Б. Отношения, составляющие предмет финансового права
Воздействие государства и муниципальных образований как субъекта финансовой деятельности на объект этой деятельности осуществляется в рамках отношений, которые и составляют содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. С отраслевой точки зрения эти отношения составляют главным образом предмет финансового права. Они весьма многообразны и в целях доступности восприятия могут подразделены по различным основаниям.
Прежде всего отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от функции финансовой деятельности на следующие группы отношений, возникающих в ходе:
а) мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;
б) распределения финансовых ресурсов государства;
в) использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
г) контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
д) эмиссии денежных знаков.
В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты налогов и сборов; возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных займов; в связи с добровольными пожертвованиями в казну государства и т.д. Во вторую группу включаются отношения, возникающие в ходе бюджетного регулирования, т.е. отношения по выделению дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а из последнего — бюджетам муниципальных образований и т.д. В третью группу включаются отношения по бюджетному финансированию. В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля банков за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций и т.д. В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков.
Кроме того отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от субъектов, между которыми они возникают. Во-первых, это отношения, с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а с другой стороны — организациями и физическими лицами. Примером в данном случае являются отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, наложения финансовых санкций и т.д. Во-вторых, это отношения между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Примером являются отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов 'бюджетов.
Помимо отмеченного, все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются по экономическому критерию на финансовые и нефинансовые. К финансовым относятся отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и другие признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сбору неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по бюджетному финансированию и т.д. Другие отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов. Однако те отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществляется в рамках нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Наконец, все отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются исходя из критерия финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам на:
а) бюджетные;
б) возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) возникающие по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;
г) налоговые;
д) неналоговые;
е) по государственному внутреннему долгу;
ж) по сметно-бюджетному финансированию;
з) по государственному внебюджетному финансированию;
и) по бюджетным кредитам;
к) по государственному страхованию;
л) по денежному обращению и расчетам;
м) по валютному регулированию.
Хотя подавляющее большинство отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляют предмет 4эинансового права, однако в их числе имеются и другого рода отношения. Некоторые из них являются предметом гражданского права. Это, например, отношения, возникающие в связи с продажей и использованием государственного и муниципального имущества, продажей акций приватизированных предприятий, находящихся в государственной собственности, сдачей государственного и муниципального имущества в аренду и др.
В целях отграничения многообразных с точки зрения отраслевой принадлежности отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, друг от друга, надо иметь в виду, что предмет финансового права составляют только те отношения, которые урегулированы правом в этой сфере с помощью метода властных предписаний.