Выездная налоговая проверка.

Данная проверка проводится, как правило, на территории налогоплательщика, по решению руководителя (его заместителя) налогового органа. Данное решение должно содержать следующие реквизиты:

§ наименование налогового органа;

§ номер решения и дату его вынесения;

§ наименование (или Ф.И.О.) налогоплательщика и его ИНН;

§ период финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который осуществляется проверка;

§ виды налогов, по которым проводится проверка;

§ должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которые осуществляют данную проверку;

§ подпись лица, принявшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках данной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Вместе с тем, налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

§ более двух выездных налоговых проверок в течение к.г. (за исключением особых случаев, предусмотренных НКРФ);

§ две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Однако, эти ограничения не распространяются на:

§ выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

§ повторные выездные налоговые проверки.

Повторные налоговые проверки могут проводиться следующими субъектами:

§ вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

§ налоговым органом, ранее проводившим проверку – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок проведения налоговой проверки не может превышать двух месяцев. Однако, данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

При проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе осуществлять следующие мероприятия:

§ инвентаризацию имущества налогоплательщика;

§ осмотр (обследование) помещений и территорий;

§ истребование документов;

§ выемку документов;

§ проведение опроса;

§ проведение экспертизы;

§ перевод документации.

Основания для приостановление выездной налоговой проверки:

§ истребование документов (информации);

§ получение информации от иностранных государственных органов в рамках МД РФ;

§ проведение экспертиз;

§ перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Акт налоговой проверки.

По итогам выездной налоговой проверки (в срок не позднее 2 - х месяцев с момента оформления справки о ее проведении) должен быть составленакт налоговой проверки.

По своей структуре акт налоговой проверки должен состоять из 3 частей – вводной, описательной, итоговой.

Вводная часть отражает общие сведения о данной проверке (номер акта проверки; наименование проверяемой организации и её ИНН; Ф.И.О. ИП и его ИНН; наименование места проведения проверки; дату подписания акта проверки; Ф.И.О., должности, классные чины проверяющих лиц, с указанием наименования налогового органа; дату и номер решения налогового органа на проведение подобной проверки; указание на вопросы проверки; период, за который осуществляется данная проверка; даты начала и окончания проверки; Ф.И.О. всех руководителей и главных бухгалтеров организации (либо лиц, исполняющих их обязанности) в проверяемом периоде; адрес места нахождения организации или ПМЖ ИП; сведения о наличии лицензируемых видов деятельности и др.

Описательная часть отражает наличие выявленных и документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений или содержит указание на их отсутствие.

Итоговая часть содержит соответствующие выводы проверяющих о наличии в действиях (бездействиях) налогоплательщика (проверяемого лица) признаков налоговых правонарушений.

Один из экземпляров акта (после подписания) остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо ИП или их представителям.

Результаты данной проверки (в случае несогласия) могут быть обжалованы налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в порядке, установленном законодателем.

Налоговая тайна.

Согласно (п. 1 ст. 102 НКРФ) налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, ОВД, следственным или таможенным органом, за исключением следующих сведений:

Ø разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

Ø об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);

Ø о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

Ø предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам др. государств в соответствии с МД РФ (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами;

Ø предоставляемых избирательным комиссиям (в соответствии с законодательством о выборах) по результатам проверок налоговым органом сведений о размере (и об источниках доходов) кандидата (и его супруга), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (и его супругу) на праве собственности (ст. 102 НК РФ).

По общему правилу сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК). Данные сведения имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 НК).

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодателем. Так, в частности, к разглашению налоговой тайны относится использование или передача др. лицу тайны (производственной и коммерческой) налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК). Кроме того, утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК РФ).

Наши рекомендации