Распределение — важнейшая стадия воспроизводственного процесса
Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы, в конечном итоге. С ростом населения планеты и его урбанизацией, с обострением противоречий внутри отдельных государств и между государствами, с развитием прогресса и совершенствованием техники и технологии как следствием развития науки и многими другими факторами воспроизводство среды обитания становится непременным условием выживания человечества.
Мировое разделение труда приводит к неравномерному распределению высокотехнологичных производств, к концентрации финансового капитала в наиболее богатых странах. Более бедные страны занимаются добычей сырья и производством сельскохозяйственной продукции. Но в любом случае содержание воспроизводственного процесса не изменяется. Меняется место концентрации прибавочного продукта. Через финансовый, банковский и ценовой механизмы основная доля прибыли оседает в наиболее развитых странах, позволяя им и дальше осуществлять распределение в свою пользу.
Процесс воспроизводства состоит из четырех стадий:
1) производство;
2) обмен;
3) распределение;
4) потребление.
Эти стадии обязательны для воспроизводства, и хотя бы без одной из них процесс воспроизводства будет прерван. Каждая стадия воспроизводства обслуживается одной или несколькими экономическими категориями. Участие категорий в воспроизводственном процессе может быть прямым и опосредствованным. Так, цена является, наряду с такой категорией, как товар, центральной в обслуживании стадии обмена. Но воздействие цены непосредственно проявляется на стадии потребления, хотя эту стадию воспроизводства обслуживают другие экономические категории.
Если исходить из общественного назначения финансов (формирование и использование фондов, обеспечивающих выполнение государством своих функций), то наиболее значительна роль финансов на стадии распределения. На этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются все общественные интересы, а стало быть, и все противоречия общества. Действительно, именно на этой стадии созданный обществом продукт делится, сперва, на долю потребления и накопления, а затем каждая из этих частей подлежит дальнейшему распределению. Из совокупного общественного продукта, идущего на потребление, в первую очередь выделяется доля, предназначенная для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта доля обеспечивает воспроизводство в том же объеме и в новом цикле. Оставшаяся часть распределяется между владельцем средств производства и рабочими. Пропорции распределения складываются веками, и каждая из сторон находится в постоянном противостоянии в попытке увеличить свою часть.
Как бы то ни было, вся вновь созданная в обществе стоимость (V + т) проходит первую стадию распределения. А вот дальнейшее распределение невозможно охватить даже мысленно. Стадии обмена и потребления возможны только после осуществления стадии распределения. Каждый участник воспроизводственного процесса делит свою часть дохода на фонд потребления и фонд накопления. Но еще до этой стадии в распределительный процесс вмешивается государство, изымая из индивидуальных и коллективных доходов свою долю, используя такие инструменты, как налоги, займы, страховые платежи.
Нельзя сказать, что само общество не участвует в определении порога изъятия части дохода. Но основным рычагом воздействия общества на действия государственных органов являются выборы законодательных органов, президента и других должностных лиц. Через общественные организации, партии и т.п. общество пытается определить границы деятельности государства. В свою очередь государство (и это общая тенденция), пытается расширить сферу своего действия. Чем шире функции государства, тем на большую сумму доходов членов общества оно претендует. Тем самым изменяются и пропорции потребления. Если государство берет на себя часть расходов на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, то это не может не отразиться на цене рабочей силы, следовательно, на уровне оплаты труда.
Здесь важно понять тенденцию — чем выше доля общественных оксидов потребления, тем ниже доля личных фондов потребления.
В теории финансов не прекращаются споры о сравнительной эффективности государственного участия в воспроизводственном процессе. Для каждого государства в каждое конкретное время необходимо вырабатывать конкретные рекомендации. Но непреложным правилом должно быть понимание, что чем богаче население страны (не отдельные личности, а широкие слои), тем богаче и само государство. Высокий уровень дохода создает высокий потребительский спрос, оздоровляющий экономику. Соответственно растет налогооблагаемая база и увеличивается доля накоплений. Накопления составляют основу ссудного капитала, что в свою очередь способствует расширенному воспроизводству и техническому прогрессу.
