Анализ эффективности деятельности персонала
Принципиальные положения оценки эффективности работы персонала:
1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей
2. Вводится экономическое стимулирование достижения конечного результата с наименьшими затратами ресурсов и высоким качеством продукции, труда и управления. Реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности хозяйственной деятельности предприятия
3. Соизмерение различных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе эффективности работы с помощью весовых коэффициентов, определяющихся методом экспертных оценок
4. Комплексный показатель эффективности рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к % шкале измерения (100 баллов). Комплексный показатель равен сумме баллов частных показателей.
Функции стимулирования:
1. Стимулирование по «линейной восходящей» (У=Х). Поощряется каждый % достигнутого результата (прибыль, производительность труда, объем товарной продукции)
2. Стимулирование по «линейной нисходящей» (У=200-Х). Поощрение достижения результата с наименьшими затратами ресурсов (фонд оплаты труда, текучесть кадров, потери рабочего времени).
3. Функция обратного стимулирования – «штрафных санкций» (У=-Х). Брак, хищение материальных ценностей, производственный травматизм, нарушение трудовой дисциплины.
Функция стимулирования определяется исходя из следующих позиций:
Х - % выполнения;
У – скорректированный показатель.
1)
2)
3)
Оценка итогового значения комплексного показателя эффективности зависит от его итогового значения:
· менее 95 баллов – персонал работа неудовлетворительно;
· от 95 до 100 баллов – удовлетворительно;
· от 100 до 105 баллов – хорошо;
· более 105 баллов – отлично.
1. На основании имеющихся данных о деятельности службы управления персоналом за отчетный период:
·рассчитать % выполнения плана по каждому из показателей;
·в зависимости от специфики показателя определить функцию стимулирования;
·определить скорректированное значение каждого показателя;
·рассчитать частные показатели эффективности;
·найти комплексный показатель эффективности деятельности;
·сделать выводы о степени эффективности управления подразделением.
Таблица 1
Некоторые показатели деятельности отдела кадров предприятия
№ | Наименование показателя | Базисное значение | Фактическое значение | % выполнения | Функции стимулирования | Скорректированный показатель | Весовой коэффициент доли | Частный показатель эффективности |
Фонд оплаты труда службы управления персоналом (тыс. грн) | 7,5 | 7,875 | 0,05 | |||||
Бюджет, направляемый на привлечение персонала (тыс. грн) | 0,8 | 0,02 | ||||||
Производительность труда (тыс. грн.) | 5,05 | 0,03 | ||||||
Коэффициент текучести кадров (%) | 0,15 | |||||||
Рентабельность персонала (%) | 0,15 | |||||||
Уровень дисциплины (%) | 0,02 | |||||||
Темп роста текучести кадров (%) | 0,09 | |||||||
Удовлетворенность работой сотрудников компании (баллы) | 0,2 | |||||||
Степень реализации и проработки проектов в области кадров (баллы) | 0,2 | |||||||
Средний период замещения 1 вакансии со дня подачи заявки в отдел кадров (дней) | 0,09 | |||||||
Итого | - | - | - | - | - | 1,00 |
Таблица 2
Решение
№ | Наименование показателя | Плановое значение | Фактическое значение | % выполнения | Функции стимулирования | Скорректированный показатель | Весовой коэффициент доли | Частный показатель эффективности, баллы |
Фонд оплаты труда службы управления персоналом (тыс. грн) | 7,5 | 7,875 | У=200-Х | 0,05 | 4,75 | |||
Бюджет, направляемый на привлечение персонала (тыс. грн) | 0,8 | У=200-Х | 0,02 | 2,4 | ||||
Производительность труда (тыс. грн.) | 5,05 | У=Х | 0,03 | 3,03 | ||||
Коэффициент текучести кадров (%) | У=200-Х | 0,15 | 22,5 | |||||
Рентабельность персонала (%) | У=Х | 0,15 | ||||||
Уровень дисциплины (%) | У=-Х | -200 | 0,02 | -4 | ||||
Темп роста текучести кадров (%) | У=200-Х | 0,09 | 7,875 | |||||
Удовлетворенность работой сотрудников компании (баллы) | У=Х | 0,2 | ||||||
Степень реализации и проработки проектов в области кадров (баллы) | У=Х | 0,2 | ||||||
Средний период замещения 1 вакансии со дня подачи заявки в отдел кадров (дней) | У=200-Х | 0,09 | 6,3 | |||||
Итого | - | - | - | - | - | 1,00 | 93,86 |
2. На основании имеющихся данных о деятельности отдела логистики коммерческого предприятия за отчетный период:
· рассчитать % выполнения плана по каждому из показателей;
· в зависимости от специфики показателя определить функцию стимулирования;
· определить скорректированное значение каждого показателя;
· рассчитать частные показатели эффективности;
· найти комплексный показатель эффективности деятельности;
· сделать выводы о степени эффективности управления подразделением.
