Раздел 2. Методическое обеспечение практических занятий

2.1. Практическое занятие на тему: «Основы организации учета в Украине»

Цель: закрепить знания студентов, их понятия в части предмета, объектов, цели, задач при изучении дисциплины «Организация учета». Проводится семинарское задание по теме.

Контрольные вопросы:

1. Что означает «организация» как смысловое понятие в вопросах учета?

2. Каковы цель, задачи организации учета на предприятии?

3. Что является предметом и объектами дисциплины «Организация учета»?

4. Каковы способы организации управления учетно-аналитическим процессом на предприятии?

5. Какова организация (регулирование) учетной системы в Украине?

6. Этапы создания учетной системы на предприятии?

7. Способы организации управления учетно-аналитическими процессами на предприятии?

Практическое задание

Ознакомится и составить структуру предприятия ООО «Сервис Крым», а также внести корректировки в структуру бухгалтерии ООО «Сервис Крым».

Необходимо:

1) Ознакомится с краткой характеристикой ООО «Сервис Крым»;

2) Составить штат управления;

3)Внести корректировки структуру бухгалтерии.

Краткая характеристика ООО «Сервис Крым»

ООО «Сервис Крым» создано в соответствии с Законом Украины о хозяйственных обществах на основании решения собрания учредителей от 12.07.0Х протокола №1

Цель деятельности производственно-коммерческая с целью получения прибыли. Основным предметом деятельности является:

1) Производство облицовочной плитки.

2) Оптовая торговля строительных материалов.

ООО юридическое лицо имеет самостоятельны баланс, счета в банке, печать, штамп, фирменные бланки. Осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством Украины и уставом предприятия. Общество является собственником:

- имущества, переданного ему учредителями;

- продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности

- доходов полученных от реализации продукции.

ООО создано на неопределенный срок, учредителями являются Орловский Н.С. и Соколов Д.С. Размер пая каждого участника определяется учредительным договором и подтверждается собранием учредителей.

Общество имеет уставный фонд в размере 66 тыс. грн (может увеличиваться или уменьшаться по усмотрению собрания участников). Управление обществом осуществляют: собрание, директор общества, ревизионная комиссия, высший орган общества – собрание участников.

Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме. Отчетность сдается в органы государственной статистики. Предприятие прибыльное. Среднесписочная численность 175 человек. До декабря 2007г главный бухгалтер Бакова Н.А., с 01.01.08 по настоящее время гл. бухгалтер Петренко Л.В.

Штат управления ООО «Сервис Крым»

Директор - Орловский Н.С.

Секретарь - Федорова Н.В.

Старший инспектор по кадрам - Дунаева С.Б.

Юрист-консультант - Петров И.И.

Бухгалтерия:

Гл. бухгалтер - Петренко Л.В.

Заместитель гл. бухгалтера - Яковенко Я.Я.

Бухгалтер 1 категории - Иванов, Петрова

Экономист – нормировщик - Сидоров

Кассир - Верова Н.Н.

Производство:

Главный инженер - Ковалев С.С.

Начальник основного производства - Зебров Н.И.

Заведующий цех №1 (заготовки) - Мирошниченко Б.Н.

Заместитель цех №2 (керамика) - Сурков М.Ф.

Производственно-технологический отдел:

Начальник ПГО - Котов Е.Н.

Инженер-технолог - Веселов Д.П.

Инженер От и ТБ - Богатерв С.С.

Отдел снабжения и сбыта:

Начальник - Фокин Л.Н.

Менеджер по снабжению - Туркин С.Н.

Менеджер по сбыту - Донец В.Н.

Кладовщик склад №1 - Сомов И.И.

Кладовщик склад №2 - Карпов В.Я.

Транспортное хозяйство

Начальник - Андреев А.И.

Диспетчер - Кошина М.В.

Завхоз ТС - Душин В.Н.

Задание для самостоятельной работы:

1) Составить организационную структуру предприятия и бухгалтерии ООО «Сервис Крым»;

2) Составить схему внутрихозяйственного контроля исходя из штата управления и схем структуры предприятия и бухгалтерии.

2.2. Практическое занятие на тему: «Организация нормативно-правового обеспечения учета на предприятии. Составление приказа «Об учетной политике»

Цель: закрепить знания студентов в части практического применения на предприятиях конкретных нормативных и законодательных актов по организации учета, изучить организационную структуру предприятия, составить приказ «Об учетной политике».

Контрольные вопросы:

1. Какие основные нормативные и законодательные акты регулируют вопросы организации учета на предприятиях в условиях рынка?

