Анализ структуры неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009-2011 гг.

Показатель Годы
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Неналоговые доходы, всего 3 396 077,00 4 593 805,20 5 227 358,80
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности   1 385 822,6   40,8 1 922 564,7 41,8 2 170 569,3 41,5
2. Платежи при пользованииприродными ресурсами 310 572,40 9,1 304 172,10 6,6 336 658,50 6,4
3. Доходы от оказания платныхуслуг и компенсации затратгосударства 485 042,80 14,2 255 670,90 5,5 518 954,70 9,9
4. Доходы от продажи материальныхи нематериальных активов 125 793,80 3,7 178 255,50 3,9 277 930,90 5,3
5. Штрафы, санкции, возмещениеущерба 36 596,00 1,1 52 055,90 1,1 75 037,40 1,4
6. Прочие неналоговые доходы 1 052 249,40 30,9 1 881 086,10 40,9 1 848 208,00 35,3

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 4, наибольший удельный вес среди всех неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в анализируемом периоде имеют доходы от использования имущества, находящего в государственной собственности. Их удельный вес в общей сумме неналоговых доходов республиканского бюджета составил в 2009 г.- 40,8%, в 2010 г. – 41,8%, в 2011 г. – 41,5%.

На втором месте среди неналоговых доходов республиканского бюджета в 2009-2011 гг. находятся прочие неналоговые доходы. Их удельный вес в общей сумме неналоговых доходов в 2009 г. составил 30,9%, в 2010 г. – 40,9%, а в 2011 г. – 35,3%.

Удельный вес платежей при пользовании природными ресурсами в общей сумме неналоговых доходов в 2009 г. составил 9,1%, в 2010 г. – 6,6%, в 2011 г. – 6,4%.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается существенное уменьшение удельного веса доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Так, в 2009 г. он составил 14,2%, а в 2010 г. – 5,5%. За 2010-2011 гг. наблюдается увеличение удельного веса данного показателя с 5,5% до 9,9% в общей структуре неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан. Такая ситуация вполне объяснима с точки зрения проводимого реформирования бюджетного сектора социальных услуг и реструктуризации бюджетных учреждений (появления новых форм организации их деятельности, таких как автономные учреждения).

Удельный вес доходов от продажи материальных и нематериальных активов в общей сумме неналоговых доходов в рассматриваемом периоде увеличился с 3,7% в 2009 г. до 5,3% - в 2011 г.

Штрафы, санкции, возмещение ущерба не играют существенной роли в формировании доходов республиканского бюджета. Так, в 2009 г. их удельный вес в общей сумме неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан составил 1,1%, в 2010 г. – 1,1%, в 2011 г. – 1,4%.

Структура неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2009-2011 гг. графически представлена ниже на рис. 5.

Анализ структуры неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009-2011 гг. - student2.ru

Анализ структуры неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009-2011 гг. - student2.ru

Анализ структуры неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009-2011 гг. - student2.ru

Рис. 5. Структура неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2009-2011 гг., %

Серьезный интерес в исследовании процесса формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации представляет изучение динамики неналоговых доходов за ряд лет.

Это позволяет наиболее полно охарактеризовать развитие ситуации, связанной с формированием доходной части бюджета, и выявить тенденции происходящих изменений.

В частности, проведем анализ динамики неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009-2011 гг. на основе данных, представленных в таблице 5.

Таблица 5

Наши рекомендации