Покупатели. партнеры. инвесторы. конкуренты

Рис. 1.2. Предприятие как открытая система

Организация как система

Таблица 1.1

Орга­ низаци­ онная система Управлен­ ческая концепция Подсистема Описание подсистемы
Организация как субъект рыночных отношений (как открытая система) Маркетинговая кон­цепция: восприятие и управление исходя из внешних критериев Восприятия внеш­ней (рыночной) ин­формации Проведение рыночных исследо­ваний
Обработки рыночной информации Анализ маркетинговой инфор­мации; формирование направ­лений развития
«Ответного» реаги­рования Мероприятия на рынке; формиро­вание отношения потребителей; регулирование конкуренции
Организация как закрытая система     Концепция стратегического видения Миссии и целей ор­ганизации Формирование миссии органи­зации; формирование целей организации
 
Стратегии развития Формирование стратегии раз­вития
 
Содержательная си­стема организации(статический уро­вень) Определение морфологии орга­низации; определение функци­ональной закрепленности (ана­лиз реализуемых в рамках организации функций); опреде­ление их соответствия или несоответствия; определение ор­ганизационной культуры
 
 
 
 
Функциональная си­ стема подразделении (реализуемые в рам­ ках отдельного подраз­деления функции) Определение целей подразделе­ния; функции подразделения; организационная культура под­разделения; оценка ценности подразделения для организа­ции; адаптивность к целям организации
 
  Развития, роста ор­ганизации (дина­мический уровень)   Определение критериев разви­тия; определение показателей роста  

• закрытую систему, т. е. имеющую закрепленную организацион­но-нормативную структуру, но существующую внутри открытой.

Открытая система.Организация как субъект рыночных отноше­ний рассматривается в рамках маркетинговой концепции, означаю­щей управление организацией исходя из внешних критериев рынка — факторов макро- и микросреды, рыночной конъюнктуры. Макросре­да определяется факторами экономического, технического, социаль­ного, правового, политического и т. п. характера; тогда как микросре­да — поведением потребителей, действиями конкурентов, политикой поставщиков и посредников. Складывающееся на данный момент со­отношение между предложением и спросом, конкретные условия хо­зяйственной деятельности предприятия формируют конъюнктуру рынка.

Управление исходя из «внешних» критериев предполагает созда­ние в организации следующих подсистем:

• восприятия внешней (рыночной) информации; главная функ­ция этой подсистемы — организация проведения рыночных исслсдо- ваний;

• обработки полученной информации, анализирующей результа­

ты рыночных исследований и формирование конкретных выводов, необходимых для стратегического планирования развития организации;

• ответного реагирования, включающую мероприятия на рынке, направленные на формирование положительного отношения к самой организации, и ее конечным продуктам, услугам, а также мероприя­тия, регулирующие конкуренцию, т. е. создающие конкурентное пре­имущество.

Постоянное поддержание такой системы, ориентированной на внешние условия, создает возможность «нормального» выживания субъекта предпринимательской деятельности в рынке. Разумеется, все вышесказанное касается только организации с серьезным внут­ренним потенциалом. Для воссоздания полной картины организации необходимо ее рассмотрение как закрытой системы.

Закрытая системапредполагает разграничение организации на внутренние взаимозависимые и взаимодополняемые системы, фор­мирующие в конечном итоге ее (организации) содержание.

При рассмотрении организации как открытой системы речь шла о маркетинговой концепции управления, т. е. маркетинг выступал главным инструментом, поддерживающим ее существование. При рассмотрении организации как закрытой системы таким главным ин­струментом становится стратегия. Стратегическое мастерство руководителей — важнейшее условие для существования организации как закрытой системы. Управление такой системой предполагает формирование системных компонентов. Это:

• подсистема, в рамках которой взаимоувязаны такие элементы организации, как миссия, цели и стратегия. Эта подсистема носит ха­рактер надстройки;

• содержательная (статическая) подсистема организации. Такая подсистема описывается морфологией (структура «пустых мест» или организационная структура, состоящая из отделов и конкре тных должностей) и функциональной закрепленностью (функциональная структура, характеризующая все выполняемые в рамках организации функции). Большое значение имеет соответствие (или несоответст­вие) функционального и морфологического содержания. Их несоот­ветствие приводит к различным формам организационных патологий. Важнейший показатель содержательной системы — организацион­ная культура, как описывающая ценности организации;

• подсистема развития организации, формирующая, оцениваю­щая, оптимизирующая критерии развития и роста. Развитие органи­зации во многом зависит от факторов внешней среды и результатов функционирования организации как открытой системы.

