Механизм налогообложения в некоммерческих организациях
В соответствии с Налоговым Кодексом доходом считается экономическая выгода НКО в денежной или натуральной формах. Поступления, не приносящие налогоплательщику экономической выгоды, не относятся к доходам, учитываемым при налогообложении. Например, не подлежат налогообложению транзитные платежи, к которым относятся: средства, поступившие от арендующих организаций в виде возмещения фактических расходов за оплаченные арендодателем коммунальные услуги и услуги связи; плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях для престарелых и инвалидов; средства, поступившие во временное пользование от госпитализированных в стационар больных, подлежащие впоследствии возврату гражданам; плата родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.
Например, проценты за использование кредитными учреждениями денежных средств НКО или суммы штрафов со своих членов за несвоевременное перечисление членских взносов включаются в состав внереализационных доходов НКО и подлежат налогообложению (в соответствии с пп. 6 и 3 ст. 250 НК РФ). В случае получения дохода от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, в приносящие доход активы или на депозиты в банках при формировании налоговой базы по налогу на прибыль необходимо обратить внимание на аспект дальнейшего использования данных средств для целевой (уставной) или предпринимательской деятельности.
Расходы в соответствии с законодательством делятся на прямые и косвенные.
Обоснованными считаются все затраты, произведенные в пределах установленных правовыми актами норм и нормативов (размер суточных при направлении работника в командировку, стоимость представительских расходов, нормы использования горюче-смазочных материалов и т. д.). Кроме того, они должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.
Налогоплательщик вправе учесть в числе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль организаций по упрощенной форме только по истечении налогового периода.
Некоммерческие организации обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.
Ставки налога на прибыль, как для коммерческих структур, так и для НКО одинаковы и составляют 20% от налогооблагаемой базы. Независимо от того, имеется ли у НКО превышение доходов над расходами, они обязаны ежеквартально представлять налоговые декларации.
С июля 2002 г. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнился новой главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 г. смогли все организации, в том числе и некоммерческие, если их статус и деятельность отвечали заданному набору критериев. Что собою представляет упрощенная система налогообложения (УСН), какие из НКО могут на нее перейти и нужно ли им это делать?
Суть упрощенной системы налогообложения состоит в том, что Организации, перешедшие на УСН, платят единый налог в размере 6 процентов с дохода или 15 процентов с дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом единый налог заменяет собой налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, и налог на имущество организаций. Иные налоги уплачиваются организациями в соответствии с общим режимом налогообложения. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общем порядке. Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, т.е. они обязаны исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, а в случае, например, аренды муниципального или государственного имущества - налог на добавленную стоимость. Переход на УСН происходит добровольно путем подачи в налоговую инспекцию соответствующего заявления. Срок подачи заявления - с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет перейти на УСН, а с 2013 году этот срок изменился до 09 января 2013 года включительно. С 2013 г. переход на УСН носит не заявительный, а уведомительный характер.
Остановимся лишь на тех критериях, которые имеют непосредственное отношение к абсолютному большинству НКО.
- По итогам девяти месяцев того года, в котором НКО подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не должен превышать 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Под доходом от реализации понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, стоимость безвозмездно полученных НКО денежных средств, иного имущества не учитывается при определении критической суммы.
- НКО не должна заниматься производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
- НКО не должна быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ. Этот критерий может иметь отношение только к тем НКО, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в следующих сферах: оказание бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 квадратных метров; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов с использованием не более 20 автомобилей. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности вводится по решению субъекта Российской Федерации.
- Средняя численность работников в НКО за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Средняя численность определяется в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
- Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности НКО, не должна превышать 100 млн. рублей.
- НКО не является негосударственным пенсионным фондом.
Остальные критерии вообще не применимы к НКО либо применимы лишь теоретически (трудно найти НКО, которая являлась бы участником соглашения о разделе продукции).
Налогоплательщик самостоятельно может выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае налог составляет 6 процентов, во втором - 15. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения.
