Сопутствующие аудиторские услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудита
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью правила (стандарта)является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей.
Задачами правила (стандарта) являются:
а) определение и классификация сопутствующих аудиту услуг;
б) изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;
в) определение требований к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг;
г) распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг;
д) особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения.
Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в настоящем стандарте, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:
а) аудита;
б) бухгалтерского учета;
в) налогообложения;
г) хозяйственного права;
д) экономического анализа;
е) других разделов экономики.
Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:
а) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;
б) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:
а) постановке бухгалтерского учета;
б)анализу хозяйственной и финансовой деятельности;
в) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
г) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;
д) информационному обслуживанию;
и) экспертному обслуживанию;
к) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
л) другие.
Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:
а) ведению бухгалтерского учета;
б) восстановлению бухгалтерского учета;
в) составлению налоговых деклараций;
г) составлению бухгалтерской отчетности.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:
а) услуги действия (услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.)
б) услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом);
в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам).
Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе, приведенном в приложении 1.
Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки).
Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с правилом (стандартом) "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита".
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ
-Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения
-Услуги в области составления счетов
7412011 Услуги по составлению баланса
7412012 Услуги по проверке счетов
7412019 Услуги по составлению счетов прочие
7412020 Услуги по проведению финансовых ревизий
7412030 Услуги в области бухгалтерского учета, кроме налоговых деклараций
7412040 Услуги в области налогообложения, включая услуги аудиторских служб
7412041 Консультативные услуги в области налогообложения
7412042 Услуги по планированию корпоративного налога
7412043 Услуги по подготовке и обзору корпоративного налога
7412044 Услуги по планированию индивидуального налога
7412045 Услуги по подготовке индивидуального налога
7412046 Услуги по заполнению налоговых деклараций
7412090 Услуги, связанные с налогообложением, прочие
ЗАДАНИЕ НА ОКАЗАНИЕ
СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ РАБОТ И УСЛУГ
Наименование со- путствующих аудиту услуг и работ (перечень вопросов) | Перечень источ- ников информа- ции (данных), представленных для обработки | Перечень документов, создаваемых при ока- зании услуг и вы- полнении работ | Носитель (бумажный, машинный, иной) |
Аудиторские стандарты. Сущность и содержание.
В соответствии со ст. 9 Фед. з-на о ауд. Деят-ти «Правила (стандарты) ауд. Деятельности», правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.(стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Кодекс этики аудиторов РФ. Содержание и основные положения.
Кодекс проф. этики аудиторов утвержден Ауд. палатой РФ в 1996г. Кодекс обобщает этические нормы поведения объединенных Ауд. палатой России. независимых аудиторов.Этика проф. поведения аудиторов опр-ют нравственные, моральные ценности, к-рые утверждают в своей среде ауд. сообщества, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.
Каждый аудитор, подвергавшийся, критике своих коллег по поводу нарушения этики проф. поведения, имеет право на объективное публичное расследование допущеных отступлений от норм, предусмотренных настоящим Кодексом. По желанию аудитора расследование может проводится конфиденциально. Кодекс состоит из 15 статей:
Ст. 2 Общеприн. моральные нормы и принципы. Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
Ст. 3 Обществен. интересы. Аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей БО, а не только заказчика ауд. услуг (клиента).
Ст. 4 Объектив-ть и внимательность аудитора. Объектив. основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный V требуемой инф-ии. Оказывая любые проф. услуги аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации, не допускать чтобы предвзятость, предрассудки, либо давление со стороны могли сказаться на объек-ть их суждений и заключений.
Ст. 5 Независимость аудитора. Аудитор обязан отказаться от оказания проф. услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независ-ти от орг-ции клиента и ее должн. лиц во всех отношениях.
Ст. 6 Профес. компетентность аудитора. Аудитор обязан воздер-ся от оказания проф. услуг, выходящ. за пределы его проф. компетенции, а также не соотв-их его квалиф. аттестату.
Ст. 7 Конфиденциальная инф-ция клиентов. Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденц. инф-цию о делах клиентов, получен. при оказ-и профес. услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращ. непосред. отношений с ними.
Ст. 8 Налоговые отношения. Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать закон-во о н/о во всех аспектах; они не дол. сознательно скрывать свои доходы от н/о или иным образом нарушать налоговое закон-во в своих интересах, либо в интересах др. лиц.
Ст. 9 Плата за профес. услуги. Плата за проф. услуги аудитора отвечает нормам профес. этики, если она выплачивается в завис-ти от V и кач-ва предостав. услуг. она может зависеть от сложности оказыв. услуг, квалиф-и, опыта, профес. авторитета и степени ответ-ти аудитора.
Ст. 10 Отношения м/ду аудиторами. Аудиторы обязаны доброжелат. относится к др. аудиторам, воздерж-ся от необоснованной критики их деят-ти и др. сознат. действий, причиняющих ущерб коллегам.
Ст. 11 Отношения сотрудников с аудитор. фирмой
Аттестованные аудиторы согласив-ся стать сотруднками ауд. фирмы, обязаны лояльно относится к ней, всей своей деят-тью способствовать авторитету и дальнейш. развитию фирмы, поддерж-ть деловые, доброжелат. отношения с руководителями и др. сотрудниками фирмы, рук-лями и персоналом клиентов.
Ст. 12 Публич. информация и реклама. Публичная инф-ция об аудиторах и ауд. услуг может быть представлена в СМИ, спец. изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и др. публикациях аудиторов, рук-лей, сотрудников ауд. фирм.
Ст. 13 Несовместимые действия аудиторов. Аудитор не должен одновр. с основ. профес. практикой заниматься деят-тью, кот. влияет или может повлиять на его объек-ть и независ-ть, соблюдение приоритета обществ. интересов либо на репутацию профессии в целом и, потому несовместимые с оказанием проф. ауд. услуг.
Ст. 14 Аудиторские услуги в др. гос-вах. Независимо от того, где аудитор оказывает проф. услуги, в своем гос-ве или в др., этич. нормы его поведения остаются неизменны.
Ст 15 Соотв-е Кодекса Международным нормам.