В табл. 1.1 содержится краткий конспект основных положений системного подхода.

Особое место в деятельности организации занимает разработка стратегии (стратегическое планирование). Это одна из основных функций управления — процесс определения целей организации и путей их достижения (рис. 1.3).

Миссия организации
Оценка стратегии
Реализация стратегии
Выбор стратегии
Цели стратегии
Анализ стратегических альтернатив
Управленческое обследование сильных и слабых сторон
Оценка и анализ внешней среды

Рис. 1.3. Процесс стратегического планирования

Стратегическое планирование формирует основу всех управлен­ческих решений. Функции организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегичес­ких планов.

Разработка и реализация стратегии — важнейшая функция руко­водителей высшего звена управления организации. В рамках страте­гического планирования решаются следующие вопросы управления организацией:

• разработка общефирменной стратегии;

• подготовка стратегических решений в отдельных хозяйствен­ных областях;

• анализ конкурентной среды;

• определение основных целей организации;

• управление стратегически важными факторами деятельности на рынке;

• формирование маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров;

• изучение жизненного цикла продукции на рынке;

• управление портфелем заказов;

• выявление стратегических перспектив финансирования капита­ловложений;

• формирование кадровой политики организации;

• формулирование общей концепции развития предприятия;

• анализ перспектив в этой области;

• исследование структуры затрат.

Стратегическое планирование определяет характер стратегическо­го управления. Реализация стратегических планов, стратегический контроль и выявление возникающих проблем относятся к сфере опе­ративного управления организацией (рис. 1.4).

Важный фактор стратегического планирования — стратегия, раз­работанная руководителями высшего звена управления, должна быть поддержана руководителями среднего звена и всеми работника­ми. Последние должны четко представлять свою роль в деятельнос­ти фирмы и достижении ею долговременных и краткосрочных целей. Для этого они должны бы ть соо тветствующим образом проинформи­рованы. Без ясной формулировки целей нет возможности объеди­нить усилия всех работников для их достижения.

Важный аспект управления организацией — изучение и анализвнешней среды ивнутренних проблем организации,что позволяет ответить на конкретные вопросы:

• где в настоящее время находится предприятие?

• где, по мнению высшего руководства, оно должно находиться в будущем?

• что должны сделать менеджеры, чтобы организация из того по­ложения, в котором она находится сейчас, перешла в рыночную по­зицию, па которой ее хотело бы видеть руководство?

• Диагноз внутренних проблем определяется в рамках управленче­ского обследования, представляющего собой оценку функциональ­ных зон организации для выявления ее сильных и слабых сторон.

  Стратегический план        
       
  План развития фирмы (предприятия)    
       
План диверсификации

     
     
     
    План приобретения прав владения и план слияний    
           
  План разработок и исследований    
         
      Планирование фундаментальных исследований    
               
  План исследования и разработок новых видов продукции    
           
      Планирование маркетинга    
               
      Финансовый план сферы исследований и разработок    
           
    Административно-управленческий план    
          сферы исследований и разработок    
         
  Оперативный план    
       
  Административно-упранленческий план        
               
    План реализации отдельных проектов    
                 
    Производственный план    
                 
    Планреализации    
                 
    Финансовый план    
                                       

Рис. 1.4. Внутрифирменное планирование

В рамках такого обследования обычно рассматриваются: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы (персо­нал), и образ организации.

Важно тщательно проанализировать следующие условия работы организации:

• циклы деловой активности;

• изменения конъюнктуры рынка;

• наличие рабочей силы;

• источники материальных и финансовых ресурсов;

• взаимодействие с государственными и другими предприятиями отрасли;

• основные конкуренты организации и другие факторы (рис. 1.5).

Для качественного и полного понимания внутриорганизациониых процессов, детерминирующих ее внешний образ, необходимо выделить ее существенно важные элементы (рис. 1.6).

Для изучения деятельности фирм наибольшее значение имеет анализ организационно-управленческой и экономико-технологичес­кой структур фирм на основе соответствующих моделей[6].

Структура Организационно-управленческая схема организации, иерархическое устройство  
Управление Закрепленный порядок взаимодействия членов организации
Финансы Средства организации и (или) способы их получения
Технология Существующие в организации порядок и основные способы деятельности
Цель Миссия организации и соотнесенные во времени стратегические, оперативные и тактические задачи
Персонал Люди, являющиеся членами организации, с их знаниями, умениями, навыками

Рис. 1.5. Основные элементы организации

Анализ исходной позиции

ФАКТОРЫ УСПЕХА
     
ПРОГНОЗЫ     ОЖИДАНИЯ СВЯЗАННЫХ ГРУПП
• ожидания изменений; • ограничения; • интересы; • препятствия     • клиентура; • кадры; • руководство предприятия; • собственники; • государственная власть; • финансисты; • компаньоны
   
ВОЗМОЖНОСТИ     РИСК
• область деятельности; • рынки; • конкуренты; • социальные факторы; • политические факторы     • область деятельности; • рынки; • конкуренты; • социальные факторы; • политические факторы
   
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ     СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
• в производстве; • на рынке; • в экономике; • в управлении; • в ресурсах;     • в производстве; • на рынке; • в экономике; • в управлении; • в ресурсах;

  выводы · реагирование на прогнозы · реагирование на ожидания связанных групп · использование возможностей · предотвращение опасностей · укрепление сильных сторон и их использованиеусиление слабых
Результат · Стратегические планы · Оперативные планы

Рис. 1.6. Анализ исходной позиции в работе организации

Источник: Уткин Э. Л. Управление фирмой. М.: АКАЛИС, 1996. С. 513.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволя­ет точнее идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организаци­ей, особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

Ниже рассмотрены атрибуты современной организации:

Видение — это картина представления будущего, которого хочет достигнуть организация; вероисповедание, выражающее чувства со­трудников; формулируется так, как будто бы оно уже началось (ут­верждающая формулировка). Видение для организации должно быть единственным и неповторимым.

Миссия показывает, для чего существует организация; в чем со­стоит ее задача в рамках общества; какую роль выполняет организа­ция своей деятельностью. Миссия детализирует статус предприятия, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения целей, стратегических подходов на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия содержит:

• главную задачу предприятия с точки зрения его основных ус­луг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных техно­логий;

• характеристику по отношению к фирме среды, которая опре­деляет основные принципы деятельности предприятия на рынке.

• культуру и психологический климат организации.

Правильный выбор миссии имеет колоссальное значение. Орга­низация — открытая система, способная выжить на рынке, если толь­ко окажется способной удовлетворять какую-то потребность внеш­ней среды.

Например, миссия корпорации IBM:

• быть членом промышленного сообщества;

• в изобилии изготавливать и продавать качественное электрон­но-вычислительное оборудование.

Образцовая модель организации (философия организации). В по­нятии «образцовая модель» заключается представление о ценностях, позициях и способах поведения, которые отличают эту организацию от других. Представления о ценностях могут быть заимствованы у других организаций. Они затрагивают скорее рациональный уро­вень, но могут содержать и качественную информацию. Хорошо уп­равляемые организации почти всегда отличаются солидной системой ценностей.

Для компании IBM образцовыми ценностями (или кодексом по­ведения) являются:

1) каждый человек заслуживает уважения;

2) каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслужива­ние, какое только возможно;

3) следует добиваться совершенства во всем.

Идеал — содержит информацию о состояниях и событиях, кото­рых организация желает приобрести. Идеал — это скорее утопия.

Культура организации — совокупность норм, представлений о ценностях и направлениях мыслей, отражающих поведение сотруд­ников всех ступеней и тем самым облик организации, который она являет миру. Понятие «организационная культура» также включает в себя основные принципы управления, составляющие управленчес­кое кредо организации.

Цели организации — включают в себя измеримые результаты и ве­личины — могут иметь количественную и качественную природу и служат тому, чтобы делать наглядными результаты работы органи­зации или руководящих работников, сотрудников, коллективов. Они, как правило, используются для оценки деятельности.

Для корпорации IBM базовые цели звучат следующим образом:

• рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;

• получение прибыли путем служения обществу;

• честная конкуренция на рынке;

• взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников, акционеров;

• участие в управлении всех работающих в компании.

Рекламный лозунг. Самая эффективная реклама — эго реклама

торгового знака, марки, имиджа, которая носит функцию не только информативную, как рекламирование просто товара, но и создает на перспективу рынки потребителей, отдающих предпочтение реклами­руемой марке или знаку. Реклама «сырого» товара, которую эксплу­атировали и до сих пор эксплуатируют большинство российских производителей, если и имеет, то очень краткосрочный, «пустой» эф­фект. Рекламный лозунг — это своеобразная внешняя (ориентиро­ванная на потребителя) миссия.

Организационная структура фирмы чаще всего представляется в форме схемы, показывающей связи и разделение ответственности в рамках организации. Для ее подготовки важно:

• определить ближайшие потребности компании и то, ч то станет необходимым по мере развития фирмы;

• выяснить, какие сотрудники способны выполнять отводимые им функции;

• оценить взаимоотношения между сотрудниками и как будут формироваться задания для них.

Это создает основу для определения организационной структуры компании, которая должна быть сформирована таким образом, что­бы обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Решение вопроса, каким образом будет разделена ответствен­ность и, что еще важнее, власть, должно быть определено на самой ранней стадии развития фирмы. В организационной схеме отража­ются стратегия и методы бизнеса.

Организационная структура фирм (наличие, функции и состав структурных подразделений) зависит от отраслевых особенностей деятельности фирмы, ее размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения фирмы и т. д.). При допусти­мых (с точки зрения содержания поставленной задачи) упрощениях организационную структуру фирм любого профиля можно предста­вить моделями достаточно общего вида. Последние затем необходи­мо положить в основу оценок эффективности (действенности) в рам­ках механизма управления данной фирмы, а также принципов организации управления с точки зрения выделения структур, нахо­дящихся в линейном и функциональной подчинении руководства фирмы и ее подразделений.

Разумеется, обособление в рамках фирмы отдельных структур­ных подразделений (независимо от их названия — цехи, отделы, фи­лиалы и т. п.) имеет смысл:

• при достаточно большой численности работающих, когда эф­фективное управление их деятельностью из одного центра становит­ся затруднительным;

• если персоналом фирмы выполняются работы различного тех­нологического характера, что вынуждает организовать управление технологическими процессами специалистами различного профиля.

В современных условиях, пожалуй, только торгово-посредничес­кие фирмы (независимо от их размеров) могут успешно функциони­ровать в рамках одного вида деятельности. Но и в этом случае фир­ма, достигнув в своем развитии определенных размеров, будет стремиться к:

• сочетанию розничной и оптовой торговли, выходу на прямые связи с изготовителями товаров; организации производственных про­цессов по доработке покупаемых изделий;

• сервисному обслуживанию клиентуры;

• тому подобному развитию своей деятельности в сопряженных с основной сферах, т. е. к диверсификации, обеспечивающей возмож­ности сокращения общих издержек, большуюфинансово-экономическую устойчивость в условиях жесткой конкуренции и в определен­ной мерс трудно предсказуемых колебаний рыночной конъюнктуры.

Так, фирма, первоначально специализирующаяся в области стро­ительства тех или иных объектов, постепенно в процессе своего раз­вития будет стремиться к созданию производств, обеспечивающих ее собственные потребности в строительных материалах и конструкци­ях в тех пределах, пока издержки собственного производства таких материалов будут ниже, чем затраты на их приобретение с учетом транспортной составляющей у сторонних поставщиков.

Из сказанного вытекает: на любой стадии существования фирмы в ее составе могут быть выделены подразделения, выполняющие оп­ределенный круг функций. Если фирма достаточно велика по своим размерам, эти подразделения выделяют и в организационном плане. Каждое в той или иной мере наделяется в этом случае администра­тивно-хозяйственной самостоятельностью, т. е. правом принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих реше­ний в пределах своей компетенции (прав и ответственности), опреде­ляемой для каждого подразделения органом общего управления фирмой в целом. В зависимости от размеров фирмы таким органом общего управления может быть индивидуальный владелец, наемный руководитель-менеджер, дирекция, правление и т. д.

Наиболее общий принцип выживаемости фирмы любого профи­ля гласит: фирма должна непрерывно развиваться, вкладывать зна­чительную часть своих финансовых ресурсов в развитие и расширение производства. Остановка развития, застой неизбежно приведут фирму к экономическому краху и ликвидации.

Организация нового типа ориентирована на управление процес­сами и управление персоналом. Она построена не на жесткой верти­кали и соподчиненности, а на диффузии функций и видов деятельно­сти (табл. 1.2).

Как производственные функции, так и функции обслуживания и управления будут выполняться тем эффективнее, чем более специ­ализированным является данное подразделение.

Специализация:

• способствует в данном случае повышению квалификации и ско­рейшему приобретению персоналом необходимых практических на­выков;

• упрощает управление подразделением со стороны вышестояще­го органа, поскольку уменьшает разнообразие целей, которые орган управления ставит перед управляемым подразделением, и контроль за степенью их достижения.

Таблица 1.2

Наши рекомендации