Правило номер шесть: возможность отступления
На закрытом пути вам придется научиться быть внутренне крайне гибким, подвижным и мобильным. Ведь в любой момент может случиться так, что вам придется неожиданно свернуть деятельность и отойти на заранее подготовленные позиции или полностью перестроить всю деятельность на совершенно новых принципах. Человек «упертый», такой, для которого принцип превыше всего, просто провалится на закрытом пути, погубит и себя, и дело. Так что гибкость и еще раз гибкость! Это не только способность отказаться в любой момент от своих целей и идей, но и способность перестроиться на другие цели и другие способы их достижения.
Для этого прежде всего нужно подготовить заранее пути отступления — запасные пути. Это, в сущности, тоже один из вариантов страховки, являющейся третьим правилом, но там страховка предусматривала другой вариант того же самого дела — запасные же пути означают совсем другое дело, которым вы сможете заняться в случае провала.
Очень часто люди выстраивают себе запасные пути чисто инстинктивно, когда чувствуют, что дело, которым они занимаются, закрывается (вернее, закрывается их путь в этом деле). Именно так поступают бизнесмены, регистрируя «на всякий случай» несколько фирм — одну на себя, одну на жену, одну на сына. Провал в одном направлении позволяет относительно безболезненно перекинуться на другое.
Но нас, конечно, больше интересуют случаи, когда люди, вооруженные знанием системы ДЭИР, осознанно применяют ее на практике — в частности, осознанно создают себе запасные пути, оказавшись перед тем фактом, что дело, которым они занимаются, на поверку является закрытым путем.
Рис. 25. Снижение риска на закрытых путях. Пример приблизительный, но в одном верный: нервы, увы, тратить приходится везде
К примеру, Алексей С. успешно занимался научной работой. Путь изначально был открытым. Но пришел момент, когда даже без применения тест-системы стало ясно: удача начала концентрироваться в значимых областях, а из ключевых уходить. Так, его исследования хорошо финансировались в процессе работы, удавалось достигать желаемых результатов, и все, казалось бы, шло хорошо, но когда работа была доведена до конца, оказывалось, что заказчикам она больше не нужна. Денег за конечный результат никто не платил, и сама работа мертвым грузом ложилась под сукно.
При этом нашего слушателя с работы никто не выгонял и деньги ему платили, но денег этих едва хватало на то, чтобы свести концы с концами, да и морального удовлетворения такая работа приносила все меньше и меньше. Ясно было, что путь закрывался неотвратимо. Не будем сейчас вдаваться в подробности, почему именно это происходило. Но ясно было, что этот закрытый путь превратить в открытый уже не удастся.
Пришлось искать запасные варианты. С помощью тест-системы человек выяснил, что его ждет реальная удача в деле сотрудничества с неким научно-популярным журналом. Он начал писать научно-популярные статьи, не уходя с основной работы. Это давало и какие-то деньги, и возможность реализовать свои творческие способности. Его статьи заметили, и вскоре он был приглашен на региональное телевидение в качестве ведущего научно-популярной передачи. Примерно в течение года он вел такую «двойную», и даже «тройную» жизнь, работая одновременно и в институте, и в журнале, и на телевидении. Между тем в институте дела пошли совсем плохо. Когда стало ясно, что ждать там уже нечего, наш ученик легко и безболезненно перешел на новую стезю (на которой уже, впрочем, давно находился), и сейчас он становится в своем городе довольно известным популяризатором науки. Ясно, конечно, что для него это не главное дело жизни, не магистральное направление, а те самые запасные пути, которые очень вовремя его спасли. А сейчас он постепенно переходит и к самому основному своему открытому пути — к магистральному направлению самоосуществления в жизни, а именно к новым направлениям в науке, связанным с энергоинформационными взаимодействиями. А его институт, кстати, вскоре после его ухода окончательно развалился, — и можно сказать, что его фактически уже не существует.
Вывод: если мы оказались на закрытом пути, то надо, не откладывая ни минуты, готовить запасные позиции, чтобы не оказаться в кризисе, если закрытый путь не удастся пройти.
Итак, мы перечислили шесть правил поведения на закрытом пути — шесть правил, позволяющих с наименьшими потерями выпутаться из закрытого пути, если уж мы в него ввязались. Но, как вы уже поняли, бывают случаи, и их немало, когда закрытый путь можно превратить в открытый, и зависит это только от нас.
Если мы научимся правильно выявлять при помощи тест-систем, где нас ждет открытый путь, а где закрытый, если нам удастся с честью выпутаться из всех закрытых путей в нашей жизни, если нам удастся превратить в открытые все те закрытые пути, которые поддаются такому превращению, что получится? Правильно: в нашей жизни просто не останется закрытых путей!
И самое главное, что у вас не будет никакой нужды вступать на закрытые пути. Зачем? Они вам больше будут не нужны. Вы ведь всегда будете видеть перед собой наиболее благоприятные пути. А если вы видите перед собой ровную, гладкую, широкую и прямую трассу, зачем же петлять по грязной проселочной дороге с рытвинами и колдобинами? Люди оказываются в этих рытвинах и колдобинах просто потому, что не видят других, более благоприятных перспектив. Вы же теперь без труда такие перспективы можете обнаруживать. Представляете, сколько это даст вам преимуществ? Сколько это сэкономит вам жизненных сил, здоровья, энергии, времени, наконец? А потому — смело вперед, к новым возможностям, к удаче, благополучию, счастью! Вы заслужили это.
Итак, мы подошли к очень важному моменту — к навыкам превращения закрытых путей в открытые. Сосредоточьтесь. Будьте внимательны при чтении следующей главы и особенно — при изучении следующего шага. Он сулит вам очень серьезные перемены в вашей жизни.