Техническая сфера
Если оборудование предприятия имеет высокий технический уровень, то переменные и постоянные затраты можно снизить путем:
повышения производительности оборудования;
улучшения методов производства;
повышения загрузки имеющегося оборудования;
непрерывного повышения производительности труда в отдельных подразделениях предприятия;
улучшения использования существующего оборудования;
изменения технологических процессов;
текущего совершенствования изделий;
ускорения механизации и автоматизации производственных процессов;
сокращения объемов отходов и брака;
стандартизации производственных процессов.
ВЫВОДЫ_________________________________________________
На большей части предприятий имеются значительные резервы снижения переменных и постоянных затрат Эти резервы можно реализовать в рамках грамотной системы управления затратами, что способствует росту конкурентоспособности предприятия
Эффект кривой опыта не действует автоматически Руководство предприятия должно постоянно работать над тем, чтобы с ростом выпуска непрерывно проводить во всех подразделениях текущие улучшения, приводящие в совокупности к снижению затрат.
18. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ
18.1. КАК ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ?
Конкурентная среда предприятия будет постоянно меняться. Может случиться так, что при проведении новых стратегий возникнут проблемы. Малые и средние предприятия чаще всего имеют несколько конкурентов на одном специфическом рыночном сегменте. С точки зрения покупателя предприятия предлагают похожие или равноценные продукты и услуги.
Число производителей изменяется с изменением стадий цикла развития рынка. На стадии внедрения чаще всего на рынке присутствует небольшое число производителей, представляющих новый товар. В процессе рыночной экспансии число конкурентов обычно увеличивается.
Если другие предприятия решат, что с новым продуктом, находящимся в стадии роста, можно заработать много денег, они попытаются проникнуть на этот рынок. До стадии зрелости конкуренция будет все время расти. Поскольку рынок к этому времени уже больше не растет, а даже начинает стажировать, то быстро начинают вытесняться конкуренты. К стадии насыщения станет еще больше проблем.
Опасность исходит от нынешних и потенциальных конкурентов. Предприятия должны заботиться о получении текущей информации об известных им и новых конкурентах. Поэтому оценка будущего поведения старых и новых конкурентов имеет большое значение для планирования собственной конкурентной стратегии
Стратегии и причины успеха важнейших конкурентов необходимо тщательно изучать Очень важно в интересах собственного предприятия иметь ясное представление о стратегических целях, рыночных позициях и источниках роста конкурентов. Необходимо также собирать информацию об инвестициях и клиентах конкурентов. Важное значение имеет информация о рыночных долях, областях бизнеса, имеющихся мощностях конкурентов, а также об их ресурсах, организации и квалификации руководителей. Отдельные критерии оценки конкуренции представлены в табл. 71
От трех до пяти конкурентов необходимо сравнить с собственным предприятием. В табл. 71 представлена оценочная шкала, в которой знак"+" означает превосходство конкурента по какому-либо параметру над собственным предприятием. Если конкурент не отличается от нас, то используется знак "=", а параметр, по которому собственное предприятие превосходит конкурентов, оценивается знаком "-".
От правильной оценки конкуренции часто зависит собственный успех на рынке. Поэтому по наиболее важным конкурентам необходимо регулярно проводить анализ конкуренции Важны также вопросы о том, какую стратегию - наступательную или оборонительную - проводят конкуренты на рынке и как они будут реагировать на изменение нашей рыночной стратегии. Кроме того, конкурентный анализ предполагает сравнение продуктов и продуктовых групп собственного предприятия с аналогичными у предприятий-конкурентов. Лучше всего сравнивать собственное предприятие с рыночным лидером. Из такого сравнения всегда можно понять, в силу каких причин собственное предприятие не является рыночным лидером, поскольку сразу же становится видно, что по ряду критериев рыночный лидер на голову выше нашего предприятия Это проявляется и при сравнении отдельных продуктов или продуктовых групп.
Таблица 71 Анализ конкуренции для предприятия в целом
Критерии оценки | Конкуренты | ||||
Предприятие Доходность Финансовая мощь Стратегические цели Инвестиции Ресурсы Организация | |||||
Рынок Концепция маркетинга Ассортимент продуктов Рыночная позиция Соотношение между ценой и качеством Сервисные услуги Оборот Рыночная доля Рост Клиенты Области бизнеса | |||||
Производство Мощности Гибкость Инновационная способность Сроки поставки НИОКР Качество Производительность Ноу-хау | |||||
Персонал Квалификация руководства предприятия Квалификация сотрудников региональных служб Квалификация сотрудников внутренних служб | |||||
Материалы Качество сырья Цены Поставщики |
Оценочная шкала
"+" - лучше, чем у собственного предприятия,
"=" - так же хорошо, как и у собственного предприятия,
"-" - хуже, чем у собственного предприятия
Для проведения конкурентного анализа необходимо привлекать руководителей предприятия, хорошо знающих продукцию рыночного лидера и других конкурентов. Это, в частности, работники отделов маркетинга и сбыта, производства, НИОКР.
Для того чтобы оценка была объективной, целесообразно проводить опросы сотрудников анонимно.
Для сравнения продуктовых групп нужно найти определенные критерии. Лучше всего сделать это на внутрифирменном семинаре. Кроме таких критериев разрабатывают еще профили требований для продуктовой группы, при помощи которых можно выявить значения отдельных критериев для продажи изделий этой продуктовой группы.
В табл. 72 представлен профиль требований для станков с числовым программным управлением (ЧПУ). К важнейшим критериям в этом случае относятся низкая подверженность ремонтам, обеспечение запасными частями, возможности модернизации и приспособления для работы без участия человека.
В этом примере шкала оценок установлена от 1 до 6 баллов: 1 означает очень большую важность, подходит полностью и всегда, а 6 - не имеет значения, не подходит совсем
Такая анкета раздается каждому участнику внутрифирменного семинара. Задача участников состоит в том, чтобы в течение 10-15 минут оценить станки с ЧПУ, выпускаемые собственным предприятием и двумя важнейшими конкурентами.
После оценки по отдельным критериям полученные точки для грех конкурентов соединяются, в результате получаются зубчатые линии, показывающие величину отклонений параметров продукции собственного предприятия и конкурентов от профиля требований.
ВЫВОДЫ_________________________________________________
Предприятие должно регулярно проводить анализ конкуренции, чтобы выявлять свои сильные и слабые стороны в сравнении с важнейшими конкурентами Анализ конкуренции охватывает как предприятие в целом, так и его продуктовые группы
Критерии оценки собственного предприятия и его конкурентов целесообразно определять на внутрифирменном семинаре Оценка проводится путем анонимного анкетирования собственных руководителей в течение 10-15 минут Результаты анкетирования представляются в графическом виде
Таблица 72 Анализ конкуренции для станков с ЧПУ
Очень важно, подходит полностью и всегда | Неважно, не подходит никогда | |
1 2 3 | 4 5 6 |
Небольшая подверженность ремонтам |
Функционирующая ремонтная служба |
Доступность в эксплуатации |
Соотношение цены и производительности |
Доступность в обслуживании |
Длительное сохранение точности обработки |
Цена |
Высокая жесткость системы управления и привода |
Простота обслуживания |
Короткое время переналадки |
Сервисное обслуживание механики и ЧПУ из одних рук |
Высокая точность обработки |
Комплексная система диагностики ошибок |
Прямая система измерений |
Короткий срок поставки |
Высокий технический уровень |
Консультационная поддержка |
Различные возможности модернизации |
Приспособления, обеспечивающие работу без участия человека |
18.2. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ?
Результаты анализа конкуренции следует обобщить и по возможности представить в графическом виде. Графическое представление в табл. 72 позволяет видеть, что между тремя конкурентами есть несомненные различия. Видно также, что некоторые параметры превышают даже параметры профиля требований.