2. Какие основные нормативные и законодательные акты в условиях рынка регулируют вопросы организации контроля на предприятиях ?

3. Что представляет собой учетная политика на предприятии?

4. Какие вопросы должны быть включены в приказ «Об учетной политике»?

5. Какие вопросы учета при формировании учетной политики влияют на финансовый результат предприятия?

Практическое задание :

Приказ « Об учетной политике» составляет и подписывает руководитель предприятия, с приказом в письменном виде должны ознакомить главного бухгалтера, начальников отделов, руководящих и должностных лиц предприятия.

За исполнением приказа осуществляется постоянный контроль.

Ознакомимся с методикой составления приказа об учетной политике.

I. Установить на предприятии следующую учетную политику

1) Предел существенности при составлении финансовой отчетности.

2) Продолжительность нормального операционного цикла изготовление продукции (дней).

3) Нормальная производственная мощность структурных подразделений (единицы продукции, объем выполненных работ, предоставления услуг).

4) Установить следующие методы учета и принципы оценки активов и обязательств предприятия: в данном пункте рассматривают группирование ОС и нематериальных активов; малоценные необоротные активы стоимостью до …; ликвидационная стоимость объектов основных средств и нематериальных активов (0грн); метод амортизации ОС, метод списания малоценных необоротных активов и библиотечных фондов (50:50, 100); амортизация нематериальных активов осуществлять следующим методом…; переоценку балансовой стоимости активов производить 1 раз в год в случае если остаточная отклонится от справедливой стоимости на 10%.

5) Запасы: единицей запасов считать каждое наименование, однородную группу, вид ценностей. Движение запасов в бухгалтерии осуществлять в количественно-суммовом учете, а нас кладах в количественном. Выбор метода выбытия запасов, ТЗР учитывается на отдельном счете и включается в первоначальную стоимость. Переоценка запасов осуществляется на основании решения постоянно действующей инвентаризационной комиссии, списание специальной одежды осуществлять актом и сдавать в соответствии с графиком документооборота.

6) Задолженность и обеспечения. Резерв сомнительных долгов формируется методом применения абсолютных сумм сомнительной задолженности, методом определения коэффициента сомнительности. Дополнительное пенсионное обеспечение, гарантийные обязательства, выплаты работникам, инструментами собственного капитала, прочие будущие расходы и платежи не производить.

7) Доходы и расходы. Оценку степени завершенности операций по предоставлению услуг, выполнению работ проводить путем изучения выполненных работ и определять удельный вес объема услуг в общем объеме. Перечень статей калькулирования. Перечень постоянных и переменных ОПР. Определение базы распределения (отработанного рабочего времени, заработной платы, объему деятельности переменных расходов).

8) Для пересчета доходов и расходов и движения денежных средств в иностранной валюте использовать средневзвешенный валютный курс.

9) Финансовые расходы, связанные с созданием квалифицированных активов капитализировать.

10) Финансовый результат определять ежемесячно, ежеквартально

11) Перечень связанных сторон приводить в приложении №1

12) Оценку активов и обязательств в операциях со связанными сторонами осуществлять методом сравнительной некоммерческой цены, цены перепродажи, расходы , балансовой стоимости.

13) Степень завершения работ по строительному контракту определяется путем измерения и оценки выполненных работ.

14) Финансовые активы, приобретенные в результате систематических операций признавать на дату заключения контракта, на дату выполнения контракта.

15) Инвестиционная недвижимость отражается на дату баланса по справедливой стоимости, по первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации с учетом потерь лот уменьшения полезности.

II Организация бухгалтерского учета

1) Ведение учета на предприятии осуществляется по централизованной или децентрализованной форме.

2) Бухгалтерский учет вести в соответствии с планом счетов по данному предприятию .

3) Выбор формы учета.

4) Определить порядок инвентаризации и состав постоянно действующей комиссии.

5) Перечень лиц уполномоченных подписывать первичные документы.

6) Перечень лиц уполномоченных получать ТМЦ Утверждение графика документооборота.

7) Филиалы, представительства отделения, составляется отдельный баланс и передается в центральную бухгалтерию для ведения учета.

8)Возложить на главного бухгалтера, финансового директора, ответственность за недопущение несанкционированного доступа к учетной информации.

9) Контроль за исполнение настоящего приказа возложить на финансового директора и главного бухгалтера.

Необходимо: ознакомиться с методикой составления Приказа «Об учетной политике».

