Тема 4. Регулирование финансовых правоотношений на государственном и муниципальном уровнях. Финансовое право.
1. Предмет и метод финансового права. Система финансового права.
2. Финансово-правовые нормы, их содержание, виды, структура.
3. Финансовые правоотношения.
Предмет и метод финансового права. Система финансового права.
Все отрасли права отличаются предметом и методом регулирования. Так как финансовое право имеет свой предмет и метод, то его выделяют в самостоятельную отрасль права.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Особенности этих правоотношений:
Одна из сторон – государство;
Они являются разновидностью имущественных, так как возникают пот поводу денежных средств (финансовых ресурсов).
По методу правового регулирования финансовое право совпадает с административным правом. Речь о методе «власти-подчинения», но очень существенным является то, что данный метод при регулировании финансовых отношений, как правило, не основывается на субординации, а все властные предписания исходят от финансовых, налоговых, кредитных органов (отсутствие административной зависимости).
Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения, использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций в каждый период его развития, методом «власти-подчинения», как правило, не основанным на субординации.
Главный принцип финансового права – приоритет в области финансовой деятельности представительных органов власти перед исполнительными.
Правовые нормы, которые регулируют финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли права в соответствующие правовые институты.
Данные институты являются взаимосвязанными и взаимообусловленными группами правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли.
Система финансового права предоставлена общей и особенной частями. К общей части относят:
Нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
Систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение;
Правовое положение всех участников финансовых правоотношений;
Порядок осуществления финансового контроля.
Особенная часть финансового права предполагает совокупность финансового института. Основной - институт бюджетного права. Также выделяют институт государственных доходов, институт государственных расходов, займов и другие.
Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления специальной компетенцией. Совокупность всех этих актов называют финансовым законодательством.
Единого источника в области финансового права нет, а совокупность источников следующая:
- Конституция РФ, Конституция республик, уставы субъектов РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Законы регулирования конкретных финансово-правовых институтов.
Не законы
- указы Президента РФ и республик;
- акты органов исполнительной власти (постановления Правительства РФ);
- подзаконные акты (инструкции Минфина, Налоговой инспекции, Таможни, письма Центрального банка РФ).
Финансово-правовые нормы, их содержание, виды, структура.
В основе норм финансового права лежат нормы Конституции РФ, в статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства. Таким образом, именно Конституция РФ служит базой для текущего финансового права. Аналогично, нормам других отраслей права нормы финансового права являются писаными правилами поведения, устанавливаемые государством в строго определенном порядке и форме и вводимые в действие в строго установленный законодательством срок.
Особенности финансово-правовых норм:
носят императивный характер (содержание нормы не может быть изменено по соглашению сторон; в случае когда подобное возможно говорят о диспозитивных нормах);
они не могут являться простой волей законодательных и исполнительных органов власти, так как должны иметь под собой материальное обоснование, то есть опираться не только на целесообразность, но и на финансовую возможность);
кроме распределительной и контрольной функции, им присуще стимулирующая функция.
Виды финансово-правовых норм:
в зависимости от содержания:
материальные финансово-правовые нормы (закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами, структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем финансовых обязательств физических и юридических лиц перед бюджетом, определят объем и направление бюджетного финансирования);
процессуальные финансово-правовые нормы (устанавливают порядок применения и действия норм материального права для субъектов финансовых правоотношений)
от характера воздействия на участников финансовых правоотношений:
обязывающие нормы (регулируют активную деятельность субъектов финансовых отношений - требуют совершения конкретных действий);
запрещающие нормы (регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений - запрещают совершать определенные действия как нарушающие финансовую дисциплину и законность)
уполномочивающие нормы (содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписание, содержащиеся в норме).
В настоящее время значение уполномочивающих норм заметно возросло, что связано со становлением рыночных отношений и предоставлением возможности юридическим лицам выбирать пути исполнения финансовых обязательств.
Структура финансово-правовой нормы:
- гипотеза (определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать финансовые правоотношения, и указывает на участников финансовых правоотношений);
- диспозиция (содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности);
- нансового воздействия за нарушения предписания государства в области финансов).
Примечание: чаще всего в статьях финансового законодательства не содержаться все 3 элемента нормы, тогда недостающие элементы при необходимости можно найти в других статьях этого нормативного документа.