Понятие предприятия и их классификация. Характеристика внешних и внутренних факторов предприятия
Предприятие –это предпринимательская производственная единица, которая функционирует в разных сферах деятельности и выступает объектом собственности в виде обособленного имущественного комплекса.
В соответствие с ГК РФ:
Предприятие –это юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведение или оперативном управление обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, заключает от своего имени имущественные сделки и участвуют в предпринимательском обороте.
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам: 1)численность работников; 2)годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых на предприятии выделяют малые предприятия (не более 99 чел), средние (от 100 до 499), крупные предприятия (свыше 500).
Классификация предприятий
В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.
Предприятия могут принадлежать к различным формам собственности:
1. индивидуальная – личная, частная собственность.
2. коллективная собственность – государственная, муниципальная, смешанная.
Все предприятия по сферам деятельности делятся на несколько групп:
1. производственные предприятия – выпуск промышленной, с/х, строительной продукции.
2. предприятия, производящие услуги за оплату,
3. предприятия, занятые посредничеством,
4. предприятия, занятые сдачей в пользование имущества.
Организационно – правовые формы предприятия:
Коммерческие – могут создаваться согласно российского законодательства в форме:
1. хозяйственных товариществ и обществ – это коммерческие организации, с разделенным на доли УК.
2. Унитарное предприятие – предприятие только государственное или муниципальное, собственником является государство, имущество не делимо, во главе стоит единоличный руководитель. Унитарное предприятие подразделяется на 2 категории: унитарное предприятие, основанное на праве хоз.ведения; унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
3. Производственный кооператив – добровольное объединение граждан для совершения производственной или хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива и на объединение их имущественных паевых взносов. Каждый член кооператива имеет голос в управлении произв кооперативом, полученная прибыль распределяется с учетом трудового участия членов кооператива.
Принципы управления предприятием.
Попробуем чётко сформулировать принципы управления. К первичным (их ещё называют основные) управленческим функциям относят планирование деятельности предприятия, её умелую организацию, мотивацию персонала и контроль над выполнением задач. Все эти функции объединены между собой неразрывными связями. После реализации самой последней приходится возвращаться к первой, что указывает на цикличность управления.
Рассмотрим принципы управления подробнее, акцентируя внимание на главном.
Планирование. Этот принцип предполагает чёткое представление и определение целей организации. После точной формулировки целей необходимо составить и план их достижения, определить необходимое количество ресурсов, которые потребуются для достижения конечного (планируемого) результата. С помощью планирования руководство может установить и обозначить направление, в котором будут работать все члены организации и объединить их общей целью.
Умелое и чёткое планирование не в силах гарантировать окончательный успех. Сначала нужно претворить намеченный план в жизнь, а потом уже ждать задуманных результатов. Поэтому, следующим принципом управления является организация, которая устанавливает и разграничивает порядок необходимых для выполнения персоналом действий. Подходов к организации существует великое множество. Правильно подобрав один из них, можно добиться потрясающих результатов.
Призвать сотрудников к выполнению поставленной задачи зачастую является совсем нелёгкой задачей, однако, умело воспользовавшись принципом мотивации можно добиться воистину великолепных результатов. Чем больше заинтересован персонал в выполнении задачи, тем эффективнее будет деятельность предприятия.
И наконец, последний принцип в управлении – контроль над выполнением поставленных задач, а точнее над качеством выполнения. Контроль представляет собой процесс, который обеспечивает достижение организацией поставленных во время этапа планирования целей. Благоразумный руководитель будет контролировать не только конечный результат деятельности сотрудников, но и каждый этап выполнения задачи. Контроль позволяет на ранних этапах выяснять недостатки компании и немедленно устранять их. Принципы управления, обозначенные выше очень важны. Чёткое следование им позволит предприятию достигнуть весомых успехов в своей деятельности.
Внешняя среда предприятия:
- микросреда: поставщики, покупатели, конкуренты, налоговые и др. органы.
- макросреда: политические, экономические, социальные факторы.
Внутренняя среда предприятия:
- капитал, трудовые ресурсы, материальные активы, технологии,
- финансовые потоки, информация, нематериальные активы.