А. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как сфера финансово-правового регулирования
финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для наполнения поставленных задач.
финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это: бюджетные фонды, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, государственные и муниципальные страховые фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом — не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.
Государство как субъект финансовой деятельности представлено государственными органами на уровне Федерации и ее субъектов. Следовательно, к субъектам финансовой деятельности государства относится государство в лице компетентных органов на уровне как Федерации, так и ее субъектов. К таким органам относятся лишь те, для которых указанная деятельность является специальной или составляет часть их компетенции.
В число этих органов, во-первых, входят представительные органы государственной власти. Финансовая деятельность составляет часть их компетенции (ст. 104, 106 Конституции РФ). Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.
Во-вторых, к этим органам относятся исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют финансовую деятельность государства как часть их общей компетенции, а также специальной. Финансовая деятельность является частью компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России), министерств, имеющих централизованные фонды, а также выступающих в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казенными предприятиями. Так, Правительство РФ составляет федеральный бюджет, а органы исполнительной власти субъектов РФ — соответствующие бюджеты субъектов РФ. Органы ГТК России взимают налоги, пошлины и сборы при пересечении государственной границы, а министерства, имеющие централизованные фонды, формируют и выделяют финансовые ресурсы из этих фондов для решения общеотраслевых задач. Кроме того, некоторые министерства, управляя казенными предприятиями, устанавливают нормативы по распределению прибыли этих предприятий.
К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся Министерство финансов РФ (Минфин России) и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП России), Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ и др. Так, Минфин России и финансовые органы субъектов РФ составляют проекты бюджетов и отчетов об их исполнении, а федеральное казначейство РФ, входящее в состав Минфина России, осуществляет казначейское исполнение федерального бюджета, а также контроль за исполнением федерального бюджета. МНС России и ФСНП России осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов. Государственные внебюджетные фонды осуществляют финансовую деятельность государства тем, что мобилизуют и выделяют финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач государства.
Кроме того, финансовую деятельность государства осуществляют и органы судебной власти. В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенцииорганов судебной власти.
Наконец, финансовую деятельность государства осуществляет Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк
РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.
Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.
Во-первых, коммерческие банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными полномочиями, ибо имеют право в соответствии с Федеральным законом «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. в императивном порядке депонировать 75% валютной выручки предприятия на спецсчете. Эти полномочия коммерческого банка, хотя и косвенно, но обеспечивают поддержание валютного резерва Центрального банка РФ, за счет покупки валютных ресурсов у которого Минфин России осуществляет расходы в валюте для целей обслуживания внешнего долга. Отсюда, деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля, хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность государства.
Во-вторых, коммерческие банки выступают как органы, наделенные государством властными полномочиями в случае установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Благодаря этой деятельности коммерческого банка предприятие производит основную массу операций в безналичном порядке через расчетный счет и таким образом гарантируется своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Так коммерческий банк оказывается вовлеченным в процесс финансовой деятельности государства.
Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность через органы местного самоуправления, а также непосредственно через население муниципального образования. Так, представительные и исполнительные органы местного самоуправления формируют и исполняют местный бюджет. Представительные органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы и предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами. Кроме того, органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований, осуществляют эмиссию муниципальных облигаций, получают финансовую помощь в различных формах из бюджетов субъектов РФ и т.д.' Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, принимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования2.
Государство и муниципальные образования как субъекты финансовой деятельности воздействуют на объект этой деятельности. Объектом финансовой деятельности выступают экономические отношения, а точнее, отношения собственности,и,как результат — доходы, накопления и т.д. субъектов хозяйствования и физических лиц, а также собственные финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.
К выбору конкретных объектов своего воздействия государство относится весьма избирательно. Оно воздействует на те конкретные доходы, накопления, финансовые ресурсы субъектов, которые в наибольшей мере отвечают его финансовой политике на том или ином этапе. Государство и муниципальные образования устанавливают правовой режим этих доходов, упорядочивают их движение в русле, обеспечивающем достижение своих целей в финансовой деятельности. Например, в части второй НК • РФ государство, в частности, определило правовой режим годово- го дохода физического лица (при взимании налога на доходы физических лиц). Таким образом, в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований имеет место управляющее воздействие субъекта финансовой деятельности на ее объект и, соответственно, определенного рода подчинение объекта субъекту этой деятельности. Следовательно, между субъектом и объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований существуют отношения управления, а сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований является управленческой деятельностью.
