнь,здоровье,права,свободы граждан, собственность, интересы общества и гос-ва от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Задачи милиции явл.(ст.2 Закона «О милиции»):обеспечение безопасности личности;предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;выявление и раскрытие преступлений;охрана общ-ного порядка и обеспечение общ-ной безопасности;защита частной,гос-ной,муниципальной и иных форм собственности;оказание помощи физ.и юрид.лицам в защите их прав и законных интересов в пределах,установленных наст.Законом.

Осн.направлениями деят-ти милиции явл.:административная деят-ть, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.Административная деят-ть–исполнительно-распорядительная деят-ть,состоящая в организации и практическом осущ.аппаратами,службами и работниками милиции функций по охране общ-ного порядка,общ-ной безопасности и борьбе с преступностью административно-правовыми ср-вами.Оперативно-розыскная деят-ть–вид деят-ти,осущ.гласно и негласно оперативными подразделениями милиции в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деят-ти в РФ» в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания,без вести пропавших граждан.Уголовно-процессуальная деят-ть–деят-ть разл.органов и лиц по расследованию и разрешению уголовных дел.

Согласно ч.2 ст.1 Закон «О милиции» милиция входит в систему МВД РФ. Министр внутр.дел РФ осущ.рук-во всей милицией в РФ. Согласно ч.1 ст.7 Закона «О милиции», милиция в РФ подразделяется на криминальную и милицию общ-ной безопасности. В своей деят-ти милиция подчиняется МВД РФ,а милиция общ-ной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

В осн.разделения милиции на криминальную и общ-ной безопасности положены след.критерии: круг решаемых задач;объем реализуемых полномочий;подчиненность и подконтрольность; порядок назначения на должность и освобождения от должности рук-лей; источники финансирования и содержания.

В криминальную милицию входят следующие подразделения:уголовного розыска;по борьбе с эконом.преступлениями;по налоговым преступлениям;по борьбе с орг-ной преступностью;оперативно-поисковые;спец.тех.мероприятий;собственной безопасности;отряды милиции спец.назначения;оперативно-разыскной инфо.

В милицию общ-ной безопасности входят:дежурные части;участковые уполномоченные милиции;Гос-ная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ;изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;спец.приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;медицинские вытрезвители при ОВД.

39. Федеральная миграционная служба: структура, задачи и полномочия

ФМС-федеральный орган исполнительной власти,осущ.правоприменительные функции,функции по контролю и оказанию гос-ных услуг в сфере миграции.Подведомственна МВД РФ.

Полномочия ФМС:выдача виз иностр.гражданам и лицам без гражданства на въезд в РФ;принятие от лиц,проживающих на тер-рии России заявлений по вопросам гражданства в стране;проверку фактов и документов,представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства России;направление Президенту РФ заявлений по вопросам гражданства,а также заключений по данным заявлениям, документам и материалам;исполнение принятых Президентом решений по вопросам гражданства;ведение учета лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его терр-ным органом приняты решения об изменения гражданства; оформление гражданства РФ;оформление и выдачу паспортов гражданам РФ;проставление отметки о запрете въезда на тер-рии РФ;депортация;проведение гос-ной дактилоскопической экспертизы;произ-во по делам административных правонарушений; представление в судах интересов Президента РФ,Правительства,МВД по вопросам, относящимся к установленной сфере деят-ти ФМС России,а также защиту в судах интересов ФМС России.

Организация деят-ти ФМС России.ФМС России возглавляет директор ФМС, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства страны.Директор несет персональную ответ-ть за осущ.возложенных на ФМС России полномочий.Директор имеет заместителей,назначаемых на должность Президентом страны по представлению главы кабинета министров России.ФМС России–юрид.лицо,имеет печать с изображением Гос-ного герба РФ и со своим наименованием,иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством нашей страны. Местонахождение ФМС России – город Москва.

40. Внутренние войска МВД: виды, задачи и полномочия

Назначение,правовые основы,принципы деят-ти,полномочия внутр.войск МВД РФ,порядок выполнения ими возложенных задач,определены ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутр.войсках МВД РФ».

Внутренние войска МВД РФ входят в систему МВД РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и гос-ва,защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Деят-ть внутренних войск осущ.на основе принципов законности,соблюдения прав и свобод человека и гражданина,единоначалия,централизации управления.

На внутр.войска возлагаются след.задачи:

-участие совместно с ОВД РФ в охране общ-ного порядка,обеспечении общ-ной безопасности и режима чрезвычайного положения;

-охрана важных гос-ных объектов и спецгрузов-участие внутр.войск в обеспечении безопасности объектов гос-ной охраны и защиты охраняемых объектов;

-участие в терр-ной обороне РФ;

-оказание содействия пограничным органам ФСБ в охране Гос-ной границы РФ.

При этом выполнение задач,возложенных на внутр.войска,осущ.:органами управления внутр.войсками;соединениями и воинскими частями оперативного назначения;спец.моторизованными соединениями и воинскими частями;соединениями и воинскими частями по охране важных гос-ных объектов и спец.грузов;авиационными воинскими частями;морскими воинскими частями;военными образовательными учреждениями высшего проф.образ-я;разведывательными воинскими частями(подразделениями);воинскими частями(подразделениями) спец.назначения;учреждениями(медицинскими,научными и др.) и воинскими частями обеспечения

Гл.командование состоит из командования внутр.войск,гл.штаба внутр.войск, управлений,отделов,служб и иных структурных подразделений,образуемых в соответствии с наст.Положением.Структура и штатное расписание Гл. командования утверждаются МВД РФ.

