Структурирование налогов в Налоговом кодексе РФ
Налоговый кодекс РФ призван решать следующие задачи: 1) по-стРоение стабильной, единой для страны налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов; 2) создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударст-Венных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению 0гатства граждан и государства; 3) формирование единой налоговой Равовой базы; 4) совершенствование системы ответственности пла-ельщИка за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, п°следовательная защита прав налогоплательщиков через регламен-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
глава 4. Налоговая система
тацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов ц. с другой; 5) развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками-6) снижение общего налогового бремени, введение исчерпывающего числа налогов; при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в налоговую систему входят: 1) федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами, государственная пошлина); 2) региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); 3) местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц). В системе предусмотрены специальные налоговые режимы: а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); б) упрощенная система налогообложения; в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Кратко охарактеризуем основные налоги, взимаемые в Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость (НДС).Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства конечного продукта и взимаемой в ходе очередного акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.
Показатель «добавленная стоимость» использовался в статистических целях в США с 1870 г. Впервые идея использовать этот показатель в целях налогообложения была высказана в 1919 г. В. фон Симменсом. Однако практическая необходимость введения НДС возникла в связи с процессом экономической интеграции в Европе, формирования Европейского экономического сообщества. Проблема состояла в том, что при использовании налога с оборота (или налога с продаж) доход реализуется лишь на завершающих стадиях реализации товара. Приведем условный пример.
Предположим, что кузов автомобиля производится в ФРГ на заводах «Фольксваген», окончательная сборка осуществляется во Франции на «Рено», а продается автомобиль в Италии. Если используется налог
оборота, то львиную долю налоговых поступлений получит Италия, я ФРГ и Франции достанутся лишь крайне незначительные налоговые доходы. Такая система косвенного налогообложения тормозила интеграционные процессы. Другими причинами введения НДС были необходимость расширения налоговой базы существенные масштабы уклонения от прямых налогов. Введение нового косвенного налога объясняется и психологическим фактором. Косвенные налоги входят в цену товара и скрыты в ней. При свободном ценообразовании и в условиях инфляции выделить, рассчитать величину косвенного налога в цене товара достаточно сложно. Прямые налоги, наоборот, наглядны и вызывают психологическое отторжение. НДС изобрел французский экономист Морис Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия нового налога, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в Республике Кот-д'Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и ФРГ.
В России НДС был введен с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 29 декабря 1990 г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно по мере приращения стоимости (иллюстративные примеры см. в работе [Ковалев, 2007(6), с. 561—565]). Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.
Данное налоговое нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения таких задач, как ориентация на гармонизацию налоговых систем Европы, обеспечение стабильного, надежного источника доходов в бюджетную систему, достижение баланса интересов субъектов РФ в получении налоговых поступлений. Однако в России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку (от крайне низкого уровня, например в 5%). В России НДС стал использоваться в условиях спада, в известном смысле вынужденно, причем сразу по весьма высокой ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги. Замена налога с оборота на НДС имела существенно негативное последствие — перемещение основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала.
Заметим, что НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать
176 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль.
Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 НК РФ (часть вторая). Плательщиками этого налога признаются: а) организации, б) индивидуальные предприниматели и в) лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным кодексом РФ).
Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (к ней приравнена и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе); 2) передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Статья 149 главы 21 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС.
По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. При этом в цену реализованных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены следующие ставки НДС: нулевая ставка (используется при реализации товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров); 10% (по этой ставке облагаются отдельные продовольственные товары и товары для детей); 18% (это основная ставка, действующая во всех остальных случаях). При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), вводятся расчетные налоговые ставки 9,09 и 15,25%. Эти расчетные ставки исчисляются следующим образом. Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагаемых соответственно по ставкам 18 и 10%, значения расчетной ставки исчисляется так: (18:118) X 100%= 15,25% и (10:110) х 100%= 9,09% .
Статья 167 Кодекса регламентирует момент определения налоговой базы по НДС, которым является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на определенные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых: а) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; б) для перепродажи. Также вычету подлежат суммы налога: уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них; предъявленные налогоплательщику при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и в некоторых иных случаях.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет возникновение права налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета.
Акциз.Акцизы являются старейшей формой косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.
