Включается ли в расходы НДС, уплаченный при передаче рекламной продукции (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
В пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что расходами признаются суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке. Пункт 19 ст. 270 НК РФ относит к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком получателю товаров (работ, услуг).
По данному вопросу есть две точки зрения.
Согласно официальной позиции суммы НДС, уплаченные при передаче рекламных товаров, расходами по налогу на прибыль не являются. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые авторы.
В то же время есть решение суда и работы авторов, в которых указывается на возможность учесть такой НДС в расходах по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Подробнее см. документы
Позиция 1. НДС, уплаченный при передаче рекламной продукции, не включается в расходы
Письмо Минфина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123
Финансовое ведомство разъясняет, что суммы НДС, подлежащие уплате при безвозмездной передаче рекламной продукции, не признаются расходом в целях исчисления прибыли.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/792
Письмо Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178
Письмо ФНС России от 20.11.2006 N 02-1-07/92
Статья: Наступил сезон подарков ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 1)
Статья: Актуальные вопросы налогообложения прибыли кредитных организаций ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2006, N 11)
Позиция 2. НДС, уплаченный при передаче рекламной продукции, включается в расходы
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 по делу N А32-2525/2009-70/36
Суд установил, что при передаче продукции в рамках рекламной кампании НДС исчислен обществом за счет собственных средств. Поскольку НДС получателям товаров не предъявлялся (п. 19 ст. 270 НК РФ), налогоплательщик может учесть в расходах НДС, уплаченный при бесплатной раздаче рекламной продукции.
Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 31.03.2010
По мнению автора, бесплатную реализацию товаров в рекламных целях рассматривать как безвозмездную передачу имущества неправомерно: Налоговый кодекс РФ разделяет расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264) и на безвозмездную передачу (п. 16 ст. 270). Уплаченный в рассматриваемом случае НДС неправомерно считать предъявленным приобретателю товаров (п. 19 ст. 270 НК РФ), поскольку при безвозмездной передаче продукции в рамках рекламной кампании налог не предъявляется и перечисляется за счет средств организации. Таким образом, налогоплательщик может учесть спорный НДС в расходах на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Консультация эксперта, 2006
По мнению автора, НДС, уплаченный при передаче рекламной продукции, учитывается в расходах по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.