Понятие бюджетного права РФ
В силу важности бюджета в жизни страны отношения, обеспечивающие его осуществление и функционирование, регулируются правом. Существует бюджетное право, которое в системе финансового права всегда занимало центральное место. Особое место бюджетного права в системе финансового права обусловлено, в конечном итоге, центральным местом бюджета в финансовой системе России, с которым взаимосвязаны все иные звенья финансовой системы.
В финансовом праве бюджетное право представляет такую группу правовых норм, на реализацию которой направлены и от реализации которой зависят нормы других финансово-правовых институтов. бюджетное право непосредственно фокусирует на себе два основных института финансового права: институт (раздел) государственных и муниципальных доходов и институт государственных и муниципальных расходов. Не менее наглядна связь бюджетного права с другими финансово-правовыми институтами: институтом государственного и муниципального кредита, институтом государственных внебюджетных фондов и т.д.
В современных условиях финансовое право окончательно сформировалось как подотрасль финансового права. Это стало возможным благодаря следующим причинам: во-первых, бюджетное право всегда регулировало очень широкий круг общественных отношений; во-вторых, в современных условиях, в связи с формированием в России принципиально новой модели бюджетного федерализма, отношения, составляющие предмет бюджетно-правового регулирования, заметно актуализировались; в-третьих, результатом развития бюджетно-правовых отношений явилось принятие Бюджетного кодекса РФ — акта, унифицировано регулирующего бюджетные отношения.
Бюджетное право как подотрасль финансового права имеет свой предмет регулирования. В науке финансового права утвердилось мнение, что предметом бюджетного права являются разнообразные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющих го сударственные и местные бюджеты. Однако такое определение бюджетного права является слишком общим, недостаточно конкретным. Поэтому отношения, составляющие бюджетное право, нуждаются в уточнении. Для этого все отношения, составляющие предмет бюджетного права, разделяются на три группы:
1) отношения, возникающие по поводу бюджетного устройства;
2) отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы;
3) отношения по поводу бюджетного процесса.
Таким образом, бюджетное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного процесса, а также от ношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Каждая группа отношений, составляющих предмет бюджетного права, состоит из более конкретных отношений.
В группу отношений, возникающих по поводу бюджетного устройства РФ, включаются в качестве основных отношения, возникающие между различными субъектами бюджетного права по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения ее принципов, установления классификации доходов и расходов бюджетов и т.д.
Доходы бюджетов.
В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством формируются доходная и расходная части государственных и местных бюджетов. Все доходы и расходы разграничиваются между бюджетами, т.е. определяются виды и объемы доходов и расходов, которые поступают в бюджеты различных уровней.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 41 БК РФ).
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с нарушением налогового законодательства. Полностью учитываютсяв налоговых доходах бюджетов размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочки по уплате налогов и иныхобязательных платежей в бюджете.
К неналоговым доходам относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискации, компенсаций, а также средства, полученные в порядке возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
— доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также иные неналоговые доходы.
Доходы бюджетов каждого уровня бюджетной системы в зависимости от порядка зачисления в бюджет подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы — это такие доходы бюджетов, которые законодательством РФ закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом — федеральным, региональным или местным (ст. 47 БК РФ).В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:
— налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
— неналоговые доходы, указанные в ст. 41 БК РФ, за исключением финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Расходы бюджетов.
Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.
Принцип значимости бюджетных расходов означает, что расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из федерального бюджета; расходы, имеющие местное значение, — из местного бюджета и т.д. Например, расходы на национальную оборону, на государственную поддержку атомной энергетики в силу их общегосударственного значения выделяются из федерального бюджета (ст. 84 БК РФ), а расходы на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований, содержание органов местного самоуправления — из местного бюджета (ст. 87 БК РФ). Это в полной мере соответствует компетенции РФ и муниципальных образований.
Принцип подчиненности организаций при утверждении расходов каждого бюджета означает, что из федерального бюджетадолжны выделяться средства для учреждений федерального подчинения, из региональных бюджетов — для бюджетных учреждений, состоящих на бюджете субъекта РФ, и т.д.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные расходы бюджетов это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Текущие расходы бюджетов это' часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций-, субсидий и субвенций на текущее, функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России должно базироваться на минимальных государственных социальных стандартах, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 65 БК РФ). Однако в настоящее время эти нормативы еще не утверждены.