Проблемы эффективного воспроизводства нематериальных активов
Современный подход к формированию финансового механизма развития промышленных предприятий строится на обосновании двух моделей внутреннего механизма воспроизводства активов предприятия – продуктовой и воспроизводственной модели. Воспроизводство продуктовой модели основано на привлечении прямых инвестиций и эффективно преимущественно в условиях слабой конкуренции. Вследствие эксплуатации такой модели при отсутствии взаимосвязи с результатами воспроизводства внеоборотных активов неизбежно наступает экономический спад как результат неконкурентоспособности предприятия. Основные характеристики продуктовой модели (воспроизводство товаров, работ и услуг) проявляются в распределении (перераспределении) произведенных товаров в стоимостной форме. Интерес инвесторов сводится к инвестициям в сырьевые отрасли.
Воспроизводственная модель проявляется в устойчивом росте собственного капитала фирмы и основывается на финансовом механизме, обеспечивающем рост прибыли и рентабельности. Главным критерием воспроизводственной модели является стоимость бизнеса. Уравнение рыночной оценки реального собственного капитала можно представить как совокупность инвестиций в физические, финансовые и интеллектуальные активы, которое выглядит так:
,
где А – сумма активов;
О – сумма обязательств;
НМА – сумма нематериальных активов.
Исследования показали, что получение конкурентных преимуществ фирмы полностью зависит от воспроизводства нематериальных активов за счет финансирования новых разработок, косвенным результатом которых являются количество технических решений, защищенных патентами Российской Федерации и патентами иностранных государств, и отражение их в финансовой отчетности как нематериальных активов.
Конечный продукт в своем физическом выражении содержит не только вещественную составляющую, но и интеллектуальную, и она тем больше, чем более высокие характеристики и большую потребительную стоимость имеет объект. Насыщение объектами интеллектуальной собственности продуктов ведет к несовпадению динамики вещественных затрат и стоимости готового продукта. Тенденции, ускоряющие эрозию материальных преимуществ по сравнению с нематериальными, продолжают нарастать. Конкурентоспособные предприятия выходят на рынок с новыми видами продукции, основанными на новом поколении нематериальных активов. Глобализация конкуренции требует от предприятий быстрого и адекватного реагирования на любые рыночные
изменения.
Известно, что технические решения, защищенные патентами на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, отраженные в научных отчетах, инструкциях и методиках, как правило, содержат опережающую информацию об инновациях. И это опережение составляет 5–7 лет. Кроме того, обладая мультипликативным эффектом, продуктовые инновации резко активизируют процессы в области технологий, финансового менеджмента.
Можно сделать вывод, что радикальные нововведения, лежащие в основе каждой новой технологической парадигмы, имеют высокий потенциал коммерциализации (рыночного проникновения), который стимулирует внедрение разнообразных усовершенствований и дополняющих инноваций.
Проблемы эффективного воспроизводства интеллектуального капитала во многом порождены отсутствием финансового механизма вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот. Их можно снять путем теоретического осмысления объектов интеллектуальной собственности (ОИС) как рыночного товара: во-первых, это полезность или способность удовлетворять потребность, что обусловливает появление спроса и, как следствие, потребительную стоимость; его редкость – свойство, противоположное общедоступности; универсальность – пригодность к обмену на любые другие товары; способность отчуждаться – меновая стоимость. Во-вторых, интеллектуальная собственность, реализуемая в виде нематериальных активов предприятия, проявляется как самовозрастающая стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Источником самовозрастания выступает дополнительная прибыль, обусловленная наращиванием капитала, основанного на инновациях.
Признание интеллектуальной собственности нематериальным (неосязаемым) активом предприятия, а значит финансовым ресурсом как по сути, так и по форме является важным поворотным пунктом в развитии не только экономики, но и финансового менеджмента. Такое определение финансовых ресурсов носит ярко выраженный воспроизводственный характер и отражает непрерывный процесс производства, распределения обмена и потребления внутри фирмы. Критерием эффективного воспроизводственного процесса выступает прирост собственного капитала предприятия.
Некоторые экономисты предлагают финансовый механизм формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала, реализуемого в различных формах нематериальных активов предприятия. В теории финансов предприятия это рассматривается в рамках единого подхода к исследованию активов, в котором проявляются все стороны финансовых отношений.
При реализации объектов интеллектуального капитала в виде нематериальных активов для более эффективного их планирования, формирования пропорций в операционной и инвестиционной деятельности и в более корректной системе финансовых показателей их можно объединить в три составляющие интеллектуального капитала. Это нематериальные активы, неотделимые от предприятия; нематериальные активы, неотделимые от индивидуума (человеческий капитал); нематериальные активы, которые могут отделяться как от предприятия, так и от индивидуума.
Нематериальные активы представляют собой финансовые ресурсы, в различных видах используемые в хозяйственной деятельности предприятия. Особенностью нематериальных активов как неосязаемых является то, что они представляют определенную ценность как финансовые ресурсы, которые создают дополнительный доход и которыми можно управлять в целях повышения стоимости бизнеса.
Неосязаемые активы как финансовые ресурсы вовлечены в воспроизводственный процесс, поэтому не существуют вне системы экономических отношений предприятия. Экономические отношения, определяющие использование интеллектуального капитала, возникают регулярно и по сути являются финансовыми отношениями, поскольку его основой является обмен определенной способности приносить доход на денежный эквивалент. Часть денежных средств, получаемых от использования интеллектуального капитала в виде нематериальных активов, предприятие аккумулирует в виде амортизационных отчислений. Стоимость нематериальных активов, соотнесенная с объемом выпуска продукции, представляет собой интеллектуалоемкость производств.
