Сложных вопросов относительно завоевания доверия покупателя
Клиент сказал: «НЕТ!» Черт!
Вы упустили сделку или просто не смогли ее заключить? Вы были уверены, что сделка состоится. Откинувшись на сидение машины и зализывая раны, вы пытаетесь понять, почему клиент дал вам от ворот поворот.
Сначала вы пытаетесь ответить на извечные вопросы на тему самосомнения: говорил ли я с энтузиазмом, был ли я дружелюбен, профессионально ли я выглядел? После этого начинается поиск истинных причин. И хотя признавать правду больно, осознание того, что именно вы не сумели сделать, служит большим шагом к удаче в следующий раз.
Сейчас вы будете страдать. ВЫ НЕ СУМЕЛИ ВЫЗВАТЬ У ПОКУПАТЕЛЯ ДОВЕРИЕ, дорогуша.
Вы скажете: «Ну, Джеффри, вы ошиблись: клиент мне симпатизировал». Возможно. Но симпатия — это только часть формулы торговли. Предлагаю вам пройти «тест на доверие Джеффри Гитомера» и оценить свои способности. Если хотите объективно оценить самого себя и свои навыки, задайте себе следующие 14,5 откровенных вопросов и в каждом из них поставьте оценку по шкале от 1 до 10 (1 — низший балл, 10 — высший балл).
1. Вовремя ли я явился?Прибыл ли я на место за 5 минут до назна
ченного времени (хорошо) или на 5 минут позже (очень плохо)?
2. Подготовился ли я?Пришел ли я на встречу, имея при себе все
необходимое для заключения сделки?
3. Был ли я организован?Все ли у меня было готово, или я мям
лил и не мог найти нужную вещь?
4. Смог ли я ответить на все вопросы о товаре?Действительно
ли я владею информацией о продукции или вынужден постоян
но «уточнять и перезванивать»?
5. Оправдывался ли я или обвинял других в чем-либо?На
пример, в том, что образцы продукции доставили с опозданием
или что компания предоставила не ту информацию, и т. п.
6. Извинялся ли я?Извините, я опоздал, не подготовился, не знаю
ответа, взял с собой не те материалы, назвал не ту цену, и так до
бесконечности.
7. Проверял ли клиент мою компанию «на вшивость»?«Если
я это куплю, — сказал мистер Джонсон, — откуда я знаю, что че
рез полгода вы не исчезнете и сможете оказать мне техническую
поддержку?»
8. Высказывал ли клиент сомнения относительно моего то
вара?Что будет, если он сломается по истечении гарантийного
срока, кто еще купил его?
9. Высказывал ли клиент сомнения относительно меня са
мого?Сколько я работаю в компании, или какой у меня опыт?
10. Ссылался ли я на других довольных и лояльных покупа
телей?Или при ответе на каверзный вопрос не сумел назвать
имя довольного покупателя?
11. Чувствовал ли я, что мне приходится обороняться?При
шлось ли мне постоянно отвечать на вопросы субъективного тол
ка, не относящиеся к товару/услуге? Смог ли я доказать свою точ
ку зрения?
12. Смог ли я уверенно преодолеть все возражения?Или же я
не смог с уверенностью ответить на вопросы клиента о цене, ка
честве и прочих препятствующих сделку аспектах? Пытался ли я
обмануть покупателя?
13. Принижал ли я конкурентов?Ругал ли я конкурирующие
фирмы (возможно, являющиеся поставщиками этого клиента )?
Позволил ли я себе пренебрежительные замечания в адрес других фирм, пытаясь выставить себя/мой товар в более выгодном свете?
14. Был ли клиент вовлечен в мою презентацию?Или он просто
сидел либо, хуже того, занимался другими делами, пока я говорил?
14,5. Не поторопился ли я с предложением сделки? Не слишком
ли я давил? Не было ли мое желание заработать комиссионные
слишком очевидным для клиента?
Вопросы сложные, но я задаю их, потому что доверие неуловимо, его трудно добиться и легко потерять в самом начале любого контакта. Эти вопросы предназначены для того, чтобы вы оценили качество собственной работы и поняли свою способность (или неспособность) вызывать доверие у человека, только что сказавшего вам «нет». Ответив на них, вы будете более готовы осуществить следующую сделку за счет доверия, а не путем манипулирования.
Один из главных уроков торговли гласит: если покупатели вас полюбят, поверят вам, будут доверять вам и будут уверены в вас, они МОГУТ совершить у вас покупку. Если какой-либо из этих четырех элементов отсутствует, результат будет прямо противоположным. Когда клиент говорит «НЕТ», это, скорее всего, означает «не верю».
Эти вопросы предназначены для того,