Пропорционально времени работы ведущего оборудования или числу аппаратов, которые закреплены за каждым видом выпускаемой продукции.
Это самый простой метод. Обязательное условие применения – все виды продукции должны изготавливаться на одном и том же оборудовании.
Пример.Распределить косвенные расходы на единицу каждого вида продукции. РСЭО и цеховые расходы – 200 000 руб. в год. В цехе выпускается два вида продукции – А и Б. Объем выпуска А – 15 000 шт., Б – 5000 шт. Время работы ведущего оборудования по выпуску годового объема продукта А – 6000 час., Б – 2000 час.
1. Коэффициент занятости оборудования по производству продукта А и Б:
Ка = 6000/(6000 + 8000) = 0,75
Кб = 2000/(6000 + 2000) = 0,25
2. Косвенные расходы на годовой выпуск продукции А и Б:
На А – 200 000 × 0,75 = 150 000 руб.
На Б – 200 000 × 0,25 = 50 000 руб.
3. Косвенные расходы на единицу продукции А и Б:
А – 150 000/15 000 = 10 руб./шт.
Б – 50 000 / 5000 = 10 руб./шт.
Пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
Пропорционально стоимости обработки единицы той или иной продукции.
Стоимость затрат по обработке включает все затраты, непосредственно связанные с данным процессом, без затрат на сырье и материалы. И в этом методе (только в нем) считаются затраты на топливо и энергию и заработную плату производственных рабочих с отчислениями. Сейчас этот метод практически не применяется.
Цена
Понятие и функции цены
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета.
Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования. Таким образом, цена – сложная экономическая категория, которая является ключевым инструментом рыночной экономики, т.к. в ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики.
Функции цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.
Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара.
Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли.
Распределительная функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения.
Регулирующая функция. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением.
Координирующая функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, т.е. рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.
Классификация цен
В рыночной практике существует большое многообразие видов цен, которые позволяют предпринимателям ориентироваться в особенностях ценообразования на продукцию. Рассмотрим некоторые из них:
1. По степени участия государства в ценообразовании цены классифицируются на:
· рыночные;
· свободные;
· монопольные;
· демпинговые;
· регулируемые: фиксированные, предельные.
2. По стадии ценообразования на:
· оптовые цены изготовителя;
· оптовые отпускные цены;
· оптовые цены закупки;
· розничные.
3. По характеру ценовой информации на:
· аукционные цены;
· биржевые цены;
· цены фактических сделок;
· справочные цены;
· ценовые индексы: индивидуальные, сводные.
4. По сферам национальной экономики на:
· оптовые цены на продукцию промышленности;
· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
· тарифы транспорта;
· цены на продукцию строительства;
· потребительские цены;
· тарифы на услуги;
· внешнеторговые цены: экспортные и импортные.
1. Фиксированные ценыобычно устанавливаются государством на предметы первой необходимости или на так называемые монопольные товары (алкоголь и табачные изделия). Фиксированные цены не подлежат изменению в заключаемых контрактах.
2. Свободные ценыскладываются на рынке под воздействием спроса и предложения. Такие цены подвержены изменению, они снижаются и повышаются в зависимости от целого ряда факторов.
3. Биржевые котировкиявляются ценовыми показателями для биржевых товаров, например, сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Эти цены отражают все изменения в спросе и предложении на определенный товар и, следовательно, дают уровень цен на определенный момент времени.
4. Справочные ценыиспользуются для небиржевых товаров. Эти цены обычно публикуются в специальных отраслевых материалах или фирменных каталогах. Справочные цены не так информативны, как биржевые, поскольку отражают тенденции развития цен с определенным временным интервалом.
5. Стандартные ценыориентированы на прочно выявленные потребительские вкусы и предпочтения и устанавливаются по общему согласию продавцов. Эти цены охватывают всех потребителей данного товара независимо от их доходов.
6. Оптовые ценыиспользуются при оптовых закупках и продажах товара.
7. Розничные ценыформируются на основе оптовых цен с учетом розничной скидки для компенсации затрат по организации розничной торговли.
8. Регулируемые ценыотклоняются от заданного базового уровня по правилам, устанавливаемым государством.
9. Трансфертные ценыиспользуются для коммерческих сделок в рамках одного предприятия, фирмы. Используются по готовым изделиям, полуфабрикатам, сырью, материалам, по управленческим и иным услугам.
10. Мировые цены – это типичные цены товаров, рассчитанные по их базовым качественным характеристикам. Эти цены зависят от спроса и предложения на мировом рынке и служат ориентирами для заключения сделок.
11. Экспортные цены – это цены товара при выходе за рубеж. При их определении учитывают таможенные пошлины, расходы по страхованию, расходы на транспорт, погрузку, разгрузку и упаковку, расходы по составлению контракта, оформлению сертификата и т.д.
12. Престижные ценыиспользуются для потребителей с высоким уровнем доходов.
13. Договорные цены – это цены товаров (работ, услуг), установленные соглашением сторон в договоре (контракте).
Таким образом, зная особенности видов цен и ориентируясь в проблемах ценообразования, предприниматели могут начать осуществление деятельности по установлению цен на продукцию.