Сначала участники анализа конкуренции должны рассмотреть существенные негативные отклонения у собственного предприятия, указывающие на наличие специфических слабых сторон у собственной продуктовой группы. Необходимо проанализировать и позитивные отклонения. Общие результаты анализа конкуренции необходимо открыто обсудить. В ходе дискуссии могут быть разработаны планы мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности предприятия в целом и рассмотренной продуктовой группы.
Конечно, нельзя немедленно устранить выявленные недостатки продуктовой группы. Поэтому план мероприятий должен содержать календарный график устранения узких мест. Если руководство предприятия ясно представляет себе недостатки своей продукции по сравнению с продукцией конкурентов, то оно в состоянии эти недостатки быстро уменьшить или устранить полностью.
Через анализ конкурентоспособности собственных продуктовых групп по сравнению с продуктовыми группами конкурентов руководство предприятия может задать импульс по совершенствованию или модификации продукции. Успех предприятия в особенности зависит от новых продуктов с конкурентоспособными ценами. Чтобы и в будущем успешно работать, необходимо своевременно модифицировать старые продукты, разрабатывать и быстро внедрять на рынок новые.
Наличие на предприятии творчески инициативного отдела НИ-ОКР является поэтому важной предпосылкой конкурентоспособности предприятия. Успех многих предприятий зависит от того, каким стратегиям следует отдел НИОКР, как он организован и управляется.
Многие предприятия оперируют сегодня на слаборастущих рынках, когда дальнейшее укрепление конкурентных позиций ограничено. Чтобы обеспечить успех в будущем, предприятия должны вскрывать и реализовывать резервы эффективности. Анализ конкуренции поможет предприятиям разработать более эффективные и комплексные стратегии.
Базой для стратегического управления предприятием служит информация о тенденциях развития народного хозяйства, сильных и слабых сторонах собственного предприятия и конкурентов. Поэтому задача контроллера - представить все имеющие для предприятия значение факторы в измеряемом и сопоставимом виде. При проведении комплексного информационного анализа контроллер должен выступать в качестве "лоцмана". Он отвечает за то, чтобы соответствующие базовые данные были собраны, проанализированы и интерпретированы.
При помощи анализа конкуренции предприятие может выявить и собственные сильные стороны, на базе которых будут разработаны новые стратегии. В рамках этих стратегий и должны быть устранены слабые стороны предприятия. Анализ конкуренции помогает также выявлению потенциала успеха (прибыли).
Посредством анализа конкуренции необходимо выявлять цели конкурентов, благодаря чему можно своевременно устанавливать собственные стратегические возможности и обнаруживать опасности. Выявленные слабые стороны конкурентов становятся исходным пунктом для проведения собственной наступательной стратегии. Благодаря этому можно создать предпосылки для обеспечения роста и получения солидной прибыли, гарантирующей долгосрочное существование предприятия.
Новая ориентация предприятия является перманентной и сложной задачей руководства. Каждое предприятие должно постоянно ставить перед собой новые цели.
Примерно 80% того, что предприятие в виде различных изделий реализует на рынке, могут также хорошо поставлять и конкуренты. Только 20% продукции отличают собственное предприятие (благодаря его специализации, гибкости и инновативности) от конкурентов.
Предприниматель должен как можно чаще спрашивать себя: почему конкуренты так сильны? При тщательном анализе можно во многих случаях установить, что конкуренты сильны только потому, что наше предприятие своевременно и последовательно не устраняет легковыявляемые в ходе анализа конкуренции собственные слабые стороны и не использует свои сильные стороны, о которых часто не знает. Именно поэтому для каждой продуктовой группы необходимо проводить анализ конкурентоспособности.
Анализ конкуренции можно углубить. Для этого необходима дополнительная информация об отдельных конкурентах, которую не всегда легко получить (табл. 73).
Таблица 73