Расходы бюджетных учреждений и трансферты населения.
1. Оплату труда работников этих учреждений.
2. Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
3. трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению).
4. командировочные и иные компенсационные платежи.
5. на оплату товаров, работ и услуг для нужд бюджетных учреждений.
Бюджетный кредит.
Может быть предоставлен как государственному так и муниципальному предприятию, а так же любому другому юридическому лицу только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательств по выплате кредита. Кредит предоставляется на условии возможности и возвратности при наличии соответствующего технико-экономического обоснования. Бюджетный кредит не может быть выдан юридическим лицам, которые имеют просроченную задолженность по ранее полученным кредитам. Способами обеспечения такого кредита может быть только: банковские гарантии, поручительство и залог имущества, однако при этом указанные обеспечения должны иметь высокую степень ликвидности. Обязат условием предоставл кредита является проведение предварительной проверки фин состояния потенциального получателя средств. Проверку совершают соответств финансовые органы или уполномоченные ими организации. В дальнейшем, они и контролируют целевое использование кредита. Возврат предоставленного кредита, а так же плата за пользование им приравнивается к платежам в бюджет
Дотации, субсидии и субвенции.
Это безвозмездные перечисления.
Дотация – государственное пособие предприятиям, организациям, некоторым категориям лиц для покрытия расходов.
Субсидия – денежное или натуральное пособие со стороны государства.
Субвенции - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования
Резервные фонды.
Формируются при исполнительных государственных органах и органах местного самоуправления. Запрещается создавать резервные фонды в законодательных органах, а так же резервные фонды отдельных депутатов. Могут расходоваться на финансирование непредвиденных затрат, на проведение аварийно-восстановительных работ при устранении последствий стихийных бедствий и других ЧС. Порядок расходования устанавливается соответствующим постановлением исполнительным органом. При фактическом расходовании исполнительные органы должны ежеквартально информировать законодательные органы и органы местного самоуправления. Размер фонда в расходной части бюджета любого уровня не может быть больше установленного предельного значения для федерального бюджета; такой предельный размер установлен в 3% от всех расходов. Президентский резервный фонд – не более 1% от расходной части федерального бюджета. Распорядитель бюджетных средств имеет право потратить их только с письменного распоряжения президента. Не допускается тратить средства из резервного фонда на референдумы и выборы.
36 Расходы, финансируемые из федерального бюджета.
Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:
- Обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти и др.;
- Функциониров федеральной судебной системы;
- Осуществление международной деятельности в интересах государства;
- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;
- Фундаментальные исслед и содействие НТП;
- Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики;
- Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- Исследование и использование космического пространства;
- Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- Формирование государственной собственности;
- Обслуживание и погашение гос долга;
37.Расходы, финансируемые из бюджетов субъектов федерации
- Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
- Обслуже и погашение гос долга субъ РФ;
- Проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
- Обеспеч реализации регионх целевых прогр;
- Формирование государственной собственности субъектов РФ;
- Осуществление междун и внешнеэк связей субъектов РФ;
- Содержание и развитие предприятий, организаций, учреждений, находящихся в ведении органов гос власти субъектов РФ;
- Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
- Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- Компенсация доп расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ и приводят к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
- Прочие расходы.
38. . Расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований РФ:
- Государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- Обеспечение правоохранительной деятельности;
- Обеспечение пожарной безопасности;
- Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие НТП;
- Обеспечение социальной защиты населения;
- Обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
- Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- Развитие рыночной инфраструктуры;
- Обеспечение развития федеральных и национальных отношений;
- Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, средств массовой информации;
- Прочие расходы.
39.Местный бюджет
формирование, принятие и исполнение бюджета муниципального образования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством на основеУстава муниципального образования. Исходя из устава Правительственные органы местного самоуправления утверждают Положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании. По этому Положению формирование местного бюджета происходит в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Практической разработкой бюджета занимаются исполнительные органы местного самоуправления. Контроль и принятие бюджета прерогатива представительных органов местного самоуправления. Вместе с тем представительный орган обязан передавать сведения об исполнении бюджета в Госкомстат РФ. Процедуры формирования принятия и исполнения местного бюджета определены единой технологией бюджетного процесса, описанной в законодательстве РФ. В рамках местного бюджета допускается формирование смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования
40.Доходы местных бюджетов.
1)Налоговые доходы
2)Неналоговые доходы
3)Финансовая помощь в различных формах
4)Средства по взаимным расчетам.
