Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности компании.

Общие тенденции в отрасли:

В бассейне реки Волги на сегодняшний день проживает более 40% населения страны, сосредоточено более 45% промышленного потенциала и около 50% сельскохозяйственного производства России. Сегодня, как и в предшествующие годы, Волга, как и другие российские реки, имеет чрезвычайно большой сельскохозяйственный, промышленный, инвестиционный и торгово-транспортный потенциал. После спада производства и масштабной неплатежеспособности, продолжающихся до 1999 года в России, наметились общие тенденции к оживлению экономики. Подъем отечественной промышленности сказывался и на улучшении ситуации в транспортной отрасли, и в частности водном транспорте. 15 июля 2008 года в Ростове-на-Дону прошло совещание под председательством премьер-министра РФ Путина В.В. на тему «О повышении эффективности и обеспечении комплексного использования водных ресурсов, развитии внутренних водных путей и строительстве судов для их обслуживания». На этом совещании был оглашен прогноз увеличения грузовых перевозок за 7 ближайших лет вдвое.

В феврале 2008 года исполнилось 4 года Ассоциации судоходных компаний (АСК). АСК – саморегулируемая организация, объединяющая судоходные компании речного и морского транспорта. К 2008 году в состав АСК входит 36 членов. Ассоциация занимается вопросами обеспечения профессиональной деятельности транспортных компаний, устанавливает правила и стандарты для эффективной работы транспортных компаний, осуществляет контроль и надзор за исполнением этих правил. В цели Ассоциации входит разработка и осуществление мер безопасности судоходства, повышение конкурентоспособности компаний, защита прав и законных интересов членов Ассоциации, оказание им помощи в целях повышения эффективности их деятельности.

В 2006 году был создан Международный реестр судов. Судовладельцы, зарегистрировавшие свой флот в Международном судовом реестре, имеют льготы по налогообложению. Уже появились первые примеры возвращения судов под российский флаг. Более года назад принят закон о концессиях. Принят закон «О транспортной безопасности». В марте 2007 года создана объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Совещания, заседания, конференции на разных уровнях, которые проводятся по теме судостроения и судоходства, на которых обсуждаются перспективы развития отрасли, - все говорит о внимании, которое уделяется сегодня водному транспорту.

28 Марта 2007 года в зале коллегии Минтранса России прошло заседание Морской коллегии при правительстве РФ по теме «О состоянии и перспективах развития судоходства на внутренних водных путях РФ. На заседании обсуждались три актуальных вопроса: развитие инфраструктуры водных путей, создание современного речного флота и условий для эффективного бизнеса.

В настоящее время готовится новая федеральная целевая программа развития транспорта до 2020 года, которая определит количественные и качественные показатели развития внутренних водных путей страны. В программе будет уделено внимание решению вопроса о наполнении Чебоксарского водохранилища. С целью обеспечения безопасности судоходства и повышения эффективности работы флота АСК просит Минтранс России срочно разработать программу применения на внутренних водных путях глобальных навигационных спутниковых систем и ее функциональных дополнений.

По вопросам судостроительства Ассоциация направила Минтрансу России предложения подготовить закон о поддержке судостроения, в котором будут прописаны равные преференции как для крупных заводов судостроительной корпорации, так и для малых и средних судостроителей, в частности предлагается применять льготы по налогам на имущество и землю для заводских сооружений и оборудования предприятий речного судостроения, а также внести льготу по НДС на проектные работы и водный налог на акваторию. Предполагается, что при подготовке Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2008-2015 годы», также будут учтены интересы речного судостроения.

Федеральная целевая программа развития транспорта до 2020 года будет предусматривать создание необходимых условий для развития бизнеса, а именно: решение вопросов налогового и тарифного регулирования.

Т.о. реализация программных мероприятий повышения эффективности речного транспорта, его интеграция в международную транспортную систему, обеспечение надежности и безопасности водных путей и гидротехнических сооружений при ощутимой поддержке государства создают условия для вложения инвестиций в развитие отрасли.

Разразившийся в стране к концу 2008 года финансовый кризис внес свои коррективы в тенденции развития отрасли. По данным Росстата грузооборот внутреннего водного транспорта России в 1 квартале 2009 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%, снизились инвестиции в основной капитал на 15%.

Тенденции развития ОАО «Волга-флот»:

ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» имеет 165-летнюю практику работы в области судоходства, являясь одной из ведущих компаний России в осуществлении речных перевозок. В настоящее время положение на рынке компании достаточно стабильное. Доля ОАО «Волга-флот» на рынке речных перевозок грузов в бассейне реки Волги составляет 10-13%, доля компании в объеме перевозок грузов судами речного флота по России в целом – 5,5%. Экономические границы рынка транспортных услуг компании сложились под воздействием длительных экономических связей. Одной из важнейших задач компании всегда было заключение контрактов на долгосрочной основе, т.к. это способствует наибольшей стабильности. Границы рынка включают в себя территории Северо-Запада, Московской области, Камского, Бельского и Волго-Донского бассейнов. ОАО «Волга-флот» имеет возможности выхода из судоходных водных магистралей в Балтийское, Каспийское, Черное, Средиземное моря и европейское побережье Атлантического океана. Поэтому пароходство предоставляет транспортные услуги и за пределами России – в странах СНГ и странах, расположенных в зонах действия названных морей. По перевозкам пассажиров на транспортных и туристических линиях Волжское пароходство в Центральных и Северо-Западных бассейнах занимает преобладающее положение.

На фоне вышеуказанных тенденций в отрасли ОАО «Волга-флот» не стало исключением и в общем и целом в период 2003-2008 годы перенимало тенденции развития отрасли в целом. За период 2003-2008 годов доходы предприятия выросли в 2 раза и составили в 2008 году 4,0 млрд.рублей. Привлечение потребителей услуг обеспечивается комплексом мер экономического и эксплуатационного характера. Среди них: безукоризненное выполнение всех принятых договорных обязательств, включая сроки подачи судов под погрузку, сроки доставки и обеспечение сохранности грузов, исполнение внеплановых заявок за счет имеющегося резерва провозной способности флота, расширение сферы услуг. Увеличение доходов в период 2003-2008 гг обеспечивалось как ростом грузооборота, так и увеличением тарифных ставок. Большинству российских судоходных компаний недостаточно собственных средств для решения проблемы обновления флота. За счет собственных средств решают проблемы только некоторые, наиболее успешные, среди них ОАО «Волга-флот».

Навигация 2008 года для ОАО «Волга-флот» складывалась в целом успешно. Полученные финансовые результаты были лучше, чем за аналогичный период прошлого года. Особенно успешно, по мнению руководства компании, сложилась навигация для грузового флота внутреннего плавания. Во многом этому способствовал рост объемов перевозок высокотарифицированных грузов. Первый квартал 2009 года представлен межнавигационным периодом, поэтому оценивать эффективность деятельности компании по его итогам руководство считает преждевременным.

Наши рекомендации