Основное правило номер шесть

— Это основное правило инвестирования номер шесть, — сказал богатый папа. — Если ты готов, а это означает, что у тебя есть образование и опыт, и ты нашел хорошую сделку, тогда деньги найдут тебя или ты найдешь деньги. Хорошие сделки, похоже, пробуждают в людях алчность. Здесь я использую слово "алчность" не в отрицательном смысле. Я говорю об алчности как о естественной человеческой эмоции — эмоции, которая есть у каждого из нас. Так что, когда человек находит хорошую сделку, она привлекает деньги. Но если сделка плохая, тогда деньги действительно трудно собрать.

— А вам попадались хорошие сделки, которые не привлекали деньги? — спросил я.

— Много раз, но при этом не сама сделка не привлекала Деньги. Не привлекал денег человек, который контролировал сделку. Другими словами, сделка была бы хорошей, если бы тот парень, что стоял во главе ее, отошел в сторону. Это то же самое, что гоночная машина мирового класса с посредственным водителем. Как бы хороша ни была машина, никто бы не стал делать на нее ставки, если за рулем — посредственный водитель. Специалисты по недвижимости часто говорят, что ключ к успеху — место, место, место. Я думаю иначе. На самом деле в мире инвестирования (будь то недвижимость, бизнес или бумажные активы) ключ к успеху — это всегда люди, люди, люди. Я видел, как самая лучшая недвижимость приводила к потере денег, потому что ею управляли не те люди.

— Повторяю еще раз: если я готов, сделал домашнее задание, у меня есть некоторый опыт и достижения, я нашел что-то, что является хорошей инвестицией, тогда найти деньги не так уж сложно.

— Таков мой личный опыт. К несчастью, слишком часто худшие сделки, в которые инвесторы вроде меня не стали бы инвестировать, предлагаются неискушенным инвесторам, и они часто теряют свои деньги.

— И именно для этого существует Комиссия по ценным бумагам и биржам, — сказал я. — Ее работа заключается в том, чтобы защитить среднего инвестора от этих плохих сделок.

— Правильно, — сказал богатый папа. — Основная работа инвесторов — обеспечить безопасность своих денег. Следующая ступень — как можно лучше конвертировать их в денежный поток или прирост капитала. Именно здесь ты поймешь, в состоянии ли ты сам или человек, которому ты доверил свои деньги, превратить их в актив, или они станут пассивом. И опять-таки, не инвестиция является безопасной или рискованной, а инвестор.

— Так это последнее правило инвестирования? — поинтересовался я.

— Нет. Не на длинной дистанции, — сказал богатый папа. — Инвестирование — предмет, азам которого можно учиться всю свою жизнь. Утешает то, что чем лучше ты владеешь азами, тем больше денег сделаешь и тем меньше будешь рисковать. Но есть еще одно основное правило инвестирования, с которым я и хочу тебя познакомить. Это правило номер семь.

Основное правило номер семь

— Что это за номер семь?

— Это способность оценивать риск и выгоду, — сказал богатый папа.

— Например, — спросил я.

— Допустим, твои первые два плана работают. Семена дали всходы, и у тебя есть, скажем, 25 тысяч дополнительных долларов, которые ты можешь потратить на что-то более спекулятивное.

— Я предпочел бы иметь 25 тысяч долларов сейчас, — сухо заметил я. — Но расскажите подробнее, как оценивать риск и выгоду.

— Итак, у тебя есть эти 25 тысяч, которые ты в каком-то смысле можешь позволить себе потерять — что означает: если ты их потеряешь, то поплачешь немножко, но по-прежнему у тебя будет еда на столе, бензин в машине, и ты сможешь отложить еще 25 тысяч. Тогда ты начинаешь оценивать риск и выгоду более спекулятивных инвестиций.

— И как я буду это делать?

— Скажем, у тебя есть племянник, у которого возникла идея открыть палатку для продажи гамбургеров. Чтобы начать, племяннику нужно 25 тысяч долларов. Это было бы хорошей инвестицией?