Налоговые доходы местных бюджетов включают: -Местные налоги и сборы (земельный налог или плата за аренду земли; налог на имущество с физ.лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение); -штрафы, пени, выплачиваемые за нарушение налогового законодательства; - доли федеральных и доли региональных регулирующих доходов(налогов), Неналоговые доходы(обеспечение функционирования региональных органов власти,обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ). Финан помощь может выступать в следующих формах: дотаций, субсидий, субвенций и фонда финан поддержки муниц образования. Фонд финан поддержки муниц образования формируется в бюджете субъекта РФ. Средства по взаимным расчетам
состоит из сумм, поступающих в местные бюджеты в связи с изменениями в доходах(или расходах) возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, неучтенных при утверждении соответствующих бюджетов
41.Местные налоги и сборы.
(земельный налог или плата за аренду земли; налог на имущество с физ.лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы и другие местные налоги и платежи согласно бюджетному кодексу)
42.Функциональная составляющая регулирующих доходов. Доля фед и рег регулирующих доходов (налогов), закрепленных з а местными бюджетами на постоянной основе: а) доли фед налогов могут состоять из: - части подоходного налога на доходы физ. лиц- НДФЛ (в местные бюджеты субъект РФ должен направлять не менее 50% в среднем собираемых на его территории этих налогов); -часть прибыли (налог на прибыль юр лиц ( не менее 5%)); -часть НДС по товарам отечественного произ-ва за исключением драг металлов и камней (не менее 10%); -части акцизов на спирт водку (не менее 5%); -часть акцизов на остальные виды подакцизной продукции б) доли рег налогов могут состоять из: - части налога на имущество организ, предприятий (не менее 50%); -части налога с продаж; - части транспортного налога. Конкретные размеры долей, перечисленных в фед и рег налогов, отдаваемые в местные бюджеты определяются законодательными органами РФ. Расчет долей производится исходя из общего объема средств, подлежащих передачи по субъекту РФ. В пределах этого объема ср-тв в соответст с фиксированной формулой для каждого муниципального образования устанавливаются соответст доли налогов. Согласно этой формуле эти доли зависят: 1-от среднего уровня сбора соотвест вида налога на территории субъектов РФ; 2-от общей численности муниципального образования; 3-от соотношения числа нетрудоспособного населения к общей численности; 4- от того на сколько доходная часть меньше значения норматива минимального бюджета обеспеченности.
43. финансовая помощь как часть доходов местного бюджета. Финан помощь может выступать в следующих формах: дотаций, субсидий, субвенций и фонда финан поддержки муниц образования. Фонд финан поддержки муниц образования формируется в бюджете субъекта РФ. Ср-ва в этом фонде образуются путем отчислений от фед и регион налогов, поступающих в бюджет субъектов РФ. Дотация –гос пособие организ. и предприятиям для покрытия убытков или для др. целей. Субсидия-денежное пособие. Субвенция форма финансового пособия.
44. порядок формирования и функционирования фонда финан поддержки муницп образования. Ср-ва фонда финан образов распределяются с использованием другой фиксирующий формулы, учитывающей численность населения муницип образован, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муницип образов, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муницип образов, площадь территории МО, уровень душевой обеспеченности бюджетными ср-вами МО и ряд других факторов. Доля средств, передаваемых в фонд финансовой поддержки МО выражаеться в % и утверждаеться законом субъекта РФ. Перечисление ср-тв из этого фонда производиться ежемесячно и сопровождаются объявлением в СМИ.
45.Средства по взаимным расчетам
состоит из сумм, поступающих в местные бюджеты в связи с изменениями в доходах(или расходах) возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, неучтенных при утверждении соответствующих бюджетов.
47.Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов. Исключительно из местных бюджетов финансируются: 1.Содержание органов местного самоуправления. 2.формирование муниципальной собственности и управление ею. 3.организация, содержание и развитие пред-ий, учреждений и орган-ий образования, здравоохранения, культуры и спорта, СМИ и др. находящихся в муницип. собственности. 4.содержание муниц.органов охраны общественного порядка. 5. организация содержания и развитие муни. жилищно-коммунальныххозяйств.6.Благоустройство и озеленение территорий. 7.организ. утилизации и переработки бытовых отходов. 8. организация транспортного обслуживания населения. 9. обеспечение противопожарной безопасности муницип. территории. 10.обслуживание и погашение муниц.долга. 11.содержание муниц. архивов. 12.целевые программы муниц. образования. 13.проведение муниц.выборов и местных референдумов.14.финансирование др. решений по вопросам отнесенным к компетенции местных органов власти.