№ | Наименование показателя | Плановое значение | Фактическое значение | % выполнения | Функции стимулирования | Скорректированный показатель | Весовой коэффициент доли | Частный показатель эффективности |
Объем перевезенной продукции за месяц (тыс. грн) | 1 500 | 1 650 | 0,15 | |||||
Себестоимость транспортировки 1т продукции на 100 км (грн) | 0,20 | |||||||
Коэффициент боя при траспортировке (%) | 0,03 | |||||||
Коэффициент загруженности автотранспорта (%) | 0,07 | |||||||
Уровень дисциплины (%) | 0,02 | |||||||
Динамика объемов просроченной и некондиционной продукции на складах предприятия (%) | 0,03 | |||||||
Период оборачиваемости запасов (дней) | 0,15 | |||||||
Средний период выполнения 1 заказа предприятием (дней) | 1,5 | 0,08 | ||||||
Степень готовности к открытию логистического центра в г. Днепропетровске (баллы) | 0,07 | |||||||
Степень удовлетворенности клиентов (баллы) | 0,20 | |||||||
Итого | - | - | - | - | - | 1,00 |
3. На основании имеющихся данных о деятельности отдела продаж коммерческого предприятия за отчетный период:
· рассчитать % выполнения плана по каждому из показателей;
· в зависимости от специфики показателя определить функцию стимулирования;
· определить скорректированное значение каждого показателя;
· рассчитать частные показатели эффективности;
· найти комплексный показатель эффективности деятельности;
· сделать выводы о степени эффективности управления подразделением.
№ | Наименование показателя | Плановое значение | Фактическое значение | % выполнения | Функции стимулирования | Скорректированный показатель | Весовой коэффициент доли | Частный показатель эффективности |
Объем продаж (тыс. грн.) | 12 000 | 13 200 | 0,10 | |||||
Операционная прибыль (тыс. грн.) | 1 800 | 1 848 | 0,20 | |||||
Рентабельность продаж (%) | 0,15 | |||||||
Средняя стоимость заявки одного клиента (тыс. грн.) | 0,5 | 0,6 | 0,05 | |||||
Фонд оплаты труда (тыс. грн.) | 0,05 | |||||||
Средний объем продаж труднореализуемых и некондиционных товаров (тыс. грн.) | 9,6 | 0,02 | ||||||
Средний период возврата дебиторской задолженности (дней) | 0,08 | |||||||
Степень удовлетворенности клиентов (баллы) | 0,20 | |||||||
Состояние морально-психологического климата в коллективе (баллы) | 0,12 | |||||||
Текучесть персонала (%) | 0,03 | |||||||
Итого | - | - | - | - | - | 1,00 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Конституція України (з наступними змінами) // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 30. – Ст. 141.
2. Кодекс законів про працю України - затверджено Законом №322-VIII від 10.12.71 (в редакції Закону №784-14 від 30.06.1999 (з наступними змінами) // Відомості верховної Ради. – 1999. - №4243. - Ст.349.
3. Базаров Т.Ю., Ерёмин Б.Л. Управление персоналом: Учебник – М.: Юнити, 2002. – 560с.
4. Балабанова Л.В., Сардак О.В. Управління персоналом: Навч. посібник – К.: ВД «Професіонал», 2006. – 512с.
5. Крушельницька О.В., Котвицький А.А. Менеджмент персоналу: Навч. посібник / Університет сучасних знань. – К. : Знання України, 2008. – 299c.
6. Щекин Г.В. Организация и психология управления персоналом: Учеб.-метод. пособие. – К.: МАУП, 2008. – 832с.
Дополнительная
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. Спец. Вузов. – М.: Высш. шк., - 2007. – 224с.
8. Воронкова В. Г., Беліченко А. Г., Попов О. М. та ін. Управління людськими ресурсами: філософські засади: Навч. посібник – К.: Професіонал, 2006. – 567с.
9. Гавкалова Н.Л. Менеджмент персоналу: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. Х.: ВД «ІНЖЕК», 2008. – 276с.
10. Данюк В.М., Петюх В.М. Менеджмент персоналу: Навч. посібник / Київський національний економічний ун-т – К.: КНЕУ, 2004. – 398с.
11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учеб. пособие для студ. вузов – М.: ИНФРА-М, 2006. – 654с.
12. Колпаков В.М. Стратегический кадровый менеджмент: Учеб. пособие для студ. вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – К. : МАУП, 2005. – 752 с.
13. Крамаренко В.І., Холод Б.І. Управління персоналом фірми: Навч. посіб. – К.: ЦУЛ, 2008. – 325с.
14. Менеджмент: навч. посібник для студ. вищих навч. закладів / Міжрегіональна академія управління персоналом / Щокін Г.В. (ред.) – К.: МАУП, 2007. – 816c.
15. Митин А.Н. Культура управления персоналом. – Екатеринбург: Торгиздат, 2006. – 356с.
16. Мурашко М.І. Менеджмент персоналу: навч. посіб. – 3-тє вид., випр. і доп. – К.: Знання, 2008. – 435с.
17. Шегда А.В. Менеджмент: Підручник. – К.:Знання, 2004. – 687с.
18. Щербак В.Г. Управління персоналом підприємства – Х.: ХНЕУ, 2005 – 218с.