Покупатели. партнеры. инвесторы. конкуренты
Рис. 1.2. Предприятие как открытая система
Организация как система
Таблица 1.1
Орга низаци онная система | Управлен ческая концепция | Подсистема | Описание подсистемы |
Организация как субъект рыночных отношений (как открытая система) | Маркетинговая концепция: восприятие и управление исходя из внешних критериев | Восприятия внешней (рыночной) информации | Проведение рыночных исследований |
Обработки рыночной информации | Анализ маркетинговой информации; формирование направлений развития | ||
«Ответного» реагирования | Мероприятия на рынке; формирование отношения потребителей; регулирование конкуренции | ||
Организация как закрытая система | Концепция стратегического видения | Миссии и целей организации | Формирование миссии организации; формирование целей организации |
Стратегии развития | Формирование стратегии развития | ||
Содержательная система организации(статический уровень) | Определение морфологии организации; определение функциональной закрепленности (анализ реализуемых в рамках организации функций); определение их соответствия или несоответствия; определение организационной культуры | ||
Функциональная си стема подразделении (реализуемые в рам ках отдельного подразделения функции) | Определение целей подразделения; функции подразделения; организационная культура подразделения; оценка ценности подразделения для организации; адаптивность к целям организации | ||
Развития, роста организации (динамический уровень) | Определение критериев развития; определение показателей роста |
• закрытую систему, т. е. имеющую закрепленную организационно-нормативную структуру, но существующую внутри открытой.
Открытая система.Организация как субъект рыночных отношений рассматривается в рамках маркетинговой концепции, означающей управление организацией исходя из внешних критериев рынка — факторов макро- и микросреды, рыночной конъюнктуры. Макросреда определяется факторами экономического, технического, социального, правового, политического и т. п. характера; тогда как микросреда — поведением потребителей, действиями конкурентов, политикой поставщиков и посредников. Складывающееся на данный момент соотношение между предложением и спросом, конкретные условия хозяйственной деятельности предприятия формируют конъюнктуру рынка.
Управление исходя из «внешних» критериев предполагает создание в организации следующих подсистем:
• восприятия внешней (рыночной) информации; главная функция этой подсистемы — организация проведения рыночных исслсдо- ваний;
• обработки полученной информации, анализирующей результа
ты рыночных исследований и формирование конкретных выводов, необходимых для стратегического планирования развития организации;
• ответного реагирования, включающую мероприятия на рынке, направленные на формирование положительного отношения к самой организации, и ее конечным продуктам, услугам, а также мероприятия, регулирующие конкуренцию, т. е. создающие конкурентное преимущество.
Постоянное поддержание такой системы, ориентированной на внешние условия, создает возможность «нормального» выживания субъекта предпринимательской деятельности в рынке. Разумеется, все вышесказанное касается только организации с серьезным внутренним потенциалом. Для воссоздания полной картины организации необходимо ее рассмотрение как закрытой системы.
Закрытая системапредполагает разграничение организации на внутренние взаимозависимые и взаимодополняемые системы, формирующие в конечном итоге ее (организации) содержание.
При рассмотрении организации как открытой системы речь шла о маркетинговой концепции управления, т. е. маркетинг выступал главным инструментом, поддерживающим ее существование. При рассмотрении организации как закрытой системы таким главным инструментом становится стратегия. Стратегическое мастерство руководителей — важнейшее условие для существования организации как закрытой системы. Управление такой системой предполагает формирование системных компонентов. Это:
• подсистема, в рамках которой взаимоувязаны такие элементы организации, как миссия, цели и стратегия. Эта подсистема носит характер надстройки;
• содержательная (статическая) подсистема организации. Такая подсистема описывается морфологией (структура «пустых мест» или организационная структура, состоящая из отделов и конкре тных должностей) и функциональной закрепленностью (функциональная структура, характеризующая все выполняемые в рамках организации функции). Большое значение имеет соответствие (или несоответствие) функционального и морфологического содержания. Их несоответствие приводит к различным формам организационных патологий. Важнейший показатель содержательной системы — организационная культура, как описывающая ценности организации;
• подсистема развития организации, формирующая, оценивающая, оптимизирующая критерии развития и роста. Развитие организации во многом зависит от факторов внешней среды и результатов функционирования организации как открытой системы.
