Курсы продавца и покупателя

Курсы продавца и покупателя. Различаются курсы продавца (bid) и покупателя (offer или ask). Банк, осуществляющий котиров­ку валюты, всегда совершает валютную сделку по выгодному для него курсу. Банки продают иностранную валюту дороже (курс продавца или курс продажи), чем покупают ее (курс покупателя или курс покупки).

Пример. Нью-Йорк на Лондон (прямая котировка):

1 ф. ст. = 1,6735 долл. — курс продавца;

1 ф. ст. = 1,6730 долл. — курс покупателя.

Нью-йоркский банк, продавая фунты стерлингов, получает за каждый фунт больше долларов (1,6735), чем платит при покупке английской валюты (1,6730).

Пример. Нью-Йорк на Франкфурте-на-Майне (косвенная коти­ровка):

USD = DEM 1,7500/10

USD 1 = DEM 1,7500 — курс продавца;

USD 1 = DEM 1,7510 — курс покупателя.

Американский банк, продавая марки, стремится заплатить за каждый доллар меньше марок (1,7500) и получить их больше при покупке марок (1,7510).

Разница между курсами продавца и покупателя — маржа — служит для покрытия расходов банка и в определенной степени для страхования валютного риска. Если банк покрывает совершен­ную сделку за счет предложенной ему контрсделки на основе тех же курсов, он получает прибыль за счет маржи. В связи с этим банки заинтересованы в привлечении клиентуры по валютным операциям. Банки, которые активно котируют валюты на рынке (маркет-мейкер), имеют значительный объем валютных сделок как с торгово-промышленной клиентурой, так и с банками, об­ладают достаточным размером собственных средств, позволя­ющим держать значительную валютную позицию, чтобы иметь возможность диктовать курсы по сделкам определенного объема. Крупные банки мало заинтересованы в сделках на суммы менее 5—10 млн долл. Банки меньшего размера, наоборот, не осуществ­ляют котировок для сделок на сумму свыше 3—5 млн долл.

Благодаря маркет-мейкерам поддерживаются ликвидность и устойчивость валютного рынка, поскольку они всегда готовы осуществить сделку по предложенным ими самими котировкам, а также обладают достаточными финансовыми возможностями для компенсирования движения валютных курсов как за счет собственных средств, так и выполняя приказы клиентов. Большин­ство маркет-мейкеров работают 24 ч в сутки, активно заключая сделки.

Другие банки на валютном рынке — пассивные участники процесса котировки, т.е. они делают запрос банку-контрагенту о состоянии валютного курса и вынуждены соглашаться на менее выгодный курс. Например, при обращении клиента во французс­кий банк с просьбой сообщить курс французского франка дилер отвечает: курс 5,6030—5,6080, что означает: покупаю 1 долл. за 5,6030 франц. фр., продаю 1 долл. за 5,6080 франц. фр. Маржа в этом случае составляет 0,0050 франц. фр. на 1 долл. (или 0,089% от курса продавца). Такое деление участников рынка очень усло­вно, поскольку коммерческие банки сами котируют курс валюты для своих клиентов торгово-промышленных корпораций и част­ных лиц.

Конкурентная борьба вынуждает банки сокращать свои маржи до 0,05% от котируемого курса, а иногда и больше. Однако поскольку маржа служит средством страхования потерь в связи с изменением курса валюты до совершения контрсделки, то при обострении валютного кризиса и потрясениях на валютных рын­ках она увеличивается от 2—3 до 10 раз.

Обычно котировка курсов банком означает его готовность совершить сделку на стандартную для него сумму, эквивалентную 3—5 млн долл., при наличии свободного лимита валютных опера­ций с банком, который обратился к нему с просьбой сообщить курс определенной валюты. Но при кризисном состоянии валют­ного рынка банковская котировка курса валют обычно имеет лишь информативное значение. Учитывая трудность обеспечения контрсделками купли-продажи на крупные суммы, банки могут ограничить сумму, на которую сообщают котировку или оставля­ют за собой право устанавливать для таких операций особый валютный курс, несколько отличающийся от рыночных курсов.

На большинстве валютных рынков применяется процедура котировки, называемая «фиксинг». Сущность ее заключается в определении и регистрации межбанковского курса путем после­довательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте. Затем на этой основе устанавливаются курсы продавца и покупателя. Эти курсы публикуются в официальных бюллетенях.

Курсы различных платежных средств в иностранной валюте базируются на курсах валютного рынка по сделкам с немедленной поставкой валют. Они дифференцируются в зависимости от срока реального платежа по сравнению с датой продажи клиенту чека, тратты, почтового перевода, поскольку в этом случае клиент авансирует банку эквивалент проданной валюты. Кроме того, курсы иностранных банкнот, ориентируясь на курсы валютного рынка, подчиняются также тенденциям, специфическим для рынка банкнот. Спр

Наши рекомендации