В странах, чьи правительства ограничивают через налоги личные доходы, экономика не имеет базы роста. Через короткое время такие страны попадают в зависимость от более богатых стран, ибо сужение внутренних источников доходов покрывается внешними заимствованиями. Источником же погашения внешних долгов выступают только налоги и государственное имущество.
Наглядный пример страны с такой нерациональной системой организации финансов — современная Россия. За пять последних лет внешний долг России возрос на половину. Экономика, вопреки заявлениям руководителей страны, не имеет базы роста. То есть нельзя ожидать роста доходов при постоянном (объективном в своей основе) росте расходов. Тенденцию роста государственных долгов можно изменить, если остановить бегство капитала из России.
Нельзя сводить только к криминалу бегство капитала из страны. Высокий налоговый порог всегда и везде порождает бегство капитала. Россия не может быть исключением.
Необходимо понимать, что сам воспроизводственный процесс — саморегулирующаяся система. Вносит коррективы в эту систему не только государство путем перераспределения доходов, но и международное разделение труда, классовые, национальные и религиозные противоречия, межгосударственные интересы и множество других факторов. В современном мире трудно предугадать (тем более предусмотреть) тенденции, могущие повлиять на воспроизводственный процесс. Но если исключить мировые катаклизмы, то на эти процессы оказывает влияние только экономическая политика государства.
Изменение производственных отношений в современной России, когда сложнейший хозяйственный механизм планово-регулируемой экономики в одночасье был переведен на рыночные основы, не могло не привести к нарушениям хозяйственных связей, потере рынков сбыта практически во всех отраслях хозяйственной деятельности.
При отказе от хозяйственно-организующей функции государство не уменьшило свои собственные расходы, а во многих случаях еще и увеличило свои потребности. В этих условиях механизм распределения и перераспределения доходов общества вошел в прямое противоречие с механизмом воспроизводственного процесса, что послужило еще одной причиной общего экономического спада в стране. Это и понятно — при снижении доли реальных доходов субъектов воспроизводственного процесса сужается сфера обмена и потребления. Тогда и процесс производства не может возобновляться в прежних объемах.
В реальной действительности все эти процессы гораздо сложнее. Кроме негативного воздействия высокого налогового порога, резко отрицательно повлияла на воспроизводственный процесс политика Центробанка России, когда ставки банковского процента достигли астрономического уровня — 240%. При мировом уровне рентабельности ниже 10% на капитал российский производитель, даже без учета налогов, должен был обеспечить рентабельность производства на уровне 250%. Это возможно только при помощи волшебства.
Можно привести много примеров целенаправленных мер, в том числе и со стороны государства через принадлежащие ему железные дороги и энергетику, приведших к разбалансировке воспроизводственной системы в России. Все они показывают роль государства в распределительном процессе, осуществляемую через финансы и другие механизмы.
Разработчики экономической политики и стратегии государства начиная с Е. Гайдара, вероятно, знают, чего они добиваются. Но нельзя забывать о том, что если' нарушаются сбалансированные границы вмешательства государства в распределительный процесс, нарушается весь воспроизводственный процесс. Можно все это обозначить как структурную перестройку экономики. Можно это назвать и созданием рынка труда. Но если во избежание социального взрыва государство должно брать на себя значительные дополнительные обязательства по поддержанию бедных слоев населения, то это свидетельствует о нарушении нормальных воспроизводственных процессов.
Впрочем, задача финансовой науки — не критика экономической политики государства, а выработка рекомендаций по совершенствованию финансов.
В условиях полной замены централизованной плановой системы рыночным механизмом не могла сохраниться старая распределительная система. Это понятно. Надо создавать новую. Но при выборе новой системы надо учитывать состояние технологии отечественной промышленности, структуру промышленности, конкурентоспособность и тысячу других факторов. Копировать системы других стран могут позволить себе слаборазвитые страны, не имеющие собственной истории государственности и науки. Не в том дело, что Россия должна идти другим путем. Нет другого выбора — страна с тысячелетней историей не может враз забыть все свое и перенять чужой, даже очень хороший, опыт. Тем более что приватизирