И направления их использования

Пенсии Источник доходов Пенсионного фонда Российской Федерации Части трудовой пенсии Виды пенсий
По обязательному пенсионному страхованию Часть ЕСН, зачисляемая в доход федерального бюджета Базовая По старости По инвалидности По случаю потери кормильца1
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ Страховая
Накопительная
По обязательному пенсионному обеспечению Средства федерального бюджета   За выслугу лет По старости По инвалидности Социальная пенсия
1 Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеет только страховую составляющую (см.: ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации»).  

доходов от размещения сумм страховых взносов на накопи­тельную часть трудовой пенсии;

средств федерального бюджета;

добровольных взносов физических лиц и организаций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свобод­ных средств обязательного пенсионного страхования;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

других источников, не запрещенных законодательством Рос­сийской Федерации.

Структура доходов Пенсионного фонда Российской Федера­ции представлена на рис. 15.2.

Поступления единого социального налога. Суммы единого со­циального налога, поступающие из средств федерального бюдже­та на выплату базовой части трудовых пенсий, составляют более 43% в общем объеме доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок расчета этого налога общий для всех вне­бюджетных фондов[239]. Сумма единого социального налога, подле­жащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогопла­тельщиками на сумму начисленных ими за тот же период страхо­вых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), зачисляемых в доходы бюджета Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации.

И направления их использования - student2.ru

Рис. 15.2. Структура доходов Пенсионного фонда Российской Федерации

в 2004г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Ос­новным источником формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации являются обязательные страховые взно­сы работодателей и лиц, занимающихся индивидуальным предп­ринимательством. В 2004 г. на их долю приходится более 45% об­щего объема доходов, в том числе 38% составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии, 7,7% — на выплату накопи­тельной части трудовой пенсии.

До вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налого­вого кодекса РФ страховые взносы в Пенсионный фонд Российс­кой Федерации были отдельным платежом; объект обложения страховыми взносами определялся отдельными правовыми акта­ми, страховой тариф (ставка) взносов устанавливался в законода­тельном порядке, как правило, один раз в год. Кроме того, до 2001 г. в качестве одного из источников формирования Пенсион­ного фонда Российской Федерации выступали также страховые взносы работников.

В настоящее время страховые взносы на обязательное пенси­онное страхование не входят в систему федеральных налогов и сборов, которые регулируются Налоговым кодексом РФ. Поря­док их исчисления регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 Федерального закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональ­ным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для их на­числения являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.

В отличие от ставок единого социального налога тарифы страховых взносов для страхователей, производящих выплаты фи­зическим лицам, установленные ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, дифференцируются не только в зависи­мости от размера облагаемой базы, но и от возраста застрахован­ных лиц: для финансирования страховой части трудовой пенсии с увеличением возраста работника ставки растут, для формирова­ния накопительной части - уменьшаются[240]. Предусмотрены так­же пониженные ставки страховых взносов на обязательное пен­сионное страхование для работодателей-плательщиков, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, се­мейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные де­тективы и занимающиеся частной практикой нотариусы уплачи­вают суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа[241].

Кроме того, в рамках дополнительного пенсионного обеспе­чения, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Фе­дерации[242], Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ для ра­ботодателей, использующих труд членов летных экипажей воз­душных судов гражданской авиации, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 14% сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Бюджетные средства. За счет средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ, производятся финанси­рование выплаты государственных пенсий и пособий федераль­ным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей; участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и некоторые другие виды расходов. Кроме того, за счет бюджетных средств, переданных Пенсионному фонду Российской Федерации Министерством труда и социального развития РФ, осуществляются расходы Пен­сионного фонда на выплату досрочных пенсий безработным[243].

Доходы, полученные от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Порядок размещения обя­зательных пенсионных накоплений устанавливается Федераль­ным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пен­сии в Российской Федерации», который определяет перечень ак­тивов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений. К их числу отнесены государственные федеральные ценные бума­ги, и субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые де­позиты, денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах в кредитных организациях[244].

