Порядок проведения инвентаризации

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, для про ведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ можно создавать рабочие инвентаризационные комиссии.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Кроме того, в состав этих комиссий могут входить представители службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных ко миссий утверждает руководитель организации.

Документ о составе комиссии (приказ, по становление, распоряжение) составляется по форме № ИНВ-22 и регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).

В проверке фактического наличия имущества обязательно должны участвовать материально ответственные за это имущество лица. В на чале каждой инвентаризационной ведомости содержится расписка. В ней материально ответственные лица подтверждают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, посту пившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные средства на приобретение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и правильности учтенных финансовых обязательств и дебиторской задолженности записываются в описи по учету результатов инвентаризации, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от18.08.98 №88.

Проверка начинается с того, что председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием даты начала инвентаризации. Эта виза является основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. Описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки. В пустых строках ставится знак «Z». На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка имущества проводилась в их присутствии, перечисленное в описи имущество принято и к членам комиссии каких-либо претензий у них нет.

На имущество, находящееся на ответствен ном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если в описи допущена ошибка, то ее исправление производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной ко миссии и материально ответственными лицами.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Если в течение дня инвентаризационная комиссия не смогла произвести подсчет материальных ценностей и сделать запись по ним в инвентаризационной описи, то на эти ценности вешается инвентаризационный ярлык, составленный по форме № ИНВ-2.

Наши рекомендации