41. Органы юстиции: система и основные направления деятельности

Органы юстиции - Министерство юстиции РФ; министерства, (главные) управления, отделы юстиции республик, областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; учреждения записи актов гражданского состояния; Российский федеральный центр судебных экспертиз и региональные лаборатории судебных экспертиз; Российская правовая академия и др. Органы юстиции надзирают за деят-тью нотариальных палат и коллегий адвокатов.

Среди осн.направлений деят-ти органов и учреждений Министерства юстиции РФ: реализация гос-ной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и гос-ва; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деят-ти судов; обеспечение исполнения актов судебных и др.органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

42. Министерство юстиции: структура, задачи и полномочия

Статус министерства и его органов определяется ст.32 ФКЗ «О Правительстве РФ», Положением о Министерстве Юстиции.

Задачи и функции по каждой из задач:

1.Реализация гос.политики в сфере юстиции:Координация нормотворческой деят-ти федеральных органов исполнительной власти;Юрид.экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет их соответствии К РФ и ФЗ;Обеспечение деят-ти полномочных представителей Правительства РФ в Гос.Думе РФ;

2.Обеспечение прав и законных интересов личности и Гражданина

3.Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности

4.Обеспечение установленного порядка деятельности судов

5.Обеспечение исполнения актов судебных и иных органов

6.Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Полномочия Минюста:создает свои терр-ные органы,утверждает положения о них,утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников;создает учреждения юстиции и иные организации,реорганизует и ликвидирует их,а также утверждает их уставы;заключает международные договоры РФ межведомственного хар-ра;запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ,организаций и должностных лиц; готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами гос-ной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и др.органов, по исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны;вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для гос-ных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Система органов Министерства Юстиции РФ состоит из 4х подсистем органов и учреждений:Органы и учреждения юстиции(центральный аппарат Министерства юстиции РФ состоит из департаментов, отвеч. за конкретные участки работы;Коллегия Министерства (председатель=министр, замы, др.руководящие работники министерства). Персональный состав утверждается Президентом РФ по представлению министра. Решения приводятся в жизнь приказами министра);федеральные управления по федеральным округам;терр-ные подразделения (глав.управления, управления, отделы в субъектах РФ) – выполнение осн.функций в масштабах федеральных округов и субъектов РФ;функциональные учреждения (гос-ный и частный нотариат, загсы, ГРП, Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной собственности военного, спец.и двойного назначения,Российский федеральный центр судебных экспертиз, региональные лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия и др.);Федеральная служба исполнения наказания;Федеральная служба судебных приставов;Федеральная регистрационная служба

43. Федеральная служба судебных приставов: структура, задачи и полномочия

Задачи ФССП:обеспечение порядка деят-ти КС РФ,ВС РФ,ВАС РФ,судов общей юрисдикции,арбитражных судов;организует принудительное исполнение приказов и других правовых актов;управление тер-ными органами.

ФССП по отд.осн.направлениям деят-ти имеет 9управлений.Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта.Территоральным органом ФССП явл.Гл.управление ФССП.

Права:обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;применять физич. силу,спец.ср-ва и огнестрел. оружие в случаях и порядке, кот. предусмотрены ФЗ о судеб. приставах;проверять документы,удостоверяющие личность,у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;осущ.личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрыв. вещества, взрывные устройства, наркотич. ср-ва или психотропные вещества

44. Федеральная регистрационная служба: структура, задачи и полномочия

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) явл.федеральным органом исполнительной власти, осущ.функции в сфере:гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций;гос-ной регистрации актов гражданского состояния;осущ.на тер-рии РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образ-ями и адвокатскими палатами;открывает и упраздняет гос-ные нотариальные конторы в субъектах РФ;наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;организует выдачу лицензий на право нотариальной деят-ти;удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физ.и юрид.лицами в компетентные органы иностр.гос-в; осущ.иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате; осущ.орг-ное и методическое рук-во деят-тью терр-ных органов, связ.с ведением реестров адвокатов субъектов РФ, выдачей удостоверений адвокатов, участием представителей терр-ных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре.

45. Органы уголовно – исполнительной системы Министерства юстиции: система, задачи и полномочия.

УИС состоит:из центрального органа УИС;тер-ных органов УИС;учреждений(исправительные колонии,воспитательные колонии,тюрьмы,лечебно-исправительные учреждения,СИЗО) и предприятий. Центральный орган УИС-Гл.управление исполнения наказаний Минюста РФ(ГУИН).

Осн.задачами деят-ти ГУИН явл.:обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деят-ти УИС; организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы;организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;обеспечение правопорядка и законности в учреждениях,исполняющих наказания в идее лишения свободы.

Осн.направления деят-ти органов УИС:осущ.содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах,а осужденных-в тюрьмах; произ-ная деят-ть; оперативно-розыскная деят-ть в следственных изоляторах и колониях; уголовно-процессуальная деят-ть;рассмотрение дел об административных правоотношениях.

Наши рекомендации