Пропорционально времени работы ведущего оборудования или числу аппаратов, которые закреплены за каждым видом выпускаемой продукции.

Это самый простой метод. Обязательное условие применения – все виды продукции должны изготавливаться на одном и том же оборудовании.

Пример.Распределить косвенные расходы на единицу каждого вида продукции. РСЭО и цеховые расходы – 200 000 руб. в год. В цехе выпускается два вида продукции – А и Б. Объем выпуска А – 15 000 шт., Б – 5000 шт. Время работы ведущего оборудования по выпуску годового объема продукта А – 6000 час., Б – 2000 час.

1. Коэффициент занятости оборудования по производству продукта А и Б:

Ка = 6000/(6000 + 8000) = 0,75

Кб = 2000/(6000 + 2000) = 0,25

2. Косвенные расходы на годовой выпуск продукции А и Б:

На А – 200 000 × 0,75 = 150 000 руб.

На Б – 200 000 × 0,25 = 50 000 руб.

3. Косвенные расходы на единицу продукции А и Б:

А – 150 000/15 000 = 10 руб./шт.

Б – 50 000 / 5000 = 10 руб./шт.

Пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Пропорционально стоимости обработки единицы той или иной продукции.

Стоимость затрат по обработке включает все затраты, непосредственно связанные с данным процессом, без затрат на сырье и материалы. И в этом методе (только в нем) считаются затраты на топливо и энергию и заработную плату производственных рабочих с отчислениями. Сейчас этот метод практически не применяется.

Цена

Понятие и функции цены

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета.

Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования. Таким образом, цена – сложная экономическая категория, которая является ключевым инструментом рыночной экономики, т.к. в ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики.

Функции цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.

Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара.

Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли.

Распределительная функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения.

Регулирующая функция. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением.

Координирующая функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, т.е. рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.

Классификация цен

В рыночной практике существует большое многообразие видов цен, которые позволяют предпринимателям ориентироваться в особенностях ценообразования на продукцию. Рассмотрим некоторые из них:

1. По степени участия государства в ценообразовании цены классифицируются на:

· рыночные;

· свободные;

· монопольные;

· демпинговые;

· регулируемые: фиксированные, предельные.

2. По стадии ценообразования на:

· оптовые цены изготовителя;

· оптовые отпускные цены;

· оптовые цены закупки;

· розничные.

3. По характеру ценовой информации на:

· аукционные цены;

· биржевые цены;

· цены фактических сделок;

· справочные цены;

· ценовые индексы: индивидуальные, сводные.

4. По сферам национальной экономики на:

· оптовые цены на продукцию промышленности;

· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

· тарифы транспорта;

· цены на продукцию строительства;

· потребительские цены;

· тарифы на услуги;

· внешнеторговые цены: экспортные и импортные.

1. Фиксированные ценыобычно устанавливаются государством на предметы первой необходимости или на так называемые монопольные товары (алкоголь и табачные изделия). Фиксированные цены не подлежат изменению в заключаемых контрактах.

2. Свободные ценыскладываются на рынке под воздействием спроса и предложения. Такие цены подвержены изменению, они снижаются и повышаются в зависимости от целого ряда факторов.

3. Биржевые котировкиявляются ценовыми показателями для биржевых товаров, например, сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Эти цены отражают все изменения в спросе и предложении на определенный товар и, следовательно, дают уровень цен на определенный момент времени.

4. Справочные ценыиспользуются для небиржевых товаров. Эти цены обычно публикуются в специальных отраслевых материалах или фирменных каталогах. Справочные цены не так информативны, как биржевые, поскольку отражают тенденции развития цен с определенным временным интервалом.

5. Стандартные ценыориентированы на прочно выявленные потребительские вкусы и предпочтения и устанавливаются по общему согласию продавцов. Эти цены охватывают всех потребителей данного товара независимо от их доходов.

6. Оптовые ценыиспользуются при оптовых закупках и продажах товара.

7. Розничные ценыформируются на основе оптовых цен с учетом розничной скидки для компенсации затрат по организации розничной торговли.

8. Регулируемые ценыотклоняются от заданного базового уровня по правилам, устанавливаемым государством.

9. Трансфертные ценыиспользуются для коммерческих сделок в рамках одного предприятия, фирмы. Используются по готовым изделиям, полуфабрикатам, сырью, материалам, по управленческим и иным услугам.

10. Мировые цены – это типичные цены товаров, рассчитанные по их базовым качественным характеристикам. Эти цены зависят от спроса и предложения на мировом рынке и служат ориентирами для заключения сделок.

11. Экспортные цены – это цены товара при выходе за рубеж. При их определении учитывают таможенные пошлины, расходы по страхованию, расходы на транспорт, погрузку, разгруз­ку и упаковку, расходы по составлению контракта, оформлению сертификата и т.д.

12. Престижные ценыиспользуются для потребителей с высоким уровнем доходов.

13. Договорные цены – это цены товаров (работ, услуг), установленные соглашением сторон в договоре (контракте).

Таким образом, зная особенности видов цен и ориентируясь в проблемах ценообразования, предприниматели могут начать осуществление деятельности по установлению цен на продукцию.

Наши рекомендации