Поскольку в условиях конкуренции часть НМА всегда остается недоиспользованной, соотношение стоимости НМА и выпуска продукции в показателе интеллектуалоемкости является более высоким, чем это технически необходимо.
«Технологическим» (по аналогии с коэффициентом прямых затрат) оно становится при корректировке объема выпуска продукции в соответствии с уровнем использования производственной мощности и выражается формулой
,
где Ие – интеллектуалоемкость;
СНМА – стоимость нематериальных активов;
В – НДС – объем выпуска продукции.
Тогда финансовое соотношение по исследуемому объекту техники выразится формулой
где bij – частный капитальный коэффициент интеллектуальной емкости;
р – доля исследуемого НМА в основном капитале.
В целях создания нормативной базы для прогнозирования емкости рынка НМА значения частных капитальных коэффициентов интеллектуалоемкости предлагается рассчитывать за достаточно глубокую ретроспективу (срок исчерпания эффективности, срок обновления продуктовых, технологических и управленческих ОИС) в сопоставимых ценах.
В целях прогнозирования развития рынка НМА предпочтительно использовать частные коэффициенты интеллектуалоемкости за период жизненного цикла продукта (срок снятия с производства). В этом случае значения приобретают еще большую инерционность, устойчивость, поскольку в этом случае они отражают интеллектуалоемкость на длительный период.
Величина коэффициентов интеллектуалоемкости по отдельным НМА в пределах одной отрасли может варьировать в зависимости от стадии жизненного цикла продукта. Как показывают исследования, уровни коэффициентов интеллектуалоемкости по продуктовым НМА в машиностроении в развитых странах были стабильны.
Воспроизводство интеллектуального капитала происходит в виде воспроизводства нематериальных активов, осуществляется за счет восстановления (полного или частичного), обновления и расширения поля их использования.
В соответствии с этими направлениями воспроизводства потребность в нематериальных активах как ресурса делится на следующие функциональные элементы: НМА продуктового характера; НМА технологического характера; НМА управленческого характера.
Указанные направления воспроизводства осуществляются в процессе инвестирования в новые разработки. Потребность в НМА, удовлетворяемая за счет собственных финансовых ресурсов, является эндогенной. Потребности в НМА, удовлетворяемые за счет приобретения лицензий, – экзогенные.
Для определения эндогенной потребности НМА предлагается использовать две модели:
– для стационарной системы воспроизводства НМА:
где – годовая потребность j-го предприятия в i-м НМА в t-м году;
– объем выпуска продукции j-го предприятия на основе i-го НМА в t-м году, соответственно;
t – фактор времени;
– годовая норма амортизации.
Для изобретений (срок действия патента равен 20 годам) годовая норма амортизации принята равной 5 %;
– для динамической системы воспроизводства нематериальных активов предприятия:
где – прирост объема выпуска готовой продукции.
Выбору модели расчета потребности предприятий в НМА должен предшествовать анализ систем финансового механизма воспроизводства НМА на каждом конкретном предприятии с учетом тенденций развития отрасли. Исходными данными для проведения анализа являются:
Ø стоимостные объемы нематериальных активов по видам (продуктовые, технологические, управленческие);
Ø нормы амортизации нематериальных активов по видам;
Ø валовые инвестиции в интеллектуальный капитал.
При этом фактор времени в формулах учитывается в зависимости от целей исследования. Чем долгосрочнее период прогнозирования, тем глубже должна быть ретроспектива анализа при формировании интеллектуального капитала, которая должна учитывать патентную ситуацию в отрасли.
Предлагаемая финансовая модель воспроизводства нематериальных активов, основанная на представлении его как категории финансового ресурса, дает возможность, с одной стороны, снижать риски инвестирования в нематериальные активы (интеллектуальный капитал), с другой стороны, позволит улучшить управление финансами предприятия, прежде всего при составлении финансовых планов и повысить эффективность управления с точки зрения вовлечения интеллектуальных ресурсов в хозяйственный оборот.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое нематериальные активы?
2. Как классифицируются нематериальные активы?
3. Что такое лицензия?
4. Что такое изобретение и полезная модель?
5. Что понимается под промышленным образцом, товарным знаком и знаком обслуживания?
6. Что означает понятие «географическое указание»?
7. Что означает понятие «фирменное наименование»?
8. В чем состоят практические преимущества использования интеллектуальной собственности в уставном фонде?
9. Какова роль интеллектуальной промышленной собственности в эффективном развитии предприятия?
10. Какие формы экономического оборота интеллектуальной промышленной собственности существуют?
11. Как производится бухгалтерский учет нематериальных активов?
12. Назовите основные виды интеллектуальной промышленной собственности.
13. Охарактеризуйте доходный метод оценки нематериальных активов.
14. Охарактеризуйте сравнительный метод оценки нематериальных активов.
15. Охарактеризуйте затратный метод оценки нематериальных активов.
16. Какие проблемы оценки интеллектуальной промышленной собственности имеются в настоящий момент?
17. Как проводится анализ нематериальных активов?
Задание по главе
В соответствии с бухгалтерским балансом, представленным в Приложении, провести анализ нематериальных активов предприятия.