В табл. 1.1 содержится краткий конспект основных положений системного подхода.
Особое место в деятельности организации занимает разработка стратегии (стратегическое планирование). Это одна из основных функций управления — процесс определения целей организации и путей их достижения (рис. 1.3).
Миссия организации |
Оценка стратегии |
Реализация стратегии |
Выбор стратегии |
Цели стратегии |
Анализ стратегических альтернатив |
Управленческое обследование сильных и слабых сторон |
Оценка и анализ внешней среды |
Рис. 1.3. Процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование формирует основу всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегических планов.
Разработка и реализация стратегии — важнейшая функция руководителей высшего звена управления организации. В рамках стратегического планирования решаются следующие вопросы управления организацией:
• разработка общефирменной стратегии;
• подготовка стратегических решений в отдельных хозяйственных областях;
• анализ конкурентной среды;
• определение основных целей организации;
• управление стратегически важными факторами деятельности на рынке;
• формирование маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров;
• изучение жизненного цикла продукции на рынке;
• управление портфелем заказов;
• выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений;
• формирование кадровой политики организации;
• формулирование общей концепции развития предприятия;
• анализ перспектив в этой области;
• исследование структуры затрат.
Стратегическое планирование определяет характер стратегического управления. Реализация стратегических планов, стратегический контроль и выявление возникающих проблем относятся к сфере оперативного управления организацией (рис. 1.4).
Важный фактор стратегического планирования — стратегия, разработанная руководителями высшего звена управления, должна быть поддержана руководителями среднего звена и всеми работниками. Последние должны четко представлять свою роль в деятельности фирмы и достижении ею долговременных и краткосрочных целей. Для этого они должны бы ть соо тветствующим образом проинформированы. Без ясной формулировки целей нет возможности объединить усилия всех работников для их достижения.
Важный аспект управления организацией — изучение и анализвнешней среды ивнутренних проблем организации,что позволяет ответить на конкретные вопросы:
• где в настоящее время находится предприятие?
• где, по мнению высшего руководства, оно должно находиться в будущем?
• что должны сделать менеджеры, чтобы организация из того положения, в котором она находится сейчас, перешла в рыночную позицию, па которой ее хотело бы видеть руководство?
• Диагноз внутренних проблем определяется в рамках управленческого обследования, представляющего собой оценку функциональных зон организации для выявления ее сильных и слабых сторон.
Стратегический план | |||||||||||||||||||
План развития фирмы (предприятия) | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
План приобретения прав владения и план слияний | |||||||||||||||||||
План разработок и исследований | |||||||||||||||||||
Планирование фундаментальных исследований | |||||||||||||||||||
План исследования и разработок новых видов продукции | |||||||||||||||||||
Планирование маркетинга | |||||||||||||||||||
Финансовый план сферы исследований и разработок | |||||||||||||||||||
Административно-управленческий план | |||||||||||||||||||
сферы исследований и разработок | |||||||||||||||||||
Оперативный план | |||||||||||||||||||
Административно-упранленческий план | |||||||||||||||||||
План реализации отдельных проектов | |||||||||||||||||||
Производственный план | |||||||||||||||||||
Планреализации | |||||||||||||||||||
Финансовый план | |||||||||||||||||||
Рис. 1.4. Внутрифирменное планирование
В рамках такого обследования обычно рассматриваются: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы (персонал), и образ организации.
Важно тщательно проанализировать следующие условия работы организации:
• циклы деловой активности;
• изменения конъюнктуры рынка;
• наличие рабочей силы;
• источники материальных и финансовых ресурсов;
• взаимодействие с государственными и другими предприятиями отрасли;
• основные конкуренты организации и другие факторы (рис. 1.5).
Для качественного и полного понимания внутриорганизациониых процессов, детерминирующих ее внешний образ, необходимо выделить ее существенно важные элементы (рис. 1.6).
Для изучения деятельности фирм наибольшее значение имеет анализ организационно-управленческой и экономико-технологической структур фирм на основе соответствующих моделей[6].
Структура Организационно-управленческая схема организации, иерархическое устройство |
Управление Закрепленный порядок взаимодействия членов организации |
Финансы Средства организации и (или) способы их получения |
Технология Существующие в организации порядок и основные способы деятельности |
Цель Миссия организации и соотнесенные во времени стратегические, оперативные и тактические задачи |
Персонал Люди, являющиеся членами организации, с их знаниями, умениями, навыками |
Рис. 1.5. Основные элементы организации
Анализ исходной позиции
ФАКТОРЫ УСПЕХА | |||
ПРОГНОЗЫ | ОЖИДАНИЯ СВЯЗАННЫХ ГРУПП | ||
• ожидания изменений; • ограничения; • интересы; • препятствия | • клиентура; • кадры; • руководство предприятия; • собственники; • государственная власть; • финансисты; • компаньоны | ||
ВОЗМОЖНОСТИ | РИСК | ||
• область деятельности; • рынки; • конкуренты; • социальные факторы; • политические факторы | • область деятельности; • рынки; • конкуренты; • социальные факторы; • политические факторы | ||
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ||
• в производстве; • на рынке; • в экономике; • в управлении; • в ресурсах; | • в производстве; • на рынке; • в экономике; • в управлении; • в ресурсах; |
выводы · реагирование на прогнозы · реагирование на ожидания связанных групп · использование возможностей · предотвращение опасностей · укрепление сильных сторон и их использованиеусиление слабых |
Результат · Стратегические планы · Оперативные планы |
Рис. 1.6. Анализ исходной позиции в работе организации
Источник: Уткин Э. Л. Управление фирмой. М.: АКАЛИС, 1996. С. 513.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет точнее идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
Ниже рассмотрены атрибуты современной организации:
Видение — это картина представления будущего, которого хочет достигнуть организация; вероисповедание, выражающее чувства сотрудников; формулируется так, как будто бы оно уже началось (утверждающая формулировка). Видение для организации должно быть единственным и неповторимым.
Миссия показывает, для чего существует организация; в чем состоит ее задача в рамках общества; какую роль выполняет организация своей деятельностью. Миссия детализирует статус предприятия, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения целей, стратегических подходов на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия содержит:
• главную задачу предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий;
• характеристику по отношению к фирме среды, которая определяет основные принципы деятельности предприятия на рынке.
• культуру и психологический климат организации.
Правильный выбор миссии имеет колоссальное значение. Организация — открытая система, способная выжить на рынке, если только окажется способной удовлетворять какую-то потребность внешней среды.
Например, миссия корпорации IBM:
• быть членом промышленного сообщества;
• в изобилии изготавливать и продавать качественное электронно-вычислительное оборудование.
Образцовая модель организации (философия организации). В понятии «образцовая модель» заключается представление о ценностях, позициях и способах поведения, которые отличают эту организацию от других. Представления о ценностях могут быть заимствованы у других организаций. Они затрагивают скорее рациональный уровень, но могут содержать и качественную информацию. Хорошо управляемые организации почти всегда отличаются солидной системой ценностей.
Для компании IBM образцовыми ценностями (или кодексом поведения) являются:
1) каждый человек заслуживает уважения;
2) каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно;
3) следует добиваться совершенства во всем.
Идеал — содержит информацию о состояниях и событиях, которых организация желает приобрести. Идеал — это скорее утопия.
Культура организации — совокупность норм, представлений о ценностях и направлениях мыслей, отражающих поведение сотрудников всех ступеней и тем самым облик организации, который она являет миру. Понятие «организационная культура» также включает в себя основные принципы управления, составляющие управленческое кредо организации.
Цели организации — включают в себя измеримые результаты и величины — могут иметь количественную и качественную природу и служат тому, чтобы делать наглядными результаты работы организации или руководящих работников, сотрудников, коллективов. Они, как правило, используются для оценки деятельности.
Для корпорации IBM базовые цели звучат следующим образом:
• рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;
• получение прибыли путем служения обществу;
• честная конкуренция на рынке;
• взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников, акционеров;
• участие в управлении всех работающих в компании.
Рекламный лозунг. Самая эффективная реклама — эго реклама
торгового знака, марки, имиджа, которая носит функцию не только информативную, как рекламирование просто товара, но и создает на перспективу рынки потребителей, отдающих предпочтение рекламируемой марке или знаку. Реклама «сырого» товара, которую эксплуатировали и до сих пор эксплуатируют большинство российских производителей, если и имеет, то очень краткосрочный, «пустой» эффект. Рекламный лозунг — это своеобразная внешняя (ориентированная на потребителя) миссия.
Организационная структура фирмы чаще всего представляется в форме схемы, показывающей связи и разделение ответственности в рамках организации. Для ее подготовки важно:
• определить ближайшие потребности компании и то, ч то станет необходимым по мере развития фирмы;
• выяснить, какие сотрудники способны выполнять отводимые им функции;
• оценить взаимоотношения между сотрудниками и как будут формироваться задания для них.
Это создает основу для определения организационной структуры компании, которая должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Решение вопроса, каким образом будет разделена ответственность и, что еще важнее, власть, должно быть определено на самой ранней стадии развития фирмы. В организационной схеме отражаются стратегия и методы бизнеса.
Организационная структура фирм (наличие, функции и состав структурных подразделений) зависит от отраслевых особенностей деятельности фирмы, ее размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения фирмы и т. д.). При допустимых (с точки зрения содержания поставленной задачи) упрощениях организационную структуру фирм любого профиля можно представить моделями достаточно общего вида. Последние затем необходимо положить в основу оценок эффективности (действенности) в рамках механизма управления данной фирмы, а также принципов организации управления с точки зрения выделения структур, находящихся в линейном и функциональной подчинении руководства фирмы и ее подразделений.
Разумеется, обособление в рамках фирмы отдельных структурных подразделений (независимо от их названия — цехи, отделы, филиалы и т. п.) имеет смысл:
• при достаточно большой численности работающих, когда эффективное управление их деятельностью из одного центра становится затруднительным;
• если персоналом фирмы выполняются работы различного технологического характера, что вынуждает организовать управление технологическими процессами специалистами различного профиля.
В современных условиях, пожалуй, только торгово-посреднические фирмы (независимо от их размеров) могут успешно функционировать в рамках одного вида деятельности. Но и в этом случае фирма, достигнув в своем развитии определенных размеров, будет стремиться к:
• сочетанию розничной и оптовой торговли, выходу на прямые связи с изготовителями товаров; организации производственных процессов по доработке покупаемых изделий;
• сервисному обслуживанию клиентуры;
• тому подобному развитию своей деятельности в сопряженных с основной сферах, т. е. к диверсификации, обеспечивающей возможности сокращения общих издержек, большуюфинансово-экономическую устойчивость в условиях жесткой конкуренции и в определенной мерс трудно предсказуемых колебаний рыночной конъюнктуры.
Так, фирма, первоначально специализирующаяся в области строительства тех или иных объектов, постепенно в процессе своего развития будет стремиться к созданию производств, обеспечивающих ее собственные потребности в строительных материалах и конструкциях в тех пределах, пока издержки собственного производства таких материалов будут ниже, чем затраты на их приобретение с учетом транспортной составляющей у сторонних поставщиков.
Из сказанного вытекает: на любой стадии существования фирмы в ее составе могут быть выделены подразделения, выполняющие определенный круг функций. Если фирма достаточно велика по своим размерам, эти подразделения выделяют и в организационном плане. Каждое в той или иной мере наделяется в этом случае административно-хозяйственной самостоятельностью, т. е. правом принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции (прав и ответственности), определяемой для каждого подразделения органом общего управления фирмой в целом. В зависимости от размеров фирмы таким органом общего управления может быть индивидуальный владелец, наемный руководитель-менеджер, дирекция, правление и т. д.
Наиболее общий принцип выживаемости фирмы любого профиля гласит: фирма должна непрерывно развиваться, вкладывать значительную часть своих финансовых ресурсов в развитие и расширение производства. Остановка развития, застой неизбежно приведут фирму к экономическому краху и ликвидации.
Организация нового типа ориентирована на управление процессами и управление персоналом. Она построена не на жесткой вертикали и соподчиненности, а на диффузии функций и видов деятельности (табл. 1.2).
Как производственные функции, так и функции обслуживания и управления будут выполняться тем эффективнее, чем более специализированным является данное подразделение.
Специализация:
• способствует в данном случае повышению квалификации и скорейшему приобретению персоналом необходимых практических навыков;
• упрощает управление подразделением со стороны вышестоящего органа, поскольку уменьшает разнообразие целей, которые орган управления ставит перед управляемым подразделением, и контроль за степенью их достижения.
Таблица 1.2