Прочие средства. К их числу относятся доходы от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления, а также добровольные взносы физических и юри­дических лиц. Так, ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации» определено, что граждане Российской Фе­дерации вправе добровольно вступить в правоотношения по обя­зательному пенсионному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно раз­делить на следующие группы (рис. 15.3):

• по обязательному пенсионному страхованию;

• по государственному пенсионному обеспечению;

• на дополнительное пенсионное обеспечение;

• на финансовое и материально-техническое обеспечение де­ятельности фонда;

• прочие расходы.

Как видно из рис. 15.3, значительную часть (89%) расходов Пенсионного фонда Российской Федерации занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя

выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выпла­та пособий на погребение и т.п.).

Расходы по обязательному пенсионному обеспечению составля­ют более 6% и включают в себя выплаты пенсий военнослужа­щим, социальных пенсий и т.п.

Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению включа­ют в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежеме­сячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

И направления их использования - student2.ru

Рис. 15.3.Структура расходов Пенсионного фонда Российской Федерации

в 2004 г.

Расходы по пенсионному обеспечению безработных граждан осу­ществляется за счет бюджетных средств, предоставленных Ми­нистерству труда и социального развития РФ и передаваемых им Пенсионному фонду Российской Федерации.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда включают в себя расходы на содержание ор­ганов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы.

Управление Пенсионным фондом Российской Федерации. Для оперативного управления средствами Пенсионного фонды РФ создана организация с одноименным названием — Пенсионный фонд РФ, с трехуровневой структурой управления, отражающая особенности России как федеративного государства:

на федеральном уровне — центральный аппарат, представлен­ный Правлением и его постоянно действующим исполнитель­ным органом — исполнительной дирекцией;

на региональном уровне — региональные отделения, созданные в каждом из 89 субъектов Российской Федерации;

на местном уровне — районные управления и отделы Пенси­онного фонда РФ, которые выполняют его функции в районах и городах и являются представителями региональных отделений Пенсионного фонда РФ.

Региональные отделения Пенсионного фонда РФ, а также уп­равления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном уп­равлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, те­кущий и другие счета в банках. При этом региональные отделе­ния в своей деятельности подчиняются исполнительной дирек­ции, руководствуясь решениями Правления Фонда; управления и отделы — региональному отделению.

Кроме того, органы Пенсионного фонда Российской Федера­ции и его структурные подразделения работают в тесном взаимо­действии со следующими структурами:

• региональными органами социальной защиты населения, осуществляющими непосредственное назначение и выплату пен­сий получателям;

• Центральным банком РФ, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд РФ осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;

• региональными отделениями Сбербанка РФ;

• федеральной службой почтовой связи, через отделения ко­торой осуществляются выплаты пенсии.

В настоящее время региональные отделения Пенсионного фонда РФ делятся на два вида:

• отделения в регионах, в которых органы социальной защи­ты осуществляют функции по назначению и выплате пенсий (традиционная схема);

• отделения в рамках Единой пенсионной службы (ЕПС), в которых органы Пенсионного фонда Российской Федерации са­мостоятельно производят расчет и выплату пенсий.

Начиная с 1992 г. в некоторых субъектах Российской Федера­ции в целях ликвидации многозвенной системы управления пенсионным обеспечением функции по назначению и выплате госу­дарственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду России. Впервые объе­динение основных функций по пенсионному обеспечению прои­зошло в Московской области на базе регионального отделения Пенсионного фонда РФ. В дальнейшем этот опыт получил свое развитие. К началу 2000 г. единые пенсионные службы были соз­даны на территории 22 субъектов Российской Федерации, из ко­торых 14 полностью функционировали в условиях Единой пен­сионной службы, 8 — на уровне отдельных районов и городов. Единая пенсионная служба, соединив функции сбора, аккумуля­ции страховых взносов и финансирования расходов на выплату государственных пенсий с функциями назначения (перерасчета) и выплаты пенсий в одной организационной структуре, обеспе­чила переход от многозвенной к двухзвенной системе управления финансовыми ресурсами. Преимущества такой модели организа­ции финансовых потоков сделали объективной необходимостью формирование Единой пенсионной службы на всей территории России.

Наши рекомендации