Задание для самостоятельной работы:

1) Составьте приказ «Об учетной политике» по ООО «Сервис-Крым». В приказе отразить:

- форму бухгалтерского учета на предприятии;

- применение субсчетов к основному Плану счетов, утвержденному Приказом МФ Украины № 291 от 30.11.99 г.;

- учет расходов с применением 9 класса счетов;

- отнесение активов к основным фондам стоимостью более 1 000 грн., МБП – стоимостью менее 800 грн., к прочим необоротным материальным активам до 800 грн.;

- метод амортизации основных средств, нематериальных активов;

- оценку выбытия запасов (материалов, топлива, готовой продукции, МБП);

- метод учета ТЗР;

- распределение общепроизводственных расходов (счет 91);

- начисление резервов;

- учет административных расходов, расходов на сбыт по статьям.

2.3. Практическое занятие на тему: «Организация учетного процесса на предприятии»

Цель: на практике закрепить теоретические знания студентов по соблюдению требований и порядка составления первичных документов, их движения (маршрутов) в соответствии документооборота, рассмотреть схемы движения документов поступающих на предприятие и исходящих документов с предприятия.

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к составлению первичных документов на предприятии, какими нормативными и законодательными актами определены порядок составления первичных документов?

2. Какие обязательные реквизиты должны иметь первичные документы?

3. Какие первичные документы классифицируются по назначению, порядку отражения, месту составления?

4. В каком порядке осуществляется организация документооборота на предприятии, что означает «документооборот»?

5. Каковы этапы документооборота на предприятии? Кто из должностных лиц на предприятии несет ответственность за организацию документооборота?

6. Что означает график (маршрут) движения документа?

7. Каковы сроки хранения документов?

Практическое задание:

Необходимо:

1. Составить схему, график документооборота по объекту исследования дипломной работы.

2. Составить схемы входящих документов.

3. Составить схему исходящих документов.

 
  Раздел 2. Методическое обеспечение практических занятий - student2.ru

Рисунок 2.3.1- Схема движения документов, поступающих на предприятие

       
  Раздел 2. Методическое обеспечение практических занятий - student2.ru
 
    Раздел 2. Методическое обеспечение практических занятий - student2.ru

Рисунок 2.3.2 – Схема движения внутренних и исходящих документов на предприятии

Задание для самостоятельной работы:

Необходимо: составить схему маршрута движения расходного кассового ордера КО-2 по ООО «Сервис-Крым».

Условие задания:

В маршруте движения расходного кассового ордера предусмотреть:

- наименование операции по составлению, обработке и продвижению документа;

- срок составления и продвижения документа;

- место составления и обработки документа;

- ответственное лицо за составление, продвижение документа и контроль;

- длительность выполнения операции;

- передача документа в архив.

2.4. Практическое занятие на тему: «Организация учетного процесса. Составление акта приема-передачи при смене главного бухгалтера»

Цель: закрепить знания студентов о порядке передачи дел при смене главного бухгалтера, составлении акта прием-передачи, штатного расписания работников ООО «Сервис-Крым».

Контрольные вопросы:

1. Каковы взаимоотношения по выполнению служебных обязанностей работников бухгалтерии с другими подразделениями и службами предприятия?

2. Какие вопросы следует отразить в должностных инструкциях работников учета, каков порядок их составления?

3. В каком порядке составляется акт приема-передачи дел при смене главного бухгалтера предприятия?

4. Планируется ли деятельность бухгалтерии? Какие вопросы включаются в план работы бухгалтерии?

Практическое задание :

Необходимо: составить акт приема-передачи документов бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности по ООО «Сервис-Крым» на 01.01. текущего года.

Условие задания:

02.01. текущего года в связи с увольнением бывший главный бухгалтер ООО «Сервис-Крым» Бакова Н.А. передает бухгалтерские документы, финансовую и налоговую отчетность вновь принятому главному бухгалтеру Петренко Л.В.

К передаче предъявлены документы:

Документы Кол-во дел год составления
1. Главная книга 200_ год
2. Кассовая книга  
3. Чековая книжка 1 (с № 723456 по № 723490)  
4. Остаток денежных средств на текущем счете в банке на 01.01.___г. 15 687 грн.  
5. Остаток денежных средств в кассе на 01.01. __г.    
6. Первичные документы по учету: - основных средств    
-МБП  
-запасов  
- кассовых операций 200__ г.
-банковских операций  
-оплаты труда  
-производства  
-транспорта  
-расчетов с поставщиками  
7. Налоговые накладные  
8. Договоры с покупателями  
9. Договоры с поставщиками  
10. Журналы бухгалтерского учета  
11. Финансовая отчетность  
12. Налоговая отчетность  
13. Акты проверок контролирующих органов  
14. Передача дел в архив  
Итого 50 дело  

Задания для самостоятельной работы:

1) Составьте штатное расписание по данным задачи-модели предприятия ООО «Сервис-Крым» (см. практическое задание №1);

2.5 Практическое занятие на тему: «Стадии документооборота в бухгалтерском учете»

Цель: на практике закрепить вопросы организации стадии документооборота.

Контрольные вопросы:

1. В каком порядке, какие стадии проходят документы на предприятии?

2. Каковы требования предъявляемые к первичным документам при их составлении?

3. Кто проверяет и включает в отчет первичные документы для передачи в бухгалтерию?

4. Кто подписывает (утверждает) отчет материально-ответственного листа, в какие сроки?

5. Какова обработка и контроль документов осуществляется в бухгалтерии?

6. Обеспечение текущего хранения документов?

7. Организация передачи документов в архив?

Практическое задание:

Условие задачи:

Заместитель директора ЗАО «Орвис» Иванов В.С. представил главному бухгалтеру «Отчет денежных средств, выданных в подотчет» по командировке в Киев за период с 1 по 12 ноября без нарушений. К авансовому отчету приложены командировочное удостоверение, 2 ж/д билета, квитанция на постель, докладная о результатах командировки.

Необходимо:

- определить какие нормативные , законодательные акты и документы должен знать и использовать в работе бухгалтер по данной операции ;

- какие представленные документы относятся к распорядительным, исполнительным, первичным, сводным, внутренним и внешним;

- в каком порядке следует проверять авансовый отчет. Что означает проверка по существу, формально и арифметически.

Задания для самостоятельной работы:

1) Изучить Инструкцию по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом МФУ от 11.08.94 г. №69

2) Изучить положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. №88

3) Тестовые задания 1-10.

2.6 Практическое занятие на тему: «Составление приказа «Об организации учета и контроля»»

Цель: научить студентов составлять внутренние нормативные документы, на практике закрепить и в приказе отразить комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих должный учет и контроль.

Контрольные вопросы:

1. Какие вопросы в соответствие с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» относятся к организационным?

2. В чем принципиальное отличие приказа «Об учетной политике» от приказа «Об организации учета и контроля»?

3. Кто в соответствии с приказом «Об организации учета и контроля» несет ответственность за качество проведения инвентаризации, качество финансовой отчетности и соблюдение сроков сдачи отчетности в соответствующие государственные органы?

4. Кто несет ответственность за организацию учета на предприятии?

5. Влияют ли отраслевые особенности, структура предприятия, структура бухгалтерии при издании приказа «Об организации учета и контроля» на предприятии?

6. Может ли руководитель (собственник) предприятия самостоятельно вести учет этого предприятия?

Практическое задание :

Необходимо: составить приказ «Об организации бухгалтерского учета и контроля» по предприятию ООО «Сервис-Крым».

Условие задания:

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» по ООО «Сервис-Крым» издать приказ «Об организации учета и контроля».

В приказе отразить вопросы:

1. Организацию аналитического учета ценностей с указанием метода (сальдовый и др.)

2.Инвентаризации ценностей с созданием инвентаризационной комиссии.

3.Оплату труда работникам.

4.Ответственных за учет и контроль бланков строгой отчетности.

5.Составление графиков документооборота.

6.Составление должностных инструкций работникам.

7.Ответственных за учет и контроль.

8.Другие вопросы.

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 11-20.

2.7. Практическое занятие на тему: «Разработка и составление должностной инструкции главному бухгалтеру»

Цель:составить на практике в соответствие с требованиями должностную инструкцию главному бухгалтеру, закрепить теоретические знания студентов.

Контрольные вопросы:

1. Каковы права, обязанности и ответственность главного бухгалтера на предприятии, какими нормативными и законодательными актами они определены?

2. Кем в предприятии главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности?

3. Кому по должностным обязанностям подчиняется главный бухгалтер на предприятии?

4. Какие разделы предусматриваются в должностной инструкции главному бухгалтеру и какие вопросы отражаются в каждом разделе?

Практическое задание :

Необходимо: составить должностную инструкцию главному бухгалтеру ООО «Сервис-Крым» в соответствии с требованиями справочника «Квалификационных характеристик бухгалтерского учета».

Условие задания:

Должностная инструкция главному бухгалтеру состоит из 7 разделов.

В разделе 1 «Общие положения» следует отразить порядок приема и освобождение от должности главного бухгалтера, подчиненность, порядок приема и сдачи дел.

Разделами предусмотрено:

Раздел 2 «Функции»
Раздел 3 «Должностные обязанности»
Раздел 4 «Права»
Раздел 5 «Ответственность»
Раздел 6 «Взаимоотношения, связи по должности»
Раздел 7 «Организация работы и критерии оценки деятельности»

Инструкцию подписывает главный бухгалтер, утверждает директор предприятия, С инструкцией должны быть ознакомлены руководители структурных подразделений, ответственные работники и работники бухгалтерии.

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 21-30.

2.8. Практическое занятие на тему: «Составление приказа «О распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии»

Цель: на практике закрепить знания студентов об особенностях, порядке составления и практическом значении приказа «О распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии».

Контрольные вопросы:

1. С учетом и соблюдением требований, какого нормативного документа распределяются функциональные обязанности работников бухгалтерии? Какие условия при этом учитываются?

2. Кто из должностных работников составляет приказ о распределении функциональные обязанности работников бухгалтерии на предприятии?

3. Доводится ли приказ под роспись каждому работнику бухгалтерии о его обязанностях?

Практическое задание :

Необходимо: составить приказ по предприятию ООО «Сервис-Крым», «О распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии».

Условие задания:

В ООО «Сервис-Крым» штат бухгалтерии возглавляет гл. бухгалтер Петренко Л.В., зам. гл. бухгалтера Нестерова В.Н. В штате бухгалтер 1 категории – Трошина Н.И., экономист-нормировщик Андреева С.И., кассир Верова В.Н. (см. структуру предприятия ООО «Сервис-Крым» и бухгалтерии в практическом занятии №1).

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 31-40

2.9. Практическое занятие на тему: «Организационная структура бухгалтерии»

Цель: на практике закрепить знания студентов о структуре и типах бухгалтерий при централизованном и децентрализованном учете.

Контрольные вопросы:

1. Какие вопросы и процессы включаются в понятие «организация работы бухгалтерского аппарата»?

2. От каких условий и факторов зависит структура бухгалтерии предприятия?

3. Какова структура простой бухгалтерии 1-го типа, 2-го типа, 3-го типа?

4. Чем отличается структура бухгалтерии большого предприятия (есть плановый отдел, технологический, отдел снабжения, участки, цеха и т.д.).

5. Особенности структуры бухгалтерии при централизованном принципе учета?

6. Особенности структуры бухгалтерии при децентрализованном принципе учета?

7. Какие факторы влияют на численность работников бухгалтерии, в каком порядке определяется нормативная численность бухгалтеров на предприятии?

Практическое задание:

Необходимо:

1. Представить в виде схем:

1.1. Простую структуру бухгалтерии:

- 1-го типа

- 2-го типа

- 3-го типа

1.2. Структуру бухгалтерии предприятия с отделами и подразделениями и численностью 28 работников учета. В штате числится:

Таблица 2.9.1 – Структура бухгалтерии

Наименование отдела Кол-во раб.
Главный бухгалтер
Зам. главного бухгалтера
Отдел (группа учета) материалов, МБП и основных средств
Свободный отдел
Отдел учета готовой продукции
Отдел труда и зарплаты
Группа учета производства
Вычислительный центр
Группа учета денежных средств, расчетных операций
Группа сводного учета составления баланса и форм отчетности

Задание для самостоятельной работы:

1)Тестовые задания 41-50.

2.10. Практическое занятие на тему: «Разработка и составление Положения «О бухгалтерии»

Цель: изучить требования законодательства Украины в части прав, обязанностей, ответственности работников бухгалтерии, организации их работ, составить Положение «О бухгалтерии».

Контрольные вопросы:

1. В каких законодательных актах Украины предусмотрены порядок организации и ведение бухгалтерского учета на предприятиях?

2. Каким требованиям должны отвечать вопросы организации и ведения бухгалтерского учета?

3. Каковы задачи работников бухгалтерии?

4. Каковы взаимоотношения бухгалтерии со службами, подразделениями предприятия:

- с кадровой службой;

- с отделами снабжения и сбыта;

- с планово-экономическим отделом;

- с юридической службой.

5. Каким документом определяются функциональные обязанности работников бухгалтерии и их ответственность?

6. Какова организация работы бухгалтерии?

7. Какие разделы включены в Положение «О бухгалтерии»?

Практическое задание :

Необходимо: составить Положение «О бухгалтерии».

Условие задания:

Положение состоит из 7 разделов.

Раздел 1- «Общие положения»

В общие положения включены вопросы:

- назначение бухгалтерского учета;

- установленная форма учета, численность и штат бухгалтерии;

- наименование законодательных актов, используемых в работе.

Разделами Положения предусмотрено:

Раздел 2 «Основные задачи бухгалтерии»
Раздел 3 «Функции»
Раздел 4 «Права и обязанности главного бухгалтера»
Раздел 5 «Ответственность»
Раздел 6 «Взаимоотношения между отделами»
Раздел 7 «Организация работы»

Положение подписывает главный бухгалтер предприятия и утверждает руководитель предприятия. С Положением должны быть ознакомлены письменно начальники отделов и служб предприятия, работники бухгалтерии.

Задание для самостоятельной работы:

1)Тестовые задания 51-60.

2.11. Практическое занятие на тему: «Организация учета основных средств»

Цель: закрепить на практике теоретические знания студентов по организации учета основных средств на предприятии.

Контрольные вопросы:

1. Какими первичными документами оформляются поступления и выбытие основных средств на предприятии?

2. Какова организация аналитического и синтетического учета основных средств?

3. Каковы методы начисления амортизации основных средств? Влияет ли метод начисления амортизации основных средств на финансовый результат предприятия?

4. Какие вопросы по учету основных средств должны быть отражены в приказах предприятия «Об учетной политике», «Об организации учета и контроля»?

Практическое задание :

Необходимо:

1. По данным бухгалтерских проводок составьте журнал хозяйственных операций.

2. Составить схему документооборота по учету основных средств.

3. Указать в каких формах отчетности, в каких разделах отражаются данные об основных средствах.

Условие задания:

№ ХО Бухгалтерские проводки
Дт Кт Грн.
8 600
8 600
5 100
5 100
7 800
1 560
7 800

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 61-70.

2.12. Практическое занятие на тему: «Организация учета производственных запасов»

Цель: закрепить на практике теоретические знания студентов по организации учета производственных запасов.

Контрольные вопросы:

1.Какими первичными документами оформляется поступление и выбытие производственных запасов (материалов). Указать типовые формы.

2. Каковы этапы организации учета запасов на предприятии?

3. Как осуществляется выбор метода оценки выбытия запасов? Влияет ли метод учета на финансовый результат предприятия?

4.Назовите регистры аналитического и синтетического учета по учету производственных запасов, порядок их заполнения?

Практическое задание :

Необходимо:

1. По данным условиям задачи произвести расчеты стоимости отпущенной на производство краски масляной в декабре с применением методов:

- средневзвешенных цен;

- ФИФО.

2. Сделать выводы о целесообразности применения каждого из методов, если необходимо:

- Сократить себестоимость выпускаемой продукции;

- Не допускать повышения себестоимости выпускаемой продукции при повышении цен на краску;

- Упростить учет.

Условие задание:

На 1 октября текущего года остатки краски масляной на складе завода не числится. В IV квартале на склад завода по накладным получено от поставщиков краска масляная:

- В октябре 120 кг по цене 13 грн. на 1 560 грн.;

- В октябре 180 кг по цене 17 грн. на 3 060 грн.;

- В ноябре 340 кг по цене 23 грн. на 7 820 грн..

В декабре по накладным-требованиям в производственные цеха завода отпущено 510 кг краски по Лимитно-заборным картам ФМ-9.

Директор завода дал указание аналитикам проанализировать и сделать выводы о влиянии учетной политики предприятия на себестоимость выпускаемой продукции в части оценки материалов при их отпуске на производство методами ФИФО, средневзвешенных цен.

Задание для самостоятельной работы:

1)Тестовые задания 71-80.

2.13. Практическое занятие на тему: «Организация учета денежных средств»

Цель: на практике закрепить теоретические знания студентов по организации учета денежных средств.

Контрольные вопросы:

1.Какими нормативными и законодательными актами определены организация учета денежных средств в кассах и на счетах в банках?

2. Какие типовые формы первичных документов используются для учета денежных средств в кассах, на счетах в банках?

3. Какова организация учета денежных средств в кассе предприятия?

Практическое задание :

Необходимо:

1. По данным бухгалтерских проводок составьте журнал хозяйственных операций за январь текущего года.

2. Указать первичные документы, порядок их составления.

3. Составить ведомость и журнал по субсчету 301 «Касса» в национальной валюте.

4. Данные учета перенесите в Главную книгу за январь текущего года.

5. Произвести сверку данных ведомости, журнала по сч. 301 «Касса».

6. Составить схему документооборота по 301 «Касса».

Условие задания:

В январе текущего года на предприятии имели место хозяйственные операции, подтвержденные первичными документами и бухгалтерскими проводками.

№ ХО Бухгалтерские проводки
Дт Кт Грн.
301/1 19 300
3 800
4 800
3 200
9 063
2 800
9 300

Задание для самостоятельной работы:

Задача № 1

Необходимо: отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указать первичные документы, какими оформляются данные операции и являются их основанием. Составить отчет кассира за день и фрагменты журнала-ордера и ведомости по счету 301.

Условие задания:

В таблице приведены хозяйственные операции по движению денежных средств в кассе предприятия за день.

Остаток денежных средств в кассе на начало дня - 340 грн.

Лимит денежных средств в кассе установлен в сумме 400 грн.

Таблица 2.13.1 – исходные данные

Содержание хозяйственной операции Сумма, грн. Дебет Кредит
Получены в кассу денежные средства с текущего счёта в национальной валюте, в том числе:    
На заработную плату    
На хозяйственные нужды    
Выдана из кассы зарплата    
Депонирована заработная плата ?    
Выдано в подотчёт на хозяйственные нужды    
Получен в кассу аванс от заказчика    
Внесен участником взнос в уставный фонд    
В кассу внесены денежные средства от виновных лиц по недостаче    
Выдано в подотчёт на командировку    
Сдан на текущий счёт сверхлимитный остаток ?    

Задача №2

Условие задания:

При проверке кассовых операций предприятия «Миф» 05 января налоговыми органами было обнаружено следующее:

- фактический остаток денежных средств в кассе на дату проверки - 320 грн.

- остаток согласно данным бухгалтерского учета – 300 грн.

- лимит кассы, установленный предприятием согласно приказа - 300 грн.

- на дату проверки числится задолженность менеджера Непутевого А.И. по выданной в подотчет на хозяйственные нужды 03 января сумме – 540 грн.

Необходимо: определить какие нарушения кассовой дисциплины обнаружены на предприятии. Рассчитайте, если это необходимо, размер штрафных санкций для предприятия и отразите в системе счетов их начисление и уплату.

2.14. Практическое занятие на тему: «Организация учета расчетов по оплате труда»

Цель: закрепить знания студентов по организации учета личного состава работников, рабочего времени, учета расчетов по оплате труда, сделать выводы соответствует ли работа учетного аппарата современным требованиям рациональной организации учета и контроля на предприятии.

Контрольные вопросы:

1. Какие объекты следует рассматривать в подсистеме организации учета труда и заработной платы на предприятии?

2. От каких факторов зависит организация учета труда и зарплаты на предприятии? Имеется ли на предприятии технические средства для сбора и обработки информации? Соответствует ли методы организации и учета конкретным условиям предприятия? Соответствует ли организация работы учетного аппарата современным требованиям рациональной организации учета и контроля?

3. Каков порядок учета личного состава на предприятии (с указанием первичных документов)?

4. Какова организация учета рабочего времени (первичные документы) и выработки?

5. Какие первичные документы используются для начисления заработной платы работникам повременщикам, сдельщикам и др.?

Практическое задание:

Необходимо:

1. По данным бухгалтерских проводок составить журнал хозяйственных операций за январь текущего года.

2. Указать первичные документы по каждой операции.

3. Составить схему документооборота по счету 66 «Расчеты по оплате труда».

Условие задания:

В марте текущего года в предприятии имели место хозяйственные операции и на основании первичных документов составлены бухгалтерские проводки:

№ ХО Бухгалтерские проводки
Дт Кт

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 81-90.

2.15. Практическое занятие на тему: «Организация учета собственного капитала»

Цель: закрепить знания студентов по организации учета собственного капитала на предприятии.

Контрольные вопросы:

1. Какие условия необходимо соблюдать в части определения собственного капитала вновь созданным предприятием – обществом с ограниченной ответственностью?

2. Какова организация формирования уставного капитала? Какие средства могут быть вкладами в уставной фонд предприятия?

3. Какими первичными документами подтверждается взнос уставной фонд предприятия?

4. В каком размере и в каком порядке создается резервный капитал на предприятии?

5. Нераспределенная прибыль предприятия – составная часть собственного капитала, организация ее увеличения и учета?

6. Прочий дополнительный капитал, источники получения и учет?

Практическое задание:

Условие задания:

10 января текущего года осуществлена государственная регистрация ООО "Ронсон". Взносы в уставный фонд согласно учредительному договору и уставу производили учредители. Согласно первичных документов в учете бухгалтером предприятия составлены проводки:

  Бухгалтерские проводки
Дт Кт Сумма
 
15.01. тек. года 46 Сидоров О.Н. 62 500
18.01. тек. года 46 Сидоров О.Н. 17 500
23.01. тек. года 46 Сидоров О.Н. 18 700
29.01. тек. года 46 Петров Н.И. 6 100
30.01. тек. года 46 Петров Н.И. 3 900

Необходимо:

1. По данным бухгалтерских проводок составьте журнал операций за январь текущего года.

2. Составьте схему документооборота формирования уставного капитала на ООО "Ронсон".

3. Какова организация аналитического учета по счету 40 "Уставной капитал".

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 91-100.

2.16. Практическое занятие на тему: «Организация и практическое применение учетных регистров»

Цель: на практике закрепить теоретические знания студентов по соблюдению правил составления учетных регистров бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы:

1. Каким документом определены "Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета "?

2. Каково предназначение регистров в учете? Какие документы относятся к учетным регистрам?

3. Кем составляются и подписываются учетные регистры и в какие сроки они составляются?

4. Аналитические данные в учетных регистрах должны согласовываться с данными какого учета и в какие сроки?

5. В каком порядке исправляются ошибки в учетных регистрах?

6. Какова роль и назначение главной книги и порядок её заполнения?

Практическое задание:

Необходимо:

1. По данным бухгалтерских проводок составить журнал хозяйственных операций за январь текущего года, указать по каждой операции первичные документы и порядок их составления.

2. Составить аналитическую ведомость и журнал-ордер № 5 по счету 92 "Административные расходы" за январь текущего года.

3. Данные ведомости и журнала № 5 перенести в Главную книгу.

4. Составить схему документооборота по счету 92 "Административные расходы".

Условие задания:

В январе текущего года в предприятии имели место хозяйственные операции и согласно первичных документов составлены бухгалтерские проводки в учете:

№ хоз. операции Бухгалтерские проводки
Дт Кт Сумма в грн.
1 800
1 100
3 811

Задание для самостоятельной работы:

1) Тестовые задания 101-108.

2.17. Практическое занятие на тему: «Организация учета и контроля финансовых результатов, достоверности отчетных данных»

Цель: на практике закрепить знания студентов по организации учета и контроля закрытия результативных счетов, определения финансовых результатов предприятия, составления финансовой отчетности.

Контрольные вопросы:

1. Какие нормативные и законодательные акты определяют организацию учета и контроля доходов и расходов деятельности предприятия?

2. Какова классификация доходов предприятия в зависимости от видов деятельности?

3. Какова организация учета доходов деятельности предприятия от реализации продукции (работ, услуг), других операционных доходов, доходов от участия в капитале, других финансовых доходов, доходов от инвестиционной деятельности, чрезвычайных доходов?

4. Какова организация учета затрат деятельности предприятия?

5. Как классифицируются затраты в учете?

6. Какие вопросы по учету затрат следует относить к учетной политике предприятия?

7. Какова организация учетных работ по закрытию результативных счетов в бухгалтерском учете и определению финансовых результатов?

8. Какова организация составления финансовой отчетности – Баланса (Ф1) и Ф 2 «Отчет о финансовых результатах»?

Практическое задание:

Необходимо:

1. Составить по ООО «Сервис-Крым» схему организации учета доходов и расходов предприятия, финансового результата за первый квартал текущего года. Укажите первичные документы, обороты по счетам, регистры учета.

2. Составить форму 2 «Отчет о финансовых результатах» по ООО «Сервис-Крым» за первый квартал текущего года, определите финансовый результат (без налога на прибыль).

Условие задания:

Таблица 2.17.1 – Исходные данные для решения задачи

Показатель Грн.
Доход (выручка) от реализации продукции за первый квартал текущего года в ООО «Сервис-Крым» составила:     118 493
- НДС 19 749
- Себестоимость реализованной продукции 54 421
- Другие операционные доходы 31 500
- Административные расходы 18 713
- Расходы на сбыт 6 237
- Другие операционные расходы
- Другие операционные доходы от участия в капитале (без НДС) 6 149
- Финансовые затраты от участия в капитале 2 768
- Другие затраты от участия в капитале 7 736
- Финансовый результат ?

Таблица 2.17.2 – Исходные данные для решения задачи

Элементы от операционных затрат Грн.
1. Материальные затраты 22 191
2. Затраты на оплату труда 23 507
3. Отчисления в фонды 8 650
4. Амортизация 5 234
5. Другие операционные затраты 4 512
Всего 64 094

Наши рекомендации