Тема 3. Учёт основных средств и нематериальных активов
На предприятии ООО «МЕБЕЛЬЕР» приём (передачу) основных средств оформляется Акт о приеме-передачи объекта основных средств (Приложение 2)(ф. №ОС-1) в одном экземпляре. В этом документе записывается подробная характеристика объекта, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается, кто принял и кто сдал объект основных средств. Данный акт составляется на каждый отдельный объект основных средств.
Аналитический пообъектный учет основных средств ведётся бухгалтерией предприятия ООО «МЕБЕЛЬЕР» в инвентарных карточках (Приложение 2) (ф. № ОС-6).При одновременном поступлении нескольких одинаковых объектов допускается открытие одной групповой инвентарной карточки (ф. № ОС-6а) с указанием в ней инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту. Инвентарные карточки ведутся в одном экземпляре. Обязательные реквизиты инвентарных карточек - наименование объекта, его инвентарный номер, завод-изготовитель, номер акта и дата приёма, первоначальная стоимость, срок полезного использования; способ начисления амортизации; признаки участия или неучастия в предпринимательской деятельности, индивидуальная характеристика объекта. и др. При перемещении объектов внутри предприятия, ремонте, переоценке, выбытии в карточках делаются соответствующие отметки. Может также применяться электронный вариант инвентарной карточки учета основных средств.
Инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек (Приложение 2) (ф. № ОС-7).по учёту основных средств и хранятся в картотеке бухгалтерии, где они группируются по классификационным группам, а внутри их - по местам нахождения и видам объектов.
На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты основных средств составляются карточки (ведомости) учета движения основных средств (Приложение 2) за месяц по видам. Карточки открываются в начале года. В них по каждому виду основных средств отражаются наличие на начало года, поступление и выбытие за месяц, наличие на начало следующего месяца. Итоги записей в карточках (ведомостях) за год используются для заполнения отчётности о движении основных средств.
Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) осуществляется в инвентарном списке. В нем проставляют номер инвентарной карточки и дату ее оформления, инвентарный номер объекта, его полное название и характеристику, первоначальную стоимость и отметки о выбытии (перемещении).
Каждый объект основных средств закрепляется за материально-ответственным лицом. Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) осуществляется в инвентарном списке (инвентарной книге) (Приложение 2)(ф. № ОС-6б). В них проставляют номер инвентарной карточки и дату ее оформления, инвентарный номер объекта, его полное название и характеристику, первоначальную стоимость и отметки о выбытии (перемещении).
Выбытие основных средств вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств (Приложение 2) (ф. № ОС-1) в 2-х экземплярах. Наряду с актом о приеме-передаче объекта основных средств оформляется товарно-транспортная накладная.
Ликвидацией считается выбытие объектов основных средств по причине их физического и морального износа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с проведением работ по расширению, реконструкции, техническому перевооружению производства и по другим причинам.
Списание ликвидированных объектов основных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным собственником. На предъявленные к списанию объекты постоянно действующая комиссия составляет Акт о списании объекта основных средств (Приложение 2) (ф. № ОС-4) или Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) в двух экземплярах. При списании машин, оборудования, транспортных средств, пришедших в негодность вследствие аварий, к акту о списании объектов основных средств прилагают копию акта об аварии, в котором указываются ее причина и виновники аварии.
Разборка и демонтаж оборудования, зданий, сооружений, хозяйственного инвентаря и других объектов основных средств допускается после утверждения актов об их списании. Автомобили, прицепы и полуприцепы исключают из списка основных средств после утверждения акта о ликвидации и получения справки ГАИ о снятии их с государственной регистрации.
Затраты по ликвидации, а также стоимость материальных ценностей, полученных в процессе сноса и разборки объекта, отражаются в акте о списании объекта основных средств (Приложение 2)(ф. № ОС-4). В акте также приводятся данные о начисленной по объекту амортизации за весь период эксплуатации. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материальные ценности (драг. металлы), получаемые в процессе ликвидации, приходуются по ценам возможного использования.
Порядок документального оформления зависит от причин выбытия основных средств. При перемещении объектов основных средств между подразделениями организации оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств(Приложение 2) (ф. № ОС-2). В случае перевозки передаваемых внутри организации объектов основных средств автотранспортом также выписывается товарно-транспортная накладная.
По окончании ремонта составляется акт приёмки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Приложение 2)(ф. № ОС-3),который подписывается работником цеха, производившего ему ремонт, и работником цеха, куда поступает объект после ремонта. В акте указывают наименование объекта, его инвентарный номер и стоимость, время нахождения в ремонте, все виды выполненных работ, сметную и фактическую стоимость ремонта, результат испытания после ремонта. Оформленный акт поступает на подпись главному бухгалтеру и на утверждение руководителю предприятия. На основании акта делают отметку о дате и стоимости ремонта в инвентарной карточке объекта; если необходимо, вносят изменения в технический паспорт объекта, если в ходе ремонта были внесены изменения в характеристику объекта.
Принятие к учетупоступивших объектов нематериальных активов оформляется актом приемки нематериальных активов (Приложение 2) (ф. № НА-1), составляемом комиссией в одном экземпляре и хранящемся в бухгалтерии. В акте отражается:
1) наименование организации;
2) дата и номер составления;
3) основание для составления акта;
4) вид деятельности:
5) корреспондирующие счета;
6) наименование, номер и дата документа о регистрации;
7) способ приобретения;
8) первоначальная стоимость;
9) срок полезного использования;
10) норма амортизации;
11) годовая сумма амортизации;
12) заключение комиссии;
13) перечень прилагаемых документов и др.
К акту прилагаются документы, подтверждающие имущественные права (патент, лицензия, свидетельство о регистрации товарного знака, акт на использование природных ресурсов и землепользование и др.). Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем предприятия.
На основании акта на каждый объект нематериальных активов заполняется инвентарная карточка учета нематериальных активов(Приложение 2) (ф. НА-2), которая является регистром аналитического учета. В ней отражаются:
1) наименование организации;
2) дата и номер составления;
3) наименование, дата и номер документа на оприходование объекта;
4) наименование и назначение объекта нематериальных активов;
5) счет для учета объекта нематериальных активов;
6) способ приобретения;
7) наименование, номер и дата документа о регистрации;
8) первоначальная стоимость;
9) сведения для начисления амортизации (срок полезного использования, норма амортизации, способ начисления амортизации, годовая сумма амортизации)
10) результаты переоценки;
11) ФИО ответственного лица;
12) основные показатели объекта и др.
при списании или вследствие уничтожения объекта в чрезвычайных ситуациях - акт на списание(Приложение 2) составляемом комиссией в одном экземпляре и хранящемся в бухгалтерии. В акте отражается:
1) наименование организации;
2) дата и номер составления;
3) дата принятия к учету;
4) фактический срок эксплуатации;
5) первоначальная стоимость;
6) срок полезного использования;
7) норма амортизации;
8) начисленная сумма амортизации;
9) остаточная стоимость;
10) причины списания;
11) заключение комиссии;