Составление, рассмотрение и принятие Государственного бюджета Украины

Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и ряд других.

Составление бюджета основывается на основных направлениях денежно-кредитной, бюджетной, налоговой политики государства в целом и соответствующей территории на следующий бюджетный период.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социального и экономического развития. На основании макропоказателей экономического и социального развития на следующий бюджетный период, анализа выполнения бюджета в текущем периоде, Приоритетов и программы правительства Министерством финансов определяется общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценка объема финансирования бюджета для составления предложений проекта Государственный бюджет Украины.

Для подготовки предложений проекта Государственного бюджета Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос (согласно Бюджетному кодексу) - документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения с соответствующими обоснованиями по объему бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период.

Бюджетные запросы должны содержать всю необходимую информацию для анализа показателей с целью принятия решения о включении их в проект местного бюджета. Бюджетный кодекс вводит процедуру парламентских слушаний по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период. Составление бюджетных запросов целом начинается с доведение местными финансовыми органами до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов, Разработанных на основе типовой формы определенной Министерством финансов Украины по учетом особенностей составления проектов местных бюджетов. Инструкции в бюджет имеют целью управления процессом составления соответствующего местного бюджета. Собственно инструкции распорядителям бюджетных средств по направлений политики и программ вместе с установкой предельных объемов расходов формируют границы, в которых осуществляется разработка бюджетных запросов.

Местные финансовые органы на основе результатов анализа принимают решение о включении этих запросов в проект бюджета.

Министерство финансов Украины на любом этапе составления и рассмотрения проекта Государственного бюджета Украины проводит анализ бюджетного запроса, поданного главным распорядителем бюджетных средств, с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также эффективности использования бюджетных средств.

На основе анализа бюджетных запросов Министерство финансов Украины готовит проект закона о Государственном бюджете Украины и подает его Кабинета Министров Украины для рассмотрения. Кабинет Министров Украины принимает постановление относительно одобрения проекту закона о Государственном бюджете Украины и подает его с соответствующими материалами Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября. Он подлежит обязательной публикации в газете "Урядовый курьер" не позднее чем через семь дней после его представления Верховной Раде Украины.

Вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины, одобренным Кабинетом Министров Украины, подаются:

1) пояснительная записка к проекту закона о Государственном бюджете Украины, которая должна содержать:

а) информацию об экономическом положении государства и основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, положенные в основу проекта Государственного бюджета Украины;

б) оценку поступлений доходов и других средств (займов)Предлагаемые для обеспечения финансовыми ресурсами расходов бюджета;

в) объяснения к основным положениям проекта Государственного бюджета Украины и проекта закона о Государственном бюджете Украины, включая анализ предлагаемых объемов расходов на выполнение функций, программ. Обоснование включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, следующий бюджетные периоды в разрезе классификации расходов бюджета;

г) информацию относительно учета предложений Верховной Рады Украины к Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

д) обоснование особенностей межбюджетных взаимоотношений;

е) информацию относительно объемов государственного долга, В том числе по типу долгового обязательства, графика его погашения, объемов и условий заимствований;

е) прогноз основных макропоказателей экономического и социального развития Украины, показателей сведенного бюджета Украины за основным видам доходов, Расходов и финансирования на следующие три бюджетные периоды;

2) прогнозные показатели сводного бюджета Украины (включая оценку Государственного бюджета Украины и местных бюджетов) в соответствии с бюджетной классификации, а также сводный баланс финансовых ресурсов Украины;

3) перечень льгот по налогам, Собраниях (других обязательных платежах) с расчетом потерь доходов бюджета от их предоставления;

4) показатели расходов Государственного бюджета Украины, необходимых на следующие бюджетные периоды для завершения программ, которые учтены в проекте Государственный бюджет Украины, При условии реализации этих программ на протяжении более как одного бюджетного периода;

5) сведения и структура финансовых обязательств с государственного долга и государственных гарантий на текущий и следующий бюджетные периоды к полному погашения долговых обязательств, Включая суммы на обслуживание государственного долга;

6) перечень инвестиционных программ на следующий бюджетный период, под которые могут предоставляться гарантии Кабинета Министров Украины;

7) доклад о ходе исполнения Государственного бюджета Украины в текущем бюджетном периоде;

8) проекты смет всех государственных целевых фондов, Создаваемых за счет налогов и сборов (обязательных платежей) соответственно закону;

9) объяснения главных распорядителей бюджетных средств в проект Государственного бюджета Украины (подаются в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета);

10) другие материалы, объем и форму которых определяет Кабинет Министров Украины.

Расходы проекта закона о Государственном бюджете Украины по главных распорядителям бюджетных средств должны быть детализированы по подразделениям функциональной классификации.

Организация составления проектов бюджетов обеспечивается Кабинетом Министров Украины, а также местными государственными администрациями.

Непосредственную работу по составлению проектов бюджетов по поручению органов исполнительной власти выполняет Министерство финансов Украины и его органы на местах.

Бюджетным кодексом четко устанавливаются предельные сроки принятия соответствующих решений участниками бюджетного процесса в процессе рассмотрения и принятия Государственного бюджета Украины (см.бюджетний календарь).

Верховная Рада Украины как высший законодательный орган утверждает Закон о Государственном бюджете Украины, в котором указываются:

Бюджетный календарь

Январь - Утверждение росписи Государственного бюджета Украины;

Февраль - Определение перечня статистических показателей необходимых для расчета межбюджетных трансфертов;

Март - Сбор статистической информации для определения корректируя коэффициентов и расчета межбюджетных трансфертов;

Апрель к 1- Национальный банк Украины подает в Верховную Рады Украины и Кабинета Министров Украины проект основных принципов денежно-кредитной политики и проект сметы;

Май - Разработка предложений проекта Государственного бюджета Украины не позднее 1 - годового отчета об исполнении закона о Государственный бюджет Украины;

Рассмотрение Верховной Радой отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины;

Рассмотрение основных макропоказателей экономического и социального развития Украины;

Анализ выполнения бюджета в текущем бюджетном периоде;

Оценка объема финансирования бюджета;

Составление предложений проекта государственного бюджета Украины;

Не позднее, чем за четыре дня до начала проведения парламентских слушаний по вопросам бюджетной политики, Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

Июнь - Определения основных направлений бюджетной политики

Не позднее 1 - парламентские слушания по вопросам бюджетной политики (с докладом об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период выступает Премьер-министр Украины или по его поручению Министр финансов Украины);

Одобрение Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

Июль – Составление проекта гос бюджета Инструкции по подготовке бюджетных запросов; Разработка бюджетных запросов; Анализ бюджетных запросов; Включение бюджетного запроса к предложению проекта Государственный бюджет Украины;

Август - Представление проекта закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров Украины; Обоснование особенностей межбюджетных взаимоотношений;

Не позднее 15 - обнародование законов, Влияющих на формирование доходной и расходной части бюджетов;

Сентябрь - Рассмотрение проекта Государственного бюджета Кабинетом Одобрение проекта закона Кабинетом Министров Украины;

Не позднее 15 - представление проекта закона с соответствующими материалами Верховной Раде Украины;

Не позднее 22 - опубликование проекта закона в газете "Урядовый курьер";

Не позднее 20 - представление проекта закона на пленарном заседании Верховной Рады Украины;

Октябрь не позднее 1 - рассмотрение проекта закона в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады Украины и представление предложений в Комитет по вопросам бюджета;

Не позднее 15 - рассмотрение Комитетом по вопросам бюджета совместно с уполномоченными представителями Кабинета Министров предложений к проекту закона и подготовка выводов и предложений к нему;

Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении;

Не позднее 20 - принятие проекта закона в первом чтении;

Подготовка проекта закона ко второму чтению;

Ноябрь не позднее 3 - Кабинет Министров подает доработанный проект закона соответственно

Бюджетных выводов и сравнительную таблицу.

3-6 Комитет по бюджету готовит выводы, По рассмотрения проекта закона во втором чтении;

не позднее 20 - принятие проекта закона во втором чтении;

не позднее 25 - внесение проекта закона на разгул в третьем чтении;

принятие проекта закона в третьем чтении;

Декабрь - рассмотрение и принятия Государственного бюджета Украины Верховной Радой Украины до 1 принятия закона о Государственном бюджете Украины;

формирования местных бюджетов

- Общая сумма доходов и общая сумма расходов (с распределением на общий и специальный фонды, А также с распределением расходов на текущие и капитальные);

- Предельный объем годового дефицита (профицита) Государственного бюджета Украины в следующем бюджетном период и государственного долга на конец следующего бюджетного периода, полномочия по предоставлению государственных гарантий.

- Бюджетные назначения главным распорядителям средств Государственного бюджета Украины по бюджетной классификации;

- Доходы бюджета по бюджетной классификации;

- Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;

- Дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета.

Наши рекомендации