Расчет на базе затрат реализации (двухступенчатый расчет сумм покрытия)
Расчет результата на краткосрочный период | Продуктовая группа 1 | |||||
Месяц | Кумулятивный итог | |||||
тыс. ДМ | % | тыс. ДМ | % | |||
1. | Брутто-выручка от реализации | |||||
2. | Факторы снижения выручки | |||||
3. | Чистая выручка от реализации | 1-2 | ||||
4. | Сырье и основные материалы | |||||
5. | Заработная плата основных производственных рабочих | |||||
6. | Электроэнергия | |||||
7. | Фрахт | |||||
8. | Упаковка | |||||
9. | Комиссионные вознаграждения | |||||
10. | Услуги со стороны | |||||
11. | Вспомогательные материалы | |||||
12. | Изменение запасов | |||||
13. | Сумма переменных затрат | 4-12 | ||||
14. | Сумма покрытия | 3-13 | ||||
15. | Маркетинг и сбыт | |||||
16. | Производство | |||||
17. | Материально-техническое обеспечение | |||||
18. | Сумма специальных постоянных затрат | 15-17 | ||||
19. | Сумма покрытия | 14-18 | ||||
20. | Руководство предприятия | |||||
21. | Финансово-экономический отдел | |||||
22. | Отдел персонала | |||||
23. | Отдел контроллинга / ИВЦ | |||||
24. | Общий отдел | |||||
25. | Сумма общих постоянных затрат | 20-24 | ||||
26. | Производственный результат | 19-25 | ||||
27. | Нейтральные доходы | |||||
28. | Нейтральные расходы | |||||
29. | Нейтральный результат | 27-28 | ||||
30. | Результат деятельности предприятия | 26 + 29 |
Из чистой выручки вычитают затем переменные затраты, в которые включаются сьфье и основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и некоторые другие затраты, относимые при расчетах полной себестоимости к косвенным, например электроэнергия, газ и вода, фрахт, упаковка, комиссионные вознаграждения для торговых представителей, услуги со стороны и вспомогательные материалы.
При расчете на базе затрат реализации необходимо, рассматривая переменные затраты, учитывать изменение запасов, которое касается только готовой продукции и незавершенного производства, оцениваемых по переменным затратам.
Все переменные затраты должны учитываться ежемесячно как в целом, так и по отдельным продуктовым группам. Так, если в месяц произведено 1000 изделий и только 800 продано в течение того же месяца, необходимо в оценке изменений запасов для 200 изделий учесть прежде всего стоимость сырья и материалов и заработную плату основных производственных рабочих. В этом случае величина изменения запасов вычитается из переменных затрат и получается величина переменных затрат, соответствующая проданным в данном месяце 800 изделиям.
Можно исключить из рассмотрения изменение запасов, если при расчете результата сразу же использовать значение переменных затрат реализованной продукции (услуг). В таком случае следует применять стандартизованные затраты.
Сумму переменных затрат вычитают из чистой выручки от реализации, чтобы получить сумму покрытия 1 по отдельным продуктовым группам. Сумма покрытия 1 является важной регулирующей величиной, характеризующей доходность отдельных продуктовых групп. Поэтому необходимо составить ранжированную последовательность продуктовых групп в зависимости от значения процентной доли сумм покрытия в чистой выручке от реализации.
Наряду с переменными затратами в разрезе продуктовых групп ежемесячно и в кумулятивном виде могут учитываться и специальные постоянные затраты. Базой для ежемесячного распределения специальных постоянных затрат по имеющимся продуктовым группам должна быть величина производственных мощностей, потребляемых данной группой. В качестве базового показателя для такого распределения подходит прежде всего величина нормо-часов, обусловливающая заработную плату основных производственных рабочих На каждом предприятии необходимо провести точное исследование с целью выбора базового показателя, который находится в прямой связи с возникновением затрат.
Переменные затраты учитываются по отдельным продуктовым группам, а специальные и общие постоянные затраты могут быть определены с большой точностью только по местам возникновения затрат. Специальные постоянные затраты относятся прежде всего к таким подразделениям, как маркетинг и сбыт, производство и материально-техническое обеспечение.
Величины специальных постоянных затрат вычитают из сумм покрытия 1 соответствующих продуктовых групп и получают суммы покрытия 2 по продуктовым группам.
Суммы покрытия 2 - важные дополнительные регулирующие показатели для руководства предприятия. Поэтому их тоже необходимо проранжировать, чтобы четко показать сотрудникам предприятия, какие продуктовые группы должны в будущем развиваться, а по каким направлениям нужно снижать затраты.
На предприятии следует определить также общие постоянные затраты. Эти затраты не связаны конкретно ни с одной продуктовой группой, поэтому они приведены только в итоговой графе таблицы для предприятия в целом.
Общие постоянные затраты возникают прежде всего в следующих подразделениях предприятия: управление, финансово-экономические службы, отдел персонала, отдел контроллинга/И ВЦ и общий отдел.
После вычитания суммы общих постоянных затрат из итоговой величины суммы покрытия 2 получаем производственный результат. Поскольку при расчете результата на краткосрочный период все абсолютные значения показателей и их процентных долей в чистой выручке от реализации представляются ежемесячно, а также в кумулятивном виде, руководство предприятия может на этой основе определить величину рентабельности оборота за отдельные промежутки времени. Рентабельность оборота получают делением производственного результата на выручку от реализации.
В расчете результата должны независимо учитываться нейтральные доходы и расходы, которые не имеют отношения к реализации текущего хозяйственного года. Нейтральный результат получается, если из суммы всех нейтральных доходов вычесть сумму всех нейтральных расходов.
Результат деятельности предприятия складывается из производственного и нейтрального результатов, причем данная информация должна представляться ежемесячно и в кумулятивном виде (нарастающим итогом), поскольку результаты подвержены сильным колебаниям в течение хозяйственного года.
Достоинства метода расчета производственного результата на базе затрат реализации:
а) при использовании данного метода виден вклад каждой
продуктовой группы в производственный результат;
б) не требуется инвентаризация для определения изменений
остатков;
в) этот метод дает важную информацию для решения задач
внутризаводского планирования, прежде всего для оптимизации
программ производства и продаж;
г) продукты, имеющие схожую структуру затрат, могут быть
объединены в продуктовые группы, причем не будет утеряна важ
ная информация.
Недостаток метода расчета производственного результата на базе затрат реализации:
данный метод расчета требует организации учета затрат по местам их возникновения. Однако следует отметить, что введение такого учета целесообразно, поскольку это позволяет получить лучшее представление о структуре затрат
ВЫВОДЫ__________________________________________________
Если критически оценить метод расчета производственного результата на базе затрат реализации, то можно сделать следующие выводы
1) в расчете на базе затрат реализации по схеме пол
ных затрат с отдельными продуктами или продуктовы
ми группами соотносят также определенные доли пос
тоянных затрат, поэтому возникают проблемы в управ
лении предприятием,
2) поскольку расчеты по этой схеме часто приводят к оши
бочным решениям в управлении прибылью, расчет резуль
татов на краткосрочный период должен проводиться на
предприятии на основе сумм покрытия,
3) если расчет делается на базе затрат реализации по схе
ме полных затрат, то анализ результатов возможен только
в ограниченном объеме Включение доли постоянных за
трат в себестоимость продукции противоречит принципу
причинности их возникновения,
4) в связи с более высоким уровнем информативности дол
жен применяться расчет на базе затрат реализации в ком
бинации с расчетом сумм покрытия
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что краткосрочный расчет результатов дифференцируется по продуктовым группам, областям продажи и группам клиентов