Ныне действующий порядок налогообложения прибыли таков, что значительная часть некоммерческих организаций фактически лишена возможности получать безналоговые поступления. Например, автономные некоммерческие организации, не занимающиеся благотворительной деятельностью, образованием, наукой, культурой или охраной окружающей среды, обязаны практически все безвозмездные поступления включать в налоговую базу по налогу на прибыль (см. статью 251 Налогового кодекса РФ). Эти поступления признаются внереализационным доходом и из-за отсутствия внереализационных расходов (целевые расходы на уставную деятельность таковыми не признаются) облагаются налогом на прибыль в все безвозмездно полученные средства. В аналогичной ситуации находятся некоммерческие партнерства, союзы и ассоциации и ряд других организаций. Для таких организаций переход на УСН - единственный путь продолжить свое существование. Кроме того, это может быть экономически выгодно. Поскольку УСН заменил в свое время собой единый социальный налог, применение этой системы может дать экономию на налогах даже тем организациям, которые не осуществляют никакой предпринимательской деятельности. Расчеты показывают, что, если в затратах НКО заработная плата составляет не менее 30 процентов, то совокупное бремя налогов при переходе на УСН уменьшается.
Некоммерческие организации, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками НДС в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавленную стоимость освобождены. Главное условие освобождения тех или иных товаров, работ или услуг от НДС заключается в их социальной значимости.
Порядок определения налоговой базы по НДС, его исчисления и уплаты регулируется гл.21 НК РФ.
НДС не начисляется на ряд услуг и товаров, непосредственно выполняемых или реализуемых некоммерческими организациями:
- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты (частные и общественные организации такой льготы не имеют);
- услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях:
- услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях. Основное отличие этих услуг от приведенных выше заключается в том, что льгота, по НДС предоставляется образовательным, спортивным, общественным организациям, организациям культуры и искусства и другим организациям любой формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям;
- медицинские услуги определенного перечня, оказываемые физическим и юридическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой. Форма собственности и ведомственная принадлежность организации может быть любой;
- услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых государственными и негосударственными архивными учреждениями и организациями.
В некоторых случаях дополнительным условием является наличие лицензии на осуществление определенных услуг, в других - таких лицензий не требуется, в-третьих - имеются определенные требования к содержанию услуги. Например, если учреждение дополнительного профессионального образования оказывает платные услуги по программе, объем которой составляет менее 72 часов, то независимо от наличия лицензии оно не имеет льготы по НДС.
Государственную пошлину,являющуюся федеральным доходом, некоммерческие организации уплачивают в том случае, когда они совершают юридически значимые действия, обращаются в судебные органы за разрешением спорных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью. В гл. 25.3 части второй НК РФ предусмотрено, что от уплаты госпошлины освобождаются как организации в целом, так и отдельные виды совершаемых НКО действий. В частности, государственную пошлину не должны платить:
1)государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета. Следует иметь в виду, что если учреждения и организации финансируются из регионального или местного бюджета, от уплаты госпошлины они не освобождаются;
2)государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей - за право вывоза культурных ценностей;
3)общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий, при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции и к мировым судьям;
4)специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным(общественно опасным) поведением - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
5)государственные, муниципальные предприятия и учреждения - за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество казны соответствующего уровня.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от организационно-правового статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов.
Некоммерческие организации, имеющие в собственности налогооблагаемое имущество, являются, плательщиками налога на имущество организаций.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество в настоящее время (до принятия соответствующей главы НК РФ) регулируется Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Данным налогом не облагается имущество:
- религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
- общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;
- общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
Организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налог на общих основаниях.
Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.
Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл.22 НК РФ. Некоммерческие организации, реализующие подакцизную продукцию, определяют и уплачивают налог на общих основаниях.
Некоммерческие организации обязаны в общеустановленном порядке уплачивать транспортный налог, если они имеют в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении зарегистрированные транспортные средства.
Земельный налог, который относится к местным налогам, уплачивают НКО, имеющие земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Прямое освобождение от земельного налога имеют учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов и их союзы, членами которых являются инвалиды и их законные представители и количество которых составляет не менее 80% от общей численности работающих.
При оказании некоммерческой организации помощи социально не защищенным слоям населения выдача им одежды, продуктов питания, других товарно-материальных ценностей, как правило, подтверждается следующими документами:
- расходными накладными, оформленными в установленном порядке, на каждое лицо, получившее товарно-материальные ценности (при адресной социальной помощи);
- актами на списание товарно-материальных ценностей (при безадресной социальной помощи).
При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
За исключением некоторых случаев, ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13% .
В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 15%), налоговая ставка установлена в размере 30%.
Таким образом, мы видим, что налогообложение некоммерческих организаций - сложный процесс, требующий глубоких специальных знаний в области налогового законодательства.
Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.
Какой-либо унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми некоммерческими организациями, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.