Билет №1.7. Методы управления: классификация, организационно-распорядительные, экономические, соц.-психологические методы
Управление производством руководитель осуществляет с помощью методов и рычагов управления.
Метод, применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). (внедрение нового оборудования – метод, при этом материальное и моральное стимулирование – рычаг – повышение производительности труда).
1) Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием следует включить: методы эк. стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитирования, в том числе: внутрифирменное планирование, ТЭО выбора вариантов новой продукции, техники и технологии; разработку тарифов на выпускаемую продукцию, финансирование производственно-хозяйственной и соц. деятельности, образование и использование фондов эк. стимулирования, премирование за создание новой техники, изобретений и рац. предложений, осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением плательной дисциплины; эффективное использование кап. вложений в строительстве; рац. использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий, применение экономических мер воздействия на заказчиков, подрядчиков, снабженческо-сбытовые, транспортные и др. организации в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам…
При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль эк. методов управления. они становятся важнейшим условием радикальной перестройки хозяйственного механизма, создание целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.
2) Организационно-распорядительные (административные) методы:
Административные методы управления основываются на правовом обеспечении управления, основными целями которого являются: правовое регулирование отношений укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗОТ и действующими законами.
Основными задачами правового обеспечения являются: применение норм законодательства, разработка и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов и изменение или отмена устаревших актов, применение в соответствии с действующим законодательством юр. Ответственности за нарушение законов.
В группу адм. методов управления следует включать методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий в т. ч.: отбор и продвижение, расстановка и аттестация кадров; обеспечение внедрения международных, гос-венных, отраслевых, республиканских стандартов на продукцию, конструкторскую и технологическую документацию и т. д.
Орг. регламентирование – определяет то, чем должен заниматься руководитель и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей.
Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников. (пример – «положение об отделе главного конструктора», «положение о цехе»…)
Для того, ответить на вопрос, как выполнить ту или иную функцию управления или обязанность, применяется Организационное нормирование. На промышленных предприятиях действует большое кол-во нормативов, включающих: качественно-технические нормативы (стандарты качества, стандартизации и сертификации и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т. п.); эксплуатационно-ремонтные; трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования), фин-кредитные (размер собственных оборотных ср-в, погашение ссуд ЦБ России); календарно-динамические, стоимостно-калькуляционные нормативы рентабельности и взаимоотношений бюджетом; материально-снабженческие и транспортные нормативы; управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка…)…
Особое значение имеет нормирование информации, т. к. ее поток, объемы постоянно возрастают.
Орг.-методическое инструктирование – осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих на предприятии. К актам орг.-методического инструктирования относятся: 1) должностные инструкции, 2) методические указания (описывают выполнение комплексов работ, связанных м/у собой и имеющих общие целевые назначения), 3) методические инструкции (определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной тех.-эк. задачи), 4) рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из к-х состоит управленческий процесс.
Распорядительное воздействие – выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придание юр. Силы управленческим решениям.
Приказ – письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание.
Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы.