Разработка модели компетенций
Использует ли организация эталонную модель компетенций, составленную где-то, или же ту, которая создана и приспособлена к обстоятельствам собственной компании - в любом случае решение о введении компетенций принимает сама компания. Использование модели «с полки» избавляет от необходимости включаться в процесс конструирования модели и сводит к минимуму затраты при ее внедрении. Компания, безусловно, может принять компромиссное решение, приспособив модель "с полки" к своим условиям (особенно это касается заявленных компанией ценностей и корпоративной культуры). Идеальный вариант: стандарты поведения в модели компетенций подтверждают поведение, которое персоналом считается достойным. Однако, как уже не раз упоминалось, цели и способ использования модели компетенций следует скоординировать со множеством разных обстоятельств (наличие ресурсов, размеры бюджета, имеющееся в распоряжении время и т.д.). Если же организации конструируют собственные модели компетенций, то эти модели следует: строить строго в соответствии с разработанной структурой, на основе совершенной методики и под руководством специалистов, обладающих необходимыми навыками. В главе 2 мы установили три ключевых принципа, обеспечивающих высокое качество модели. Эти принципы:
1 Включение в работу людей, деятельность и поведение которых будет сравниваться с моделью.
2 Информирование участников о том, что и почему происходит.
3 Стандарты поведения, описанные в компетенциях, должны быть актуальными для всех, к кому они относятся, а также учитывать интересы организации и условия применения на практике.
Мы перечислили и те шаги, которые необходимо осуществить при создании модели компетенций. Чтобы создать плодотворную модель, подход к ее созданию должен быть точным и структурированным; при этом нужно принять во внимание ряд уточняющих установок:
- что создается - общая модель компетенций или целый пакет специальных моделей для использования в разных подразделениях организации
- предусматриваются ли разные уровни внутри каждой компетенции, чтобы стандарты поведения можно было свести в типовые группы
- будут ли все установленные уровни возрастающими (т.е. такими, в которых стандарты поведения «низких» уровней обязательно входят в стандарты «более высоких» уровней).
Важный момент при рассмотрении вопросов, связанных с разработкой и введением моделей компетенций, - где будет использоваться конкретная модель компетенций и как она вольется в политику и процесс деятельности организации. В этой книге мы рассмотрели четыре ключевых случая применения модели компетенций в управлении персоналом:
- отбор
- оценка исполнения работы
- обучение (тренинг) и развитие
- оплата и грейдинг (аттестация).
Использование компетенций в практике
Отбор
В главе 3 мы обсуждали, как организации могут использовать компетенции для установления соответствия между людьми и требованиями работы до назначения конкретных людей на конкретные рабочие места.
Наилучший вариант гармонии: претенденты на определенную работу показывают, что они способны, во-первых, получить результаты, ожидаемые от конкретной работы; во-вторых, результаты могут получить так, как необходимо организации. Компетенции помогают осуществлять процесс отбора: определять модель, по которой можно оценить именно эту часть требований, - выявить, как достигаются результаты. Но использование при отборе только компетенций не гарантирует принятия безупречных решений, потому что кроме поведения в процессе деятельности проявляются и другие факторы, которые следует принимать во внимание.