Знаменитый английский экономист У. Петти (1623—1687) в работе «Трактат о налогах и сборах» приводил следующие доводы в пользу акцизов: «1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильственно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. 2. Этот налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа ... 3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. 4. При этом способе обложения можно всегда иметь достоверные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».
Вместе с тем исторический опыт свидетельствует об опасности чрезмерности в обложении акцизами. Один из примеров тому — «соля-Ной бунт». В 1646 г. при царе Алексее Михайловиче акциз на соль был Повышен с 5 до 20 коп. за пуд. Поскольку беднейшее население России
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
того времени кормилось дешевой просоленной рыбой, то четырехкратное повышение акциза на соль сделало соленую рыбу чрезмерно дорогой. Возник мор, а вместе с ним и массовое сопротивление властям, бунт. Для прекращения неповиновения царь был вынужден пойти на возврат соляного акциза на прежний уровень.
Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт: 1) акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенный налог); 2) объект обложения акциза — оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями; 3) акцизы функционируют только в производственной сфере (исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ; плательщики акцизов в этом случае — юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары в том числе для дальнейшей реализации).
В США акцизы называют «налогами на грехи» (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе, — акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин). Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах.
Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья; спиртосодержащая, алкогольная продукция; пиво; табачные изделия; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла.
Прежде чем перейти к рассмотрению налоговых ставок акцизов в Российской Федерации, охарактеризуем подробнее три типа ставок известных из теории и практики акцизного налогообложения: 1) адвалорная ставка — ставка, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара (облагается стоимость товара); 2) специфическая ставка — ставка рассчитывается как фиксированная сумма налога на единицу товара (облагается количество потребляемого товара), 3) смешанная (комбинированная) ставка — объединяет в себе свойства адвалорной и специфической.
Существуют различные факторы, определяющие преимущества специфических ставок акцизного налогообложения перед адвалорным. Во-первых, наличие большого спектра марок или сортов одного и того же товара с большой разницей в цене приводит при адвалорном налогообложении к тому, что суммы налога, уплачиваемого с дешевых низкокачественных сортов и марок, значительно ниже, чем с более дорогих, что может привести к изменению структуры потребления в сторону
низкокачественных товаров (в предположении того, что, как правило, в низшие ценовые категории входят товары более низкого качества). Во-вторых, суммы налога при применении адвалорной ставки могут быть занижены вследствие трансфертного ценообразования. В-третьих, учитывая тот факт, что одной из целей взимания акцизов может являться ограничение потребления некоторых товаров (алкоголя или табака), то взимание специфического налога более эффективно, так как основывается на количестве потребляемого товара, а не на его стоимости. Вместе с тем недостатками специфических ставок является отсутствие стимулов для снижения качества и разнообразия продукции (ведь в случае с адвалорной ставкой налогоплательщик может снижать налоговые обязательства путем снижения качества товара и соответственно его цены). Адвалорная ставка нейтральна к изменениям в уровне цен и автоматически увеличивает номинальные поступления в бюджет при инфляции. В отдельных случаях также определение единицы продукции, подлежащей налогообложению посредством специфической ставки, может быть затруднено, что может создавать условия для уклонения от налогов (см. [Проблемы налоговой системы России, т. 2, с. 12]).
При взимании акцизов в Российской Федерации для большинства подакцизных товаров применяются специфические ставки. Для устранения отмеченного выше недостатка специфических ставок (отсутствие учета инфляции и изменения цен) с момента вступления в силу главы 22 Налогового кодекса РФ размер специфических ставок пересчи-тывается ежегодно. Для отдельных товаров применяются комбинированные ставки, например ставка акциза на сигареты с фильтром в 2009 г. — 150 руб. за 1000штук плюс 6% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 177руб. за 1000 штук.
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (каждый календарный месяц) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченного: а) по подакцизным товарам, в дальнейшем использованным в качестве сырья для производства подакцизных товаров; б) в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них; в) при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке; г) в других случаях, предусмотренных НК РФ.
Налог на прибыль организаций.Этот налог занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой организацией прибыли. Плательщиками налога на прибыль, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также ино-странные организации, осуществляющие свою деятельность в России ЧеРез постоянные представительства и (или) получающие доходы от
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
источников в Российской Федерации. Объектом обложения признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы и расходы для расчета прибыли определяются в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, подразделяются на: а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации; б) внереализационные доходы. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми подразумеваются обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы также подразделяются на: а) расходы, связанные с производством и реализацией; б) внереализационные расходы.
В главе 25 НК РФ детализирован порядок определения налоговой базы и проведения налогового учета, под которым подразумевается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Базовая ставка налога на прибыль установлена в размере 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; оставшаяся часть, т. е. 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (но при этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%). Это является наглядным примером того, что статус федерального налога не означает, что он обязательно полностью зачисляется в федеральный бюджет. При подразделении налогов на федеральные, региональные и местные в первую очередь имеется в виду распределение полномочий по урегулированию взимания налогов, а не распределение поступлений по налогу.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, — 9%; по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, — 15%.
Налог на доходы физических лиц.Этот налог также является прямым налогом. Его налогоплательщиками выступают физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, факти-
чески находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (также предусмотрены отдельные случаи, когда выезд за пределы Российской Федерации не прерывает период нахождения на территории России для определения налогового резидентства и категории граждан РФ, которые являются налоговыми резидентами без учета соблюдения указанного выше критерия). Объектами налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: а) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика (например, средства на содержание нетрудоспособных членов семьи, удерживаемые из заработной платы лица по его распоряжению или по исполнительному листу) не подлежат исключению из налоговой базы.
Для большинства доходов физических лиц введена единая ставка налога — 13%. При расчете налоговой базы для обложения по данной ставке применяются налоговые вычеты, сгруппированные следующим образом: а) стандартные налоговые вычеты (призваны играть роль необлагаемого минимума — представляются ежемесячно каждому налогоплательщику до тех пор, пока его доход нарастающим итогом не превышает установленную величину (для отдельных льготных категорий граждан предусмотрены повышенные стандартные налоговые вычеты), а также предоставляются ежемесячно на каждого ребенка при соблюдении определенных условий); б) социальные налоговые вычеты (возможность вычесть из налоговой базы расходы на образование, лечение и благотворительность в пределах установленных лимитов); в) имущественные налоговые вычеты (предоставляются на доходы, полученные от реализации имущества (на всю сумму доходов или ее часть) и на расходы на приобретение недвижимости); г) профессиональные налоговые вычеты (логика предоставления этих вычетов чрезвычайно близка к логике расчета налога на прибыль — они предоставляются физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, получающим доходы по договорам гражданско-правового характера, получающие авторские вознаграждения и т. п., на расходы, обусловившие получение доходов этими категориями граждан).
Для отдельных видов доходов (в частности, по банковским вкладам, Договорам страхования, выигрышам и подаркам свыше определенной сУммы) установлена ставка в размере 35%. Дивиденды, полученные налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 9%. Дивиденды, полу-енные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами рф^ облагаются по ставке 15%.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
Единый социальный налог (ЕСН).Несмотря на вероятные ассоциации со словом «единый», этот налог подлежит зачислению в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. В связи с тем, что сумма ЕСН, перечисляемая в федеральный бюджет, уменьшается на взносы на обязательное пенсионное страхование, имеющие сходную с ЕСН базу начисления, можно с некоторой долей условности признать, что ЕСН зачисляется также в Пенсионный фонд РФ. Единый социальный налог един с точки зрения единой налоговой базы, единого порядка расчета и уплаты налога. ЕСН заменил несколько отдельных взносов во внебюджетные фонды, вследствие чего были сокращены расходы на уплату данных взносов для плательщиков и расходы на администрирование взносов у государства. Взимание единого социального налога регулируется главой 24 НК РФ.
Налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Налоговый кодекс РФ содержит также перечень выплат в пользу физических лиц, которые не являются объектом налогообложения единым социальным налогом и категорий налогоплательщиков, освобожденных от уплаты ЕСН. Налоговой базой является сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками в пользу физических лиц за налоговый период (календарный год).
Налоговая ставка ЕСН регрессивна и взимается по сложной регрессии: в случае если доход физического лица с начала налогового периода не превышает 280 тыс. руб., ставка налога составляет 26%. Для дохода свыше 280 тыс. руб., но до 600 тыс. руб. налог рассчитывается как 72,8 тыс. руб. (налог по ставке 26%, рассчитанный для 280 тыс. руб.) + + 10% с суммы превышения дохода над 280 тыс. руб. Если доход нарастающим итогом с начала налогового периода превышает 600 тыс. руб. — единый социальный налог уплачивается в размере 104 800 руб. (ЕСН для дохода 600 тыс. руб.) + 2% с суммы превышения дохода над 600 тыс. руб. Таким образом, чем больше доход физического лица, тем меньше уплачиваемый единый социальный налог.
Налог на добычу полезных ископаемых.Налогоплательщиками данного налога считаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. Объектом налога являются: а) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование; б) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего
Производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; в) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории России, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся иод юрисдикцией Российской Федерации. Видами добытого полезного ископаемого являются: товарный уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье; товарные руды; полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды; горно-химическое неметаллическое сырье; сырье редких металлов (рассеянных элементов) и т. д. Адвалорные налоговые ставки по конкретным видам полезных ископаемых предусмотрены в ст. 342 главы 26 НКРФ.
Водный налог.Плата за пользование водными объектами введена в целях рационального использования водных ресурсов. Налогоплательщиками являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается при заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод и при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты без изъятия воды и сброса сточных вод.
Налог на имущество организаций.Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов пока невелика. Налог пришел на смену платы за фонды, действовавшей в СССР с 1965 по 1991 г. Значительно расширен объект налогообложения. Цель введения налога на имущество осталась прежней — стимулирование эффективного, рационального использования имущества, сокращение излишних запасов сырья и материалов. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Плательщиками налога являются: предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями (юридические лица РФ); иностранные юридические лица, международные объединения, владеющие имуществом на территории РФ. Объект обложения — находящиеся на балансе налогоплательщика основные средства и нематериальные активы, которые учитываются по остаточной стоимости, а также запасы и затраты. Налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества, Которая рассчитывается как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (по Данным бухгалтерского учета) на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным (на-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система
логовым) периодом, на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенное на единицу.
Льготы по налогу на имущество организаций подразделяются на две группы. В первую группу входят льготы, связанные с полным освобождением определенных организаций от данного налога (например, бюджетных организаций, религиозных объединений и организаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий, организаций образования и культуры и др.). Ко второй группе относятся льготы, связанные с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. В частности, для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы взноса по соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; магистральных трубопроводов; железнодорожных путей сообщения и др. В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. В 2009 г. предельный размер ставки налога на имущество организаций в целом по России составлял 2,2%.
Налог на игорный бизнес.Плательщики налога — организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налогом облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах: за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 руб.; за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.; за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 руб.
Транспортный налог. Налогоплательщиками этого налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, эте налог на особый вид имущества — транспортные средства, взимаемый с юридических и физических лиц. До введения данного налога транспортные средства облагались в рамках налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Объектами обложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидро' циклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздуШ' ные транспортные средства. По конкретным видам объектов налогооо-
л0ясения введены различные ставки налога, рассчитываемые исходя из мощности двигателя. Таким образом, ставки транспортного налога являются специфическими. С точки зрения способа взимания транспортный налог является кадастровым для физических лиц и декларационным для юридических лиц. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Местные налоги представлены в налоговой системе России земельным налогом и налогом на имущество физических лиц.
Земельный налог.Этот налог уплачивается организациями и физическими лицами, обладающими земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Полномочия по установлению налога, определению порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ, предоставлены органам власти муниципальных образований. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены следующие пределы ставок земельного налога в зависимости от характера использования земельных участков: 0,3% для земельных участников, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемые для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; и 1,5% для прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Кратко охарактеризованы основные элементы налогов, взимаемых в Российской Федерации. Безусловно, с позиции наполнения бюджета значимость налогов ощутимо варьирует. С момента становления современной налоговой системы России на протяжении долгих лет приоритет в обеспечении доходов федерального и консолидированного бюджетов был за налогом на добавленную стоимость, поступления по которому составляли порядка 20% налоговых доходов консолидированного бюджета. Однако с 2006 г. поступления в консолидированный бюджет Рф налога на прибыль превышают поступления НДС, делая налог на прибыль важнейшим для налоговых доходов бюджета России. Помимо налога на прибыль и НДС весьма значительны для консолидированного бюджета поступления по налогу на добычу полезных ископаемых и иных платежей за пользование природными ресурсами. Налог на до-Ходы физических лиц не стал основным для пополнения бюджета, его
186 Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 4. Налоговая система 187
доля в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ составляет 10%.