50.Этапы исполнения бюджетов по доходам.1 перечисление и зачисление дох на единый счет бюджета. 2 распред-е дох. (рег-х) по бюджетам других уровней в соответствии с вышестоящим бюджетом. 3 возврат излишне уплаченных в бюджет налогов и других доходов. 4 учет доходов бюджета и составление отчетности доходов соотв-го бюджета.
51.Этапы исполнения расходов бюджета.Исполняются с соблюдением обязательных послед-но осущ-х: процедур санкционирования и финансирования. Процед. Финан-я закл. В расх-и бюд-х с., кот-е сводится к списанию ден.с. с единого счета бюджета в размере, подтвержденного бюджетного обязат-ва в пользу получателя бюдж.с. (физ или юр. Лиц). Санкционирование вкл неск-ко этапов:
52 Процедуры санкцион-ния расх 1-2-31 Состав и утверждение бюджетной росписи. 2 Утвержд.и доведение уведомлений о бюд-х ассигнованиях до распоряд-ей и получ-ей бюдж.с. (направ. Должно быть в течении 10 дней со дня утвержд. Сводной бюдж.росписи соотв. Исполнит. органом.) 3 Утвержд.смет дох и расх распор-ем бюдж.с. и бюдж.учреждением (10 дней со дня получения обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюдж.с. смету дох. И расх. По установл. Форме).
53 Процедуры санкцион-ния расх 4-54 Утвержд.и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распор-ей и получ-ей бюдж.с. Объем не превышающий 3 мес., назыв. Лимитом бюдж.обязат., утвержд.органом исполн-им бюджет на основе проектов распр-я, утверж.в свою очередь гл.распор-ем бюдж.с. Доводятся до бюдж.учрежд. не позднее чем за 5 дней до периода начала их действия. 5 Принятие денежных обяз-в получателем бюдж.с.Получ.бюдж.с. уведомляют вышестоящего распоряд. О согласии или не согласии принять денежные обязат-ва. 6 Подтверждение и выверка исполнения ден. Обязат.
54. Принципы и средства межбюджетных отношений
строятся на следующих принципах:
взаимной ответственности;
применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;
выравнивания доходов муницип образований;
максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
гласности межбюджетных отношений.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
1) нормативные отчисления от регулирующих доходов;
2) дотации и субвенции местным бюджетам;
3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов
56. Внебюдж фонды как часть гос финан-в внебюдж финд –это вторая часть гос финансов. Выделен этих фондов из бюдж структ-ры обусловл необходим-тью защиты общественно значим-х рас-дов гос-ва от их нецелевого испол-я. В РФ сущ. 3 внебюдж фонда: пФ, ФСС ФОМС (см. 57-62)
57.Пенсионный фонд, цели и задачи Задачи целевой сбор и накоплен страхов-х взносов, а так же финансир-е опред-х расходов; орган-ция работы по взысканию с плател-ков, виновных в причинен вреда здоровью граждан гос-я пенсия по инвалидности вслед. трудов. увечья или по случ потери кормильца; увелич-е ср. фонда; привлечен. добровол. взносов; контроль с участием налог орг за своеврем и полным поступл страх взносов; контроль за правил и рационал расходованием ср-в фонда; орг-ция и введение индивид-го учета засрахов-х лиц в соответ-вии с законом Источники: страх взносы работ дател и пбоюл; ассигнования из фед бюдж на выплату гос пенсий, пособий; ср-ва возмещ-ные пФ всвязи с назначен-м досроч-х пенсий безработным; ср-ва взысканные с работ-лей по суду; добровол взносы; дох от капитализации ср-в пф
58Направ-ния расход-я пф: выплата в соответ-вии с законодат-вом пенсий в том числе гражданам за пределами РФ, выплата пособ по уход за ребенком, оказан орган-ми соц защиты мат помощи престарелым и нетрудоспособ-м, финансир-ние матер-го технич-го обеспечен-я текущей деят-ти пФ и его орг-в, расход-ние ср-в на др мереприятия, связан с деят-тью пф в соответ-вии с законод-вом Порядок упл. взносов:1 плател-ми я/я юр лица в т.ч инстр, семейные общины, занима-ся традиц-ми отраслми хоз-ва, пбоюл в т.ч адвокаты 2 страх взносы начисл на все виды опл труда в натурал или денеж выражен, на кот начисл пенсия 3 плательщики обяз встать на учет самостоят-но в отделен пФ по месту их рег-ции, перечисл 1 раз в мес
