Государственное управление: понятие, сущность, специфика
ГУ – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Специфика государственного управления:
1. ГУ есть исполнительно-распорядительная деятельность.
2. ГУ это организация деятельности людей.
3. ГУ осуществляется непрерывно
5. ГУ является активной и целенаправленной деятельностью.
6. Подзаконность ГУ.
Соотношение с другими видами управленческой деятельности.
ГУ и менеджмент. Различие.
1. ГУ – удовлетворение потребностей общества, граждан. Менеджмент– увеличение прибыли организации.
2. Способы достижения: ГУ – экономические, психологические, социальные + методы принуждения. Менеджмент – экономические, психологические, социальные.
3. Структура, объем воздействия: ГУ – субординация, жесткое управление, бюрократическая структура. Гос-во влияет на всех субъектов экономических отношений. Менеджмент – плоские структуры, партнерские отношения, все на равных.
4. Продукт: ГУ – нельзя перевести в конкретные характеристики (безопасность, порядок, чистота улиц), нельзя продать. Менеджмент – количество конкретного товара, его можно продать.
Общее. 1. Субъект управления, потребитель – человек. 2. Есть четкая структура. 3. Стремление к эффективности. 4. Открытая система, ощущается влияние внешней среды.
Заимствование у менеджмента в ГУ: оперативность, гибкость, повышение профессионализма, подбор кадров, конкурсный набор, управление персоналом, кадровый менеджмент.
Гос политика – это целенапр-я деят-ть ОГВ по реш-ю общ-х проблем, дост-ю и реал-ии общезначимых целей разв-я общ-ва или его отд-х сфер. Отличие политики от гос. упр-я: ГУ – это осущ-е, применение и реализация гос политики, а гос политика – это общий план действий гос органов для реш-я общ-х проблем, теоретические основы по решению общественных проблем.
Субъект, объект и механизм гос упр-ия. Принципы системного подхода.
Субъект ГУ – управляющие подсистемы, звенья, элементы в системе упр-я, воздействующие на др. элементы (гос. служащие). Относятся все органы гос-го фед-го и регионального уровней. На федеральном уровне Правительство РФ включает три субъекта ГУ – министерство (комитет), службу, надзор. Объект ГУ – общество в целом, его социальные образования, отношения, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.
Механизм формирования и реализации ГУ:ПОТРЕБНОСТИ — ИНТЕРЕСЫ — ЦЕЛИ — РЕШЕНИЕ (воля) — ДЕЙСТВИЯ —> РЕЗУЛЬТАТЫ Механизм ГУ – система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется гос упр-ие обществом и защита его основных интересов. Система– сов-ть элементов, находящихся в отношениях и связях м/у собой и образующих определенную целостность и единство. Признаки системы:
1. существует, взаимодействует, реагирует на изменения окружающей среды;
2. состоит из элементов, компонентов, подсистем, каждый из которых является относительно самостоятельным. 3.система образуется не от суммы элементов, а от целостности 4.система выполняет определенную цель; 6. постоянно совершенствуется.7.множественность элементов.
Системный подход – исследование объекта упр-ия, как системы. Главное – описание системы. Основан на рассмотрении объекта упр-ия как единого целого, состоящего из отдельных элементов, α связаны м/у собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них влечет изменение др элементов или системы в целом. ОСН. ПРИНЦИПЫ СИСТ. ПОДХОДА:
Целостность,(рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему д/ вышестоящих уровней.)2. Иерархичность строения, (пр-р:любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется др.)3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. 4. Множественность, позволяющая use множество эк-х и математ-х моделей д/ описания отдельных элементов и системы в целом.5.качество, свойства системы, α не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.6. Самоупр-ие системы
Методы гос упр-ия
ГУ – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
Метод – сов-сть приемов, способов достижения целей упр-ия.
Методы: общие,используемые д/ выполнения всех или основных функций упр-ия (регулирование, общее руководство, административные и экономические методы) и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций (методы выработки и принятия УР).
Адм-ные м-ды реализуются путем прямого воздействия субъекта упр-ия на объект упр-ия. Воздействие может осущ-ся на основе заключенных договоров, ч/з административные приказы и распоряжения, положения и правила.
Эк-кие м-ды основываются на исп-нии стимулов, предусм-щих заинтер-сть и ответ-сть субъектов У за последствия принимаемых реш-й и побуждающих работников добиваться инициативного осущ-ия поставленных задач без специальных на то распоряжений.
Социально-психологические МУ: ориентированы на моральные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде. Под социальными методами упр-ия понимают конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, регулирование, моральное стимулир-ие, широкое инф-ние руков-ем работников, а также методы упр-ия группами и индивидуально-личностным поведением.
Под психологическими методами упр-ия понимают способы, приемы воздействия на регулирование отношений м/у людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических методов используются: методы комплектования команд и коллективов, методы гуманизации труда, методы профотбора и обучения.