Теоретические и практические аспекты налогообложения
Необходимость и сущность налогов. Налоговая система РФ, ее состав и структура. Различия между «налоговой системой» и «системой платежей».
Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Итальянский экономист Франческо Нитти отмечал: «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов». А по образному замечанию Карла Маркса, «в налогах воплощено экономическое выражение существования государства»[1].
Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения. Так, известный английский экономист А. Смит более 200 лет назад определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты. В теории налогов того времени господствовало мнение о налогах только как о чисто фискальном инструменте.
В начале XX в. Ф. Нитти предлагает наиболее четкое определение роли налогов в системе мер государственного воздействия на развитие национального рынка. Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. И далее: «налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей» [2].
Значительно позже учеными-экономистами и самой практикой налогообложения было доказано, что налог — это не просто фискальный инструмент; это также мощное средство экономической политики государства для отражения своих приоритетов, орудие экономических и социальных реформ. Так, например, постепенно снижая налоги, государства во второй половине XX века пытались стимулировать спрос, повысить темпы экономического роста, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая же налоги, правящие структуры стремились ослабить инфляцию, стабилизировать экономический цикл. Чтобы побудить предпринимателей перейти к более совершенным приемам производства или более производительным формам хозяйственной организации, экономисты рекомендовали государству параллельно создавать для фирм и лиц, достигших определенных успехов в указанных областях, известные налоговые льготы.
Налоговый кодекс РФ определяет налог, как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3].
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Согласно Налоговому кодексу, налоговую систему образуют три группы налогов: федеральные, региональные и местные.
Отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции (полномочий) органов законодательной (представительной) власти в установлении налогов на конкретной территории.
Так, федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории данного субъекта РФ.
Местные налоги устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории муниципальных образований.
К федеральным налогам и сборам относятся (статья 13 НК):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся (статья 14 НК):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся (статья 15 НК):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Кроме того, статьей 18 НК определен перечень специальных налоговых режимов, в рамках которых уплачиваются единые налоги (единый сельскохозяйственный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог на вмененный доход) взамен трех основных – НДС, налога на прибыль и налога на имущество.
В то же время, перечень налогов, входящих в налоговую систему является закрытым и не может быть изменен или дополнен решениями региональных и местных органов власти.
Помимо приведенной выше классификации по видам, налоги делят по способу изъятия на прямые и косвенные.
Обращаем внимание на то, что система платежей, взимаемых с организаций и физических лиц, включает в себя, кроме налогов, и другие обязательные платежи, например, платежи во внебюджетные фонды, плату за загрязнение окружающей среды, и т.д. Таким образом, «система налогов» и «система платежей» не являются идентичными понятиями.
Безусловно, налоги составляют львиную долю доходов бюджетов всех уровней. Признавая значимость налогов, необходимо помнить, что налоги являются хоть и основным, но не единственным видом централизованных доходов (зачисляемых в бюджетную систему Российской Федерации). Кроме налогов к централизованным доходам относятся иные обязательные платежи (таможенные пошлины, природоресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды), не входящие в систему налогов и сборов, и доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от приносящей доход деятельности и др.
Различия между налоговыми и неналоговыми платежами в зависимости от их законодательного регулирования представлены ниже: