Расчет на базе затрат реализации (двухступенчатый расчет сумм покрытия)

Расчет результата на краткосрочный период   Продуктовая группа 1
Месяц Кумулятивный итог
тыс. ДМ % тыс. ДМ %
1. Брутто-выручка от реализации          
2. Факторы снижения выручки          
3. Чистая выручка от реализации 1-2    
4. Сырье и основные материалы          
5. Заработная плата основных производственных рабочих          
6. Электроэнергия          
7. Фрахт          
8. Упаковка          
9. Комиссионные вознаграждения          
10. Услуги со стороны          
11. Вспомогательные материалы          
12. Изменение запасов          
13. Сумма переменных затрат 4-12        
14. Сумма покрытия 3-13        
15. Маркетинг и сбыт          
16. Производство          
17. Материально-техническое обеспечение          
18. Сумма специальных постоянных затрат 15-17        
19. Сумма покрытия 14-18        
20. Руководство предприятия          
21. Финансово-экономический отдел          
22. Отдел персонала          
23. Отдел контроллинга / ИВЦ          
24. Общий отдел          
25. Сумма общих постоянных затрат 20-24        
26. Производственный результат 19-25        
27. Нейтральные доходы          
28. Нейтральные расходы          
29. Нейтральный результат 27-28        
30. Результат деятельности предприятия 26 + 29        

Из чистой выручки вычитают затем переменные затраты, в которые включаются сьфье и основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и некоторые другие затраты, относимые при расчетах полной себестоимости к кос­венным, например электроэнергия, газ и вода, фрахт, упаковка, комиссионные вознаграждения для торговых представителей, ус­луги со стороны и вспомогательные материалы.

При расчете на базе затрат реализации необходимо, рассмат­ривая переменные затраты, учитывать изменение запасов, кото­рое касается только готовой продукции и незавершенного произ­водства, оцениваемых по переменным затратам.

Все переменные затраты должны учитываться ежемесячно как в целом, так и по отдельным продуктовым группам. Так, если в месяц произведено 1000 изделий и только 800 продано в течение того же месяца, необходимо в оценке изменений запасов для 200 изделий учесть прежде всего стоимость сырья и материалов и заработную плату основных производственных рабочих. В этом случае величина изменения запасов вычитается из переменных затрат и получается величина переменных затрат, соответствую­щая проданным в данном месяце 800 изделиям.

Можно исключить из рассмотрения изменение запасов, если при расчете результата сразу же использовать значение перемен­ных затрат реализованной продукции (услуг). В таком случае сле­дует применять стандартизованные затраты.

Сумму переменных затрат вычитают из чистой выручки от реализации, чтобы получить сумму покрытия 1 по отдельным продуктовым группам. Сумма покрытия 1 является важной ре­гулирующей величиной, характеризующей доходность отдель­ных продуктовых групп. Поэтому необходимо составить ранжи­рованную последовательность продуктовых групп в зависимости от значения процентной доли сумм покрытия в чистой выручке от реализации.

Наряду с переменными затратами в разрезе продуктовых групп ежемесячно и в кумулятивном виде могут учитываться и специ­альные постоянные затраты. Базой для ежемесячного распреде­ления специальных постоянных затрат по имеющимся продукто­вым группам должна быть величина производственных мощнос­тей, потребляемых данной группой. В качестве базового показа­теля для такого распределения подходит прежде всего величина нормо-часов, обусловливающая заработную плату основных про­изводственных рабочих На каждом предприятии необходимо про­вести точное исследование с целью выбора базового показателя, который находится в прямой связи с возникновением затрат.

Переменные затраты учитываются по отдельным продуктовым группам, а специальные и общие постоянные затраты могут быть определены с большой точностью только по местам возникнове­ния затрат. Специальные постоянные затраты относятся прежде всего к таким подразделениям, как маркетинг и сбыт, производст­во и материально-техническое обеспечение.

Величины специальных постоянных затрат вычитают из сумм покрытия 1 соответствующих продуктовых групп и получают сум­мы покрытия 2 по продуктовым группам.

Суммы покрытия 2 - важные дополнительные регулирующие показатели для руководства предприятия. Поэтому их тоже необ­ходимо проранжировать, чтобы четко показать сотрудникам пред­приятия, какие продуктовые группы должны в будущем развивать­ся, а по каким направлениям нужно снижать затраты.

На предприятии следует определить также общие постоянные затраты. Эти затраты не связаны конкретно ни с одной продукто­вой группой, поэтому они приведены только в итоговой графе таб­лицы для предприятия в целом.

Общие постоянные затраты возникают прежде всего в следу­ющих подразделениях предприятия: управление, финансово-эко­номические службы, отдел персонала, отдел контроллинга/И ВЦ и общий отдел.

После вычитания суммы общих постоянных затрат из итого­вой величины суммы покрытия 2 получаем производственный ре­зультат. Поскольку при расчете результата на краткосрочный пе­риод все абсолютные значения показателей и их процентных до­лей в чистой выручке от реализации представляются ежемесяч­но, а также в кумулятивном виде, руководство предприятия может на этой основе определить величину рентабельности оборота за отдельные промежутки времени. Рентабельность оборота полу­чают делением производственного результата на выручку от реа­лизации.

В расчете результата должны независимо учитываться нейт­ральные доходы и расходы, которые не имеют отношения к реа­лизации текущего хозяйственного года. Нейтральный результат получается, если из суммы всех нейтральных доходов вычесть сумму всех нейтральных расходов.

Результат деятельности предприятия складывается из произ­водственного и нейтрального результатов, причем данная инфор­мация должна представляться ежемесячно и в кумулятивном виде (нарастающим итогом), поскольку результаты подвержены силь­ным колебаниям в течение хозяйственного года.

Расчет на базе затрат реализации (двухступенчатый расчет сумм покрытия) - student2.ru Достоинства метода расчета производственного резуль­тата на базе затрат реализации:

а) при использовании данного метода виден вклад каждой
продуктовой группы в производственный результат;

б) не требуется инвентаризация для определения изменений
остатков;

в) этот метод дает важную информацию для решения задач
внутризаводского планирования, прежде всего для оптимизации
программ производства и продаж;

г) продукты, имеющие схожую структуру затрат, могут быть
объединены в продуктовые группы, причем не будет утеряна важ­
ная информация.

Недостаток метода расчета производственного результа­та на базе затрат реализации:

данный метод расчета требует организации учета затрат по местам их возникновения. Однако следует отметить, что введе­ние такого учета целесообразно, поскольку это позволяет полу­чить лучшее представление о структуре затрат

ВЫВОДЫ__________________________________________________

Если критически оценить метод расчета производственно­го результата на базе затрат реализации, то можно сде­лать следующие выводы

1) в расчете на базе затрат реализации по схеме пол­
ных затрат с отдельными продуктами или продуктовы­
ми группами соотносят также определенные доли пос­
тоянных затрат, поэтому возникают проблемы в управ­
лении предприятием,

2) поскольку расчеты по этой схеме часто приводят к оши­
бочным решениям в управлении прибылью, расчет резуль­
татов на краткосрочный период должен проводиться на
предприятии на основе сумм покрытия,

3) если расчет делается на базе затрат реализации по схе­
ме полных затрат, то анализ результатов возможен только
в ограниченном объеме Включение доли постоянных за­
трат в себестоимость продукции противоречит принципу
причинности их возникновения,

4) в связи с более высоким уровнем информативности дол­
жен применяться расчет на базе затрат реализации в ком­
бинации с расчетом сумм покрытия

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что крат­косрочный расчет результатов дифференцируется по про­дуктовым группам, областям продажи и группам клиентов

Наши рекомендации