Характеристиками финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются ее функции, а также средства, способы и формы, с помощью которых она осуществляется.
функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований — это основные направления этой деятельности. Среди них:
а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;
б) распределение государственных финансовых ресурсов;;
в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;
д) эмиссия денежных знаков.
Средствами, финансовой, деятельности государства и муниципальных образовании, используемыми в ходе этой деятельности и направленными на достижение ее целей, выступают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех случаях, когда содержатся в правовых актах), операционно-технические, коммуникативные и транспортные средства,
Правовые нормы являются важнейшим средством финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку 4'инансовые, т.е. денежные отношения не существуют сами по себе, а обусловлены фактом существования государства и проявляются не иначе как в формах, определенных государством. Государство (и муниципальные образования), учитывая общественные потребности, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., придает объективно нарождающимся финансовым отношениям адекватные формы проявления. Оно устанавливает конкретные виды платежей и порядок их поступления в государственные фонды, определяет направления в использовании финансовых ресурсов, их распределении и т.д. Налоги, сборы, порядок их поступления в государственные и муниципальные фонды не могут возникнуть без юридической деятельности государства. Поэтому правовые нормы — это первое средство, сопровождающее финансовую деятельность государства и муниципальных образовании.
Правовую основу финансовой деятельности государства и муниципальных образований составляют нормы различных правовых актов, однако прежде всего — конституционные нормы'. Использование норм бухгалтерского учета в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому, для того чтобы государство и муниципальные образования могли следить за ходом мобилизации, распределения и использования денежных средств, необходима система фиксации и отражения движения этих средств. Это и делается с помощью норм бухгалтерского учета, которые «привязываются» к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Зачастую правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах, в связи с чем нормы бухгалтерского учета относятся к технико-юридическим.
Для эффективной финансовой деятельности государства и муниципальных образований важное значение имеет соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм. К сожалению, нередки случаи, когда учетные нормы не соответствуют правовым требованиям, выраженным в различных правовых актах, либо, наоборот, новые правовые нормы не находят отражения в регистрах бухучета. Поэтому в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований необходима жесткая согласованность в работе законодателя и Министерства финансов РФ, на которое, согласно Положению о нем, возложено методическое руководство бухгалтерским учетом. Минфин России должен оперативно отслеживать все новые явления в праве с тем, чтобы своевременно обеспечивать их нормами бухгалтерского учета.
К операционно-техническим и коммуникативно-транспортным средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований относятся: различные формы документов, которые утверждаются Минфином России и Центральным банком РФ (бланки платежных документов, расходные расписания, счета-фактуры, бюджетные поручения), а также факсы, телексы, телефоны и т.д.
Средства, используемые в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, отличаются многообразием и разнообразием. На практическом уровне эти средства задействуются разными специалистами: законодателями, юристами, бухгалтерами, работниками финансовых служб и т.д., а на теоретическом — исследуются представителями различных наук:
юриспруденции, бухгалтерского учета, экономики и т.д.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на общие и специальные. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Это — командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.
Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу «команда — исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.
Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа.
Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.
Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.
Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды. Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т.д. Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, которые должны быть уплачены независимо от результатов деятельности субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.
В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод финансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.
Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфертов, метод субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов.
Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях административно-командной системы управления экономикой и начал активно использоваться с начала 90-х гг. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в различных формах. Преждевсего онаосуществляется в правовой и неправовой формах.
Главная форма финансовой деятельности — правовая. Государство и муниципальные образования осуществляют мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов, принимая финансово-правовые акты.
Финансово-правовые акты классифицируются по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим финансово-правовые акты.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные финансово-правовые акты регулируют отношения, составляющие предмет финансового права, и содержат только общеобязательные правила поведения. К ним относятся ПК РФ, законы (федеральные и субъектов РФ), устанавливающие режим различных налогов и сборов, и др.
Индивидуальные финансово-правовые акты регулируют конкретные финансовые отношения с участием конкретных субъектов с помощью ненормативных (не обладающих юридической общеобязательностью) правовых средств.
Например, индивидуальными финансово-правовыми актами являются: решение финансового органа о предоставлении конкретному субъекту инвестиционного налогового кредита на основе требований ст. 67 НК РФ; налоговое извещение об уплате налога на имущество, присланное физическому лицу в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями'.
Смешанные финансово правовые акты одновременно содержит нормативные и индивидуальные предписания. К ним относится закон РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Такой закон из года в год содержит как общеобязательные, так и индивидуальные финансово-правовые предписания. Например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 г. общеобязательным является предписание, содержащееся в ст. 55, а именно: «установить, что плата 'и пользование средствами федерального бюджета, предоставлениями в 1998 году на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет. А индивидуальным — предписание Центральному банку РФ приостановить с 1 января 1998 г. начисление процентов на задолженность по централизованным кредитам, выданным в 1992—1994 гг., до завершенияее переоформления в государственный внутренний долг Российской Федерации (ст.72).
По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные и б) подзаконные. К законодательным финансово-правовым актам относятся законы РФ и законы субъектов РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет финансового права. К подзаконным, относятся все остальные акты. Среди них: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам государственных финансов, инструкции и письма МНС России, ГТК России, конкретизирующие законодательные акты о налогах и сборах, и т.д.
По органам, издающим финансово-правовые акты, последние подразделяются на:
финансово-правовые акты, принимаемые представительными органами власти РФ и субъектов РФ в форме законов и постановлений;
финансово-правовые акты, принимаемые исполнительными органами власти РФ и субъектов РФ общей компетенции в форме указов, постановлений и распоряжений;
финансово-правовые акты, принимаемые исполнительными органами власти специальной компетенции (на уровне Российской Федерации и субъектов РФ) в форме инструкций, писем, решений. Среди этих органов: Минфин России, Федеральное казначейство, МНС России, ГТК России, финансовые управления администраций субъектов РФ и т.д. Надо учесть, что именно эти органы принимают главным образом индивидуальные финансово-правовые акты в форме решений;
финансово-правовые акты, принимаемые представительными и исполнительными 'органами местного самоуправления в форме постановлений и решений.
Разновидностью финансово-правовых актов являются финансово-плановые акты.
финансово-плановые акты принимаются соответствующими органами и организациями в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержат плановые показатели по доходам и расходам. В их числе:
а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований;
б) сметы бюджетных учреждений;
в) финансовые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий;
г) бюджеты государственных внебюджетных фондов и др.
Отнесение финансово-плановых актов к финансово-правовым обусловлено тем, что они получают юридическое оформление и, таким образом, порождают юридические последствия. Так, бюджеты на уровне Российской Федерации и субъектов РФ утверждаются в форме законов; бюджеты муниципальных образований — " форме постановлений представительных органов местного самоуправления; сметы бюджетных учреждений — вышестоящим в порядке подчиненности органом и т.д.
В ходе финансовой деятельности возникают и организационные отношения, которые не приобретают правовой формы. Это отношения, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур. Например, еще до внесения проекта федерального бюджета на 2001 г. в Государственную Думу была собрана трехсторонняя комиссия из представителей Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации но вопросам бюджета. Создание такой комиссии не предусмотрено в БК РФ, поэтому ее деятельность следует рассматривать как организационную, а не правовую форму в бюджетном процессе. Вместе с тем, в ходе финансовой деятельности нередко отношения, возникающие как организационные, приобретают правовое оформление. Например, на уровне субъектов РФ отношения по порядку предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время (с 1992 г., т.е. с момента вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которым субъектам было предоставлено такое Право) существовали как фактические и лишь начиная с 1995 г. стали обретать свое правовое оформление в законах субъектов РФ.
С организационной точки зрения финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Государственные и муниципальные централизованные фонды денежных средств представлены федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, а также государственными и муниципальными внебюджетными фондами денежных средств. Государственные и муниципальные децентрализованные фонды имеют место на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в государственных и муниципальных страховых организациях.