Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета Украины
Проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год Верховной Раде представляет на ее пленарном заседании Министр финансов Украины не позднее чем через пять дней со дня представления его Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду. На таком пленарном заседании процедурному решению Верховной Рады могут быть заслушаны главные распорядители средств государственного бюджета по цели, задач и ожидаемых результатов выполнения соответствующих бюджетных программ, предусмотренных в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий год.
От комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, с докладом о соответствии проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и требованиям Бюджетного кодекса Украины выступает председатель комитета.
По результатам обсуждения проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год Верховная Рада может принять решение о его отклонении в случае несоответствия требованиям Бюджетного кодекса Украины и / или Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период.
В случае отклонения Верховной Радой проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год Кабинет Министров Украины обязан в 7-дневный срок со дня вступления в силу решения о его отклонении подать в Верховную Раду проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год с обоснованием внесенных изменений . В таком случае сроки подготовки и рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в первом и втором чтениях увеличиваются на пять дней.
Проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год рассматривается по процедуре трех чтений.
В случае нарушения Кабинетом Министров Украины сроков представления в Верховную Раду проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, а также нарушения сроков представления его на второе чтение сроки рассмотрения Верховной Радой проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год исчисляются со дня его фактического представления Кабинетом министров Украины.
В случае отставки Кабинета Министров Украины для представления в Верховную Раду проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год или после отклонения Верховной Радой представленного проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год отсчет сроков рассмотрения Верховной Радой проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год прекращается и восстанавливается после подачи в Верховную Раду проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год вновь сформированного Кабинета Министров Украины.
Народные депутаты, комитеты формируют свои предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год и не позднее 1 октября года, предшествующего плановому, направляют их в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, с учетом следующих требований:
1) предложения должны согласовываться с Основными направлениями бюджетной политики на следующий бюджетный период;
2) предложения по увеличению расходов и / или уменьшению поступлений государственного бюджета должны определять источники их покрытия, включая виды и объемы расходов, подлежащих сокращению. Такие предложения и предложения в текстовых статей проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год не могут приводить к увеличению государственного долга и государственных гарантий по сравнению с их предельным объемом, предусмотренным в представленном Кабинетом Министров Украины проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий год;
3) предложения по изменению прогноза доходов и финансирования бюджета могут вноситься в случае, если обнаружены неточности в его расчете комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, и / или Министерством финансов Украины.
Предложения, направленные в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, после 1 октября года, предшествующего плановому, и / или с нарушением установленных требований, не рассматриваются.
Счетная палата по поручению Верховной Рады проводит экспертизу проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год и до 1 октября года, предшествующего плановому, подает свои выводы Верховной Раде.
Комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, не позднее 15 октября года, предшествующего плановому, рассматривает предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, выводы Счетной палаты и готовит заключения и предложения к нему (которые излагаются в виде проекта постановления Верховной Рады), а также таблицу предложений субъектов права законодательной инициативы. Показатели, содержащиеся в выводах и предложениях к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, должны быть сбалансированными.
Проект постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, а также таблица предложений субъектов права законодательной инициативы предоставляются народным депутатам не позднее чем за два дня до рассмотрения Верховной Радой проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в первом чтении.
Верховная Рада рассматривает проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в первом чтении не позднее 20 октября года, предшествующего плановому.
В случае если бюджетный период не совпадает с календарным годом, сроки рассмотрения устанавливаются по процедурному решению Верховной Рады.
Рассмотрение в первом чтении проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год начинается с доклада председателя комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, по выводов и предложений к законопроекту и результатах его рассмотрения.
После завершения обсуждения ставится на голосование за основу подготовленный комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, проект постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год.
После принятия за основу проекта постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год ставятся на голосование те включены в таблицы предложений субъектов права законодательной инициативы предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины на рассмотрении и голосовании которых настаивает народный депутат.
Если Верховной Радой не принято решение о поддержке проекта постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год за основу, проводится постатейное голосование таких выводов и предложений, а также тех включенных в таблицы предложений субъектов права законодательной инициативы предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на рассмотрении и голосовании которых настаивает народный депутат.
В случае если во время голосования были поддержаны предложения, которые привели к изменениям выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, подготовленных комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, Верховная Рада может перенести на определенный срок (но не более чем на два дня) голосование в целом проекта постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год.
Проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год считается принятым в первом чтении, если на поддержку во время голосования в целом проекта постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады . Одобренные Верховной Радой выводы и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год получают статус Бюджетных выводов Верховной Рады.
Если на поддержку во время голосования в целом проекта постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год не получено необходимого количества голосов народных депутатов, Верховная Рада может принять решение о направлении этого проекта постановления в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, для подготовки к повторному рассмотрению Верховной Радой с учетом замечаний, высказанных в ходе рассмотрения этого вопроса на пленарном заседании Верховной Рады (с определением сроков такой подготовки).
После принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в первом чтении Кабинет Министров Украины при участии уполномоченных представителей комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, готовит и в 14-дневный срок, но не позднее 3 ноября года, предшествующего плановому, подает в Верховную Раду проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, подготовленный в соответствии с Бюджетных выводов Верховной Рады, и сравнительную таблицу по их учета с мотивированными объяснениями о неучтенных положений Бюджетных выводов Верховной Рады.
Поданный Кабинетом Министров Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, подготовленный в соответствии с Бюджетных выводов Верховной Рады, и сравнительная таблица по их учета предоставляются народным депутатам не позднее чем за десять дней до рассмотрения вопроса на пленарном заседании Верховной Рады.
Комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, после представления Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, подготовленного ко второму чтению, готовит заключение по учету в этом законопроекте Бюджетных выводов Верховной Рады. При этом предложения народных депутатов, комитетов к проекту закона о Государственном бюджете Украины, подготовленного ко второму чтению, не рассматриваются.
Рассмотрение во втором чтении проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год завершается не позднее 20 ноября года, предшествующего плановому. Во втором чтении принимаются: предельный объем годового дефицита (профицита) государственного бюджета, предельный объем государственного долга и предельный объем предоставления государственных гарантий, общая сумма доходов, расходов и кредитования государственного бюджета, размер минимальной заработной платы на соответствующий бюджетный период, размер прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для основных социальных и демографических групп населения и уровень обеспечения прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период; бюджетные назначения межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов.
После обсуждения Верховная Рада проводит голосование по принятию во втором чтении проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год с учетом заключения комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, по учету в этом законопроекте Бюджетных выводов Верховной Рады. В случае принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении проводится голосование о принятии этого законопроекта в целом.
Если Верховной Радой не принято решение о принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении, проводится рассмотрение и голосование статей, на рассмотрении и голосовании которых настаивают народные депутаты.
В случае если во время голосования статей показатели проекта бюджета остаются сбалансированными, ставится на голосование предложение о принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении и в целом.
В случае если во время голосования статей показатели проекта бюджета стали разбалансированными, Верховная Рада откладывает на определенный срок (но не более чем на два дня) голосование по принятию проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении для обеспечения сбалансированности показателей проекта бюджета комитетом , к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета.
Если не принято решение о принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении по результатам голосования, Верховная Рада может принять решение о направлении этого законопроекта в Кабинет Министров Украины для подготовки на повторное второе чтение (с определением сроков и критериев такой подготовки) .
Если при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении в тексте этого законопроекта возникают противоречия и ошибки, которые исключают возможность применения его норм после окончательного принятия и вступления в силу, рассмотрение соответствующих статей законопроекта переносится на третье чтение.
Согласно решению Верховной Рады о принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, не позднее 25 ноября года, предшествующего плановому, готовит его к третьему чтению.
Комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, готовит предложения по устранению противоречий и ошибок в тексте статей проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, рассмотрение которых перенесено на третье чтение, и представляет сравнительную таблицу таких статей и окончательную редакцию законопроекта. После принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении предложения народных депутатов, комитетов к нему не рассматриваются.
После доклада и содоклада проводится голосование предложений комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, по устранению противоречий и ошибок в тексте статей проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год и принятие проекта закона в целом.
В случае непринятия проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в этот законопроект по решению Верховной Рады направляется на повторное третье чтение с определением сроков его последующего рассмотрения на пленарном заседании Верховной Рады.
Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому.