Тема 3. Учёт основных средств и нематериальных активов

На предприятии ООО «МЕБЕЛЬЕР» приём (передачу) основных средств оформляется Акт о приеме-передачи объекта основных средств (Приложение 2)(ф. №ОС-1) в одном экземпляре. В этом документе записывается подробная характеристика объекта, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается, кто принял и кто сдал объект основных средств. Данный акт составляется на каждый отдельный объект основных средств.

Аналитический пообъектный учет основных средств ведётся бухгалтерией предприятия ООО «МЕБЕЛЬЕР» в инвентарных карточках (Приложение 2) (ф. № ОС-6).При одновременном поступлении нескольких одинаковых объектов допускается открытие одной групповой инвентарной карточки (ф. № ОС-6а) с указанием в ней инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту. Инвентарные карточки ведутся в одном экземпляре. Обязательные реквизиты инвентарных карточек - наименование объекта, его инвентарный номер, завод-изготовитель, номер акта и дата приёма, первоначальная стоимость, срок полезного использования; способ начисления амортизации; признаки участия или неучастия в предпринимательской деятельности, индивидуальная характеристика объекта. и др. При перемещении объектов внутри предприятия, ремонте, переоценке, выбытии в карточках делаются соответствующие отметки. Может также применяться электронный вариант инвентарной карточки учета основных средств.

Инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек (Приложение 2) (ф. № ОС-7).по учёту основных средств и хранятся в картотеке бухгалтерии, где они группируются по классификационным группам, а внутри их - по местам нахождения и видам объектов.

На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты основных средств составляются карточки (ведомости) учета движения основных средств (Приложение 2) за месяц по видам. Карточки открываются в начале года. В них по каждому виду основных средств отражаются наличие на начало года, поступление и выбытие за месяц, наличие на начало следующего месяца. Итоги записей в карточках (ведомостях) за год используются для заполнения отчётности о движении основных средств.

Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) осуществляется в инвентарном списке. В нем проставляют номер инвентарной карточки и дату ее оформления, инвентарный номер объекта, его полное название и характеристику, первоначальную стоимость и отметки о выбытии (перемещении).

Каждый объект основных средств закрепляется за материально-ответственным лицом. Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) осуществляется в инвентарном списке (инвентарной книге) (Приложение 2)(ф. № ОС-6б). В них проставляют номер инвентарной карточки и дату ее оформления, инвентарный номер объекта, его полное название и характеристику, первоначальную стоимость и отметки о выбытии (перемещении).

Выбытие основных средств вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в дру­гих случаях совершается на основании договора и оформляет­ся актом о приеме-передаче объекта основных средств (Приложение 2) (ф. № ОС-1) в 2-х экземплярах. Наряду с актом о приеме-передаче объекта основ­ных средств оформляется товарно-транспортная накладная.

Ликвидацией считается выбытие объектов основ­ных средств по причине их физического и мо­рального износа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с проведением работ по расши­рению, реконструкции, техническому перево­оружению производства и по другим причинам.

Списание ликвидированных объектов основных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным собственником. На предъявленные к списанию объекты постоянно действующая комиссия составляет Акт о списании объекта основных средств (Приложение 2) (ф. № ОС-4) или Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) в двух экземплярах. При списании машин, оборудования, транспортных средств, пришедших в негодность вследствие аварий, к акту о списании объектов основных средств прилагают копию акта об аварии, в котором указываются ее причина и виновники аварии.

Разборка и демонтаж оборудования, зданий, сооружений, хозяйственного инвентаря и других объектов основных средств допускается после утверждения актов об их списании. Автомобили, прицепы и полуприцепы исключают из списка основных средств после утверждения акта о ликвидации и получения справки ГАИ о снятии их с государственной регистрации.

Затраты по ликвидации, а также стоимость материаль­ных ценностей, полученных в процессе сноса и разборки объекта, отражаются в акте о списании объекта основных средств (Приложение 2)(ф. № ОС-4). В акте также приводятся данные о начисленной по объекту амортизации за весь период эксп­луатации. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демон­тированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материальные ценности (драг. металлы), получаемые в процессе ликвидации, приходуют­ся по ценам возможного использования.

Порядок документального оформления зависит от при­чин выбытия основных средств. При перемещении объек­тов основных средств между подразделениями организа­ции оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств(Приложение 2) (ф. № ОС-2). В случае перевоз­ки передаваемых внутри организации объектов основных средств автотранспортом также выписывается товарно-транспортная накладная.

По окончании ремонта составляется акт приёмки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Приложение 2)(ф. № ОС-3),который подписывается работником цеха, производившего ему ремонт, и работником цеха, куда поступает объект после ремонта. В акте указывают наименование объекта, его инвентарный номер и стоимость, время нахождения в ремонте, все виды выполненных работ, сметную и фактическую стоимость ремонта, результат испытания после ремонта. Оформленный акт поступает на подпись главному бухгалтеру и на утверждение руководителю предприятия. На основании акта делают отметку о дате и стоимости ремонта в инвентарной карточке объекта; если необходимо, вносят изменения в технический паспорт объекта, если в ходе ремонта были внесены изменения в характеристику объекта.

Принятие к учетупоступивших объектов нематери­альных активов оформляется актом приемки нематери­альных активов (Приложение 2) (ф. № НА-1), составляемом комиссией в одном экземпляре и хранящемся в бухгалтерии. В акте отражается:

1) наименование организации;

2) дата и номер составления;

3) основание для составления акта;

4) вид деятельности:

5) корреспондирующие счета;

6) наименование, номер и дата документа о регистрации;

7) способ приобретения;

8) первоначальная стоимость;

9) срок полезного использования;

10) норма амортизации;

11) годовая сумма амортизации;

12) заключение комиссии;

13) перечень прилагаемых документов и др.

К акту прилагаются документы, подтверждающие имущественные права (патент, лицензия, свидетельство о ре­гистрации товарного знака, акт на использование природных ресурсов и землепользова­ние и др.). Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем предприятия.

На основании акта на каждый объект нематериальных активов заполняется инвентарная карточка учета нематериальных активов(Приложение 2) (ф. НА-2), которая является регистром аналитического учета. В ней отражаются:

1) наименование организации;

2) дата и номер составления;

3) наименование, дата и номер документа на оприходование объекта;

4) наименование и назначение объекта нематериальных активов;

5) счет для учета объекта нематериальных активов;

6) способ приобретения;

7) наименование, номер и дата документа о регистрации;

8) первоначальная стоимость;

9) сведения для начисления амортизации (срок полезного использования, норма амортизации, способ начисления амортизации, годовая сумма амортизации)

10) результаты переоценки;

11) ФИО ответственного лица;

12) основные показатели объекта и др.

при списании или вследствие уничтожения объекта в чрезвычайных ситу­ациях - акт на списание(Приложение 2) составляемом комиссией в одном экземпляре и хранящемся в бухгалтерии. В акте отражается:

1) наименование организации;

2) дата и номер составления;

3) дата принятия к учету;

4) фактический срок эксплуатации;

5) первоначальная стоимость;

6) срок полезного использования;

7) норма амортизации;

8) начисленная сумма амортизации;

9) остаточная стоимость;

10) причины списания;

11) заключение комиссии;

Наши рекомендации