59 ФСС, цели и задачи Задачи выплата гарантир-х гос-м пособий, участие в разраб-ке и реализ-ции гос программ по охр здоровья, осущесвл-е мер обеспеч-х финан-ую устойч-ть фонда, подготовка и повышен квалифик раб-ков сис-мы гос соц страх-я, проведен разъяснит работы среди населен. Источники страх вносы, дох от размещен времен свобод ср-в,добровол взносы, денеж суммы, взысканная по решен суда, ассигнов-ния из федер бюдж на покрытие расх-дов связ с предоставл льгот лицам, постадавш в Черноб и др местах
60Направ-ния расход-я фсс: выплата пособ, по болн листам, при рожд ребенка, по уходу з реб до 1,5 лет, выплата соц пособ на погребен, выплата по уходу за инвалид, оплата путевок в санатор, для сотруд и член их семей, на собст нужды связ с деят-тью фонда (порядок упл см 58)
61. ФОМС, цели и задачи Зад реал-ция гос программы в обл омс, гарантир-ние всем гражданам равных возможностей получения обязат мед и лекарст помощи, финанир-е профилактич-х мероприят. Источ-ники страх взносы, ср-ва фед бюдж, бюдж субъкт рф, бюдж муницип образов-й выделяем-х на финансир-е гос прогр. дох. от капитализации, безвозмезд поступлен
62Направ-ния расход-я фомс обеспечен обязат мед обслуж-я всех граждан, приобрет лекарст ср-в, финансир-е мероприят по разработ и реализ-ции гос программ, обеспечен профессион подготовки мед кадров, финансир-е науч-х исслед-й, развит-е МТБ лечеб-х учрежд, финан-е мед- х учрежд, оказан мед помощи при массовых заболеван в зонах стихий-бедст. (Поряд упл см 58)
65.Неналоговые поступления местного бюджета.
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от его деятельности.
А) Доходы от использования имущества (государственного, муниципального).
Б) Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.
В) Доходы от сдачи в аренду имущества.
Г) Проценты, полученные от размещения в банке свободных бюджетных средств
Д) Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны.
Е) Перечисления прибыли ЦБ РФ.
69.Участники бюдж. процесса.1президента РФ: опред-ет бюдж.политику через ежегодное бюдж-е послание; утверждает ФЗ о бюд. 2законод-е органы РФ: рассм-ют и приним годовые бюджеты и отчеты об их исп-и; -осущ-ют контроль за исполнением бюджета, с помощью форм-х или контр-Х органов. 3исполн.органы: -состав. проекта бюджета, -внесение его на рассм-е и принятие зак-х органов власти, исполн-е бюд.,вкл-я сбор дох. И осущ-е расх. –управ гос и муницип долгом. – ведомст.контроль. 4 органы кред-ден рег-я (ЦБРФ) разраб и предст-ет на рассм-е гос думе о. напр-я кред-ден.полит: -обсл-ет счета бюд. –осущ-ет ф-ции ген.агента по госбумагам РФ. 5органы гос и муницип. Фин.контроля: контр.за исполн-ем бюд. – экспертиза проекта бюд., а также фед регион целевых программ осущ-х за сч. Бюд. С. 6гл. распоряд. И распоряд.бюдж.с.: -гл. расп-ем я/я орган гос власти, имеющий право распред-ть с. Соот-го бюд. По подвед-м распор-м и получ-м бюд.с.; -расп-льбюд.с. это орган гос власти или орган местного самоупр-я имеющий право распр-ть бюд.с. по подведомств. Получ-ем (агенства); -получ-ль бюд.с. это бюд.учрежд. или иные орг-и, пред-я и т.д., имеющие право на получ бюд.с. согл.бюджету. 7бюд учрежд-я: орг-я, созданная органами гос.власти или органами местного самоупр-я, для осущ-я упр-х, соц-но-культ-х, научно-исслед.и иных ф-ях неком-го ха-ра, деят-ть кот-й финан-я из соот.бюд. на основе сметы дох и расх. 9кред-е орг-и осущ-ие опре-и с бюд.с.:-для осущ-я опер-й по предост-ю с.бюд. на возвратной основе; -для выполнения ф-ий ЦБ в части обсл-я сч.бюд-в, если на соот-й террит-и отсутствует учрежд-е ЦБ, или они не могут исполнять возложенные на них ф-и. 10иные органы, на кот-е возложены бюд-е, налог-е и др. полномочия согл.бюд-му закон-ву.
70 Модель денежных потоков в откр смеш эк-ке. В нижней части представ ден потоки личные потребител расходы-расходы населения на приобрет тов-в тек потребл-я. Гос закупки тов. Все гос расходы из федерал бюджета, бюдж суб-в РФ, муницип.бюдж на конечную прод пред-я и прямую покупку ресурсов. Чистый экспорт- расх др стран на товары данного гос за минусом инвест-х и гос расх на импорт. Личные сбережения- это ден с, направл на через капитала предпр. Все перечисл расходы я/я чьими-то дох, кот в рамках всей страны сост ВНП. Нераспред дох предп-чистая прибыль пред-я за вычетом налога на прибыль и дивидендов. Налог на прибыль- часть прибыли уплач гос-ву. Дох индивид владельцев- выручка дох за минусом затрат и налогов уплач-х индивид Влад-ми. Дивиденды- часть прибыли предназн для выплаты акционерам. %- это % платежи поставщикам ден с. Рентные платежи- платежи предпр и гос-ва владел ресурсов за искл трудового ресурса. З/п- фонд ден с предназн для оплаты труд-ся ресурсов вкл отчисл на соц нужды. В такой эк-ке где товарно-ден отнош играют сущ-ую роль финансы, также приобретают решающее значение в распред ВНП.
8виды денег. Действит – это деньги у кот номинал (обознач на них) соответ реал ст-ти, т.е. ст-ти металла из кот они изготовлены. Для дейст денег ха-на устойчив, благодаря кот они беспрепят выполняют 5 ф. (св-ва мет, позвол выпол ф денег) однородность 2делимость и соединение без потерь 3портфельность (большая концентрация ст-ти) 4сохраняемость 5сложность добычи и переработки. Знаки ст-ти- это деньги, у кот номинал ст-ть выше реал. К ним относ.1 метал знаки (стандарт монета и мелкая монета) 2 бум знаки-деньги и кредитные деньги. Бум –появ вместо золотых монет. Они выполн 2 ф ср обращения и ср платежа. Кредит возникли в резул развития товарного пр-ва, когда нал бум стало не хватать, купля-продажа стала осущ в кредит. 1 ф-с платежа. Путь развития: вексель (простой-выд долга, переводной-выписан кредитором, казначейский-вып гос-ом для покрытия бюджетного дефицита, дружеский,бронзовый-лишает товарного покрытия)→банкнота(кред деньги выпуск эмиссионным банком страны)→чек(ден док,установ формы, содерж безусловный приказ владельца сч о выплате влад чека указан ∑. 3 вида чека- именной, на предъявителя, ордерный, на опред лицо.
8виды денег. Действит – это деньги у кот номинал (обознач на них) соответ реал ст-ти, т.е. ст-ти металла из кот они изготовлены. Для дейст денег ха-на устойчив, благодаря кот они беспрепят выполняют 5 ф. (св-ва мет, позвол выпол ф денег) однородность 2делимость и соединение без потерь 3портфельность (большая концентрация ст-ти) 4сохраняемость 5сложность добычи и переработки. Знаки ст-ти- это деньги, у кот номинал ст-ть выше реал. К ним относ.1 метал знаки (стандарт монета и мелкая монета) 2 бум знаки-деньги и кредитные деньги. Бум –появ вместо золотых монет. Они выполн 2 ф ср обращения и ср платежа. Кредит возникли в резул развития товарного пр-ва, когда нал бум стало не хватать, купля-продажа стала осущ в кредит. 1 ф-с платежа. Путь развития: вексель (простой-выд долга, переводной-выписан кредитором, казначейский-вып гос-ом для покрытия бюджетного дефицита, дружеский,бронзовый-лишает товарного покрытия)→банкнота(кред деньги выпуск эмиссионным банком страны)→чек(ден док,установ формы, содерж безусловный приказ владельца сч о выплате влад чека указан ∑. 3 вида чека- именной, на предъявителя, ордерный, на опред лицо.