— С эмоциональной точки зрения — да, но с финансовой — нет, — ответил я.

— Почему? — спросил богатый папа.

— Слишком много риска и мало выгоды, — ответил я. — И, ко всему, как я получу обратно свои деньги? Самое важное здесь — не доход от инвестиции. Самое важное здесь — возвращение самой инвестиции. Как вы сказали, важна сохранность капитала.

— Очень хорошо, — сказал богатый папа. — Но если бы я сказал тебе, что этот племянник проработал в крупной сети закусочных 15 последних лет, что он был вице-президентом по важному аспекту бизнеса и готов открыть собственное дело — создать всемирную сеть бутербродных? И что за каких-то 25 тысяч долларов ты можешь приобрести 5% всей компании? Это бы тебя заинтересовало?

— Да, — сказал я. — Определенно. Потому что здесь больше выгоды при том же риске. И тем не менее это очень рискованная сделка.

— Точно, — сказал богатый папа. — И это пример основ инвестирования — оценки риска и выгоды.

— Так как же проводить оценку таких спекулятивных инвестиций? — спросил я.

— Хороший вопрос, — заметил богатый папа. — Это "богатый" уровень инвестирования, уровень инвестирования, следующий за инвестиционным планом защищенности и комфорта. Теперь ты говоришь о приобретении навыков инвестирования, которые характерны для богатых.

— И здесь мы вновь видим, что риск не в инвестиции, а в инвесторе, который не имеет соответствующих навыков.

"Три О"

— Верно, — сказал богатый папа. — На уровне, где инвестируют богатые, инвестор должен обладать "тремя О":

1. Образованием.

2. Опытом.

3. Остаточными (избыточными) деньгами.

— Избыточными деньгами? — переспросил я. — А не просто свободными деньгами?

— Нет. Я использую слово "избыточные" не случайно: для того чтобы делать инвестиции для богатых, необходимы избыточные деньги, в том смысле, что ты действительно можешь позволить себе их потерять и все же получить прибыль от подобных убытков.

— Прибыль от убытков? — удивился я. — Как это понимать?

— Об этом мы еще поговорим, — сказал богатый папа. — Ты поймешь, что на "богатом" уровне инвестирования все иначе, что здесь бывают хорошие и плохие убытки, хороший и плохой долг, хорошие и плохие расходы. На "богатом" уровне требования к образованию и опыту должны радикально возрасти. Если этого не произойдет, ты там долго не задержишься. Понял?

— Начинаю понимать, — ответил я.

Богатый папа продолжил, сказав, что если что-то идет не по формуле "все гениальное просто", то, скорее всего, это очень рискованно. Он сказал:

— Если кто-то не в состоянии объяснить тебе инвестицию менее чем за 2 минуты и ты видишь это, то либо ты не понимаешь, либо он не понимает, либо вы оба не понимаете. В любом случае лучше пропустить такую инвестицию, — он заметил также: — Часто люди стараются, чтобы инвестирование казалось сложным, и поэтому используют наукоподобный жаргон. Если кто-то делает это, попросите его говорить попроще. Если он не может объяснить инвестицию так, чтобы 10-летний ребенок понял хотя бы общую концепцию, вероятнее всего, он сам ее не понимает. Ведь как ни крути, а "ц/д"[19] означает всего-навсего то, насколько дорога данная акция, а "кап-норма" — термин, используемый в недвижимости, — просто мера того, сколько денег данная собственность кладет или не кладет тебе в карман.

— Значит, если это не просто — не делай этого? — спросил я.

— Нет. Так ставить вопрос тоже неправильно, — сказал богатый папа. — Люди, которым не интересно инвестирование или которые смотрят на него с позиции неудачников, часто говорят: "Если это сложно — я не буду этого делать". А я говорю им: "Когда ты родился, думаешь, родителям легко было научить тебя ходить на горшок? Видишь, даже ходить в туалет когда-то было непросто. Сейчас, надеюсь, ты это умеешь. Самостоятельно ходить в туалет для тебя просто один из основных навыков.

Наши рекомендации