Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Основными документами, регламентирующими вопросы бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, являются:- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ);- Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Единый план счетов и Инструкция N 157н соответственно);- Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция N 174н соответственно);- Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция N 183н соответственно);- Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания N 65н);- Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".Инструкция N 157н содержит обязательные общие требования к отражению в учете хозяйственных операций на счетах Единого плана счетов, а также общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.Инструкция N 174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется (п. 1 Инструкции N 174н):- на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (органами местного самоуправления) принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ;- государственные академии наук, в отношении которых органами государственной власти принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и созданные ими учреждения.Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы Инструкцией N 183н (п. 1 Инструкции N 183н).Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика.
2. План счетов бюджетного учета и его структура.Планом счетов называют систематизирующий по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ. План счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов плюс группа забалансовых счетов. Разделы плана счетов: 1. Нефинансовые активы.2. Финансовые активы. 3. Обязательства. 4. Финансовый результат. 5. Санкционирование расходов бюджета.Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. Достаточно большое количество знаков в номере бюджетного учета предопределило внедрение 20-значной бюджетной классификации.Структура Плана счетов представлена в таблице 1. Структура счета Плана счетов бюджетного учета
Разряд | Наименование |
1–17 | Код классификации доходов, ведомственной функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов |
Код вида деятельности 0 – при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности; 1 – бюджетная деятельность; 2 – предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход; 3 – деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений. | |
19–21 | Код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета |
22–23 | Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета |
24–26 | Код классификации операций сектора государственного управления |
В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету счета не закрываются.Активный счет - по дебету обозначает увеличение счета (ему присвоен свой номер), а по кредиту обозначает уменьшение счета (ему присвоен также свой номер, отличный от основного тремя последними знаками).Пассивный счет- по кредиту означает увеличение кредиторской задолженности, а по дебету счета означает уменьшение кредиторской задолженности (номера счетам присвоены в аналитике разные).3.учет Поступление основных средствОбъекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которую на момент приобретения формируют суммы фактических вложений учреждения, а именно суммы:- уплачиваемые поставщику по договору поставки;- уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;- уплачиваемые за работы, осуществляемые в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам;- регистрационных сборов;- таможенных пошлин, сборов;- вознаграждений, которые уплачиваются посредническим организациям за услуги по приобретению объектов основных средств;- затрат по доставке объектов основных средств до места их использования;- фактических затрат, связанных с созданием объекта основного средства (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций);- других затрат, которые непосредственно связаны с приобретением объектов основных средств.В сумму фактических вложений не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства.Первоначальная стоимость объектов основных средств формируется на группировочных счетах 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения", 0 106 20 000 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения", 0 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" и 0 106 40 000 "Вложения в предметы лизинга" по соответствующему коду вида синтетического счета. На указанных счетах учреждение отражает все затраты, связанные с приобретением основных средств. Сформированная при приобретении основных средств за плату стоимость объекта основных средств списывается с кредита указанных счетов в дебет счета 0 101 00 000 "Основные средства".
4.Выбытие основных средствБюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.Автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных ему собственником. При определении категории имущества бюджетным и автономным учреждениям следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" и Перечнями соответствующих органов государственной власти (органов местного самоуправления).Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в отношении его решения о реализации, до момента его передачи собственнику не подлежит учету в составе основных средств. Вместе с тем в целях обеспечения сохранности указанное имущество, находящееся у учреждения и закрепленное за соответствующим работником, следует учитывать за балансом. Для указанных целей учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета.Реализация имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, отражается в учете с использованием счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" .При продаже основных средств оформляются следующие первичные документы:Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).Соответствующая отметка о продаже основного средства проставляется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031).Реализация государственного (муниципального) имущества подлежит обложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.Недостающие (похищенные) объекты основных средств списываются с учета по балансовой стоимости, одновременно списываются суммы начисленной по ним амортизации.Списание похищенных, недостающих основных средств производится на основании следующих первичных документов:Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).Соответствующая отметка о списании недостающего, похищенного основного средства проставляется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031).Бухгалтерский учет операций по списанию недостающих (похищенных) объектов основных средств регламентирован.
5.Учет нематериальных активовОбъектами нематериальных активов, которые учитываются на счете 0 102 00 000 "Нематериальные активы", признаются активы, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:- объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;- отсутствие у объекта материально-вещественной формы;- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;- не предполагается последующая перепродажа данного актива;- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;- наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;- наличие в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т.п.) или исключительные права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
8.Учет поступления и оценка материальных запасовК материальным запасам относятся:предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;готовая продукция;орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости и срока службы;специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;тара для хранения товарно-материальных ценностей;предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.Материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.Фактическая стоимость материальных запасов определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материальных запасов к
бюджетному учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, осуществляется по фактической стоимости, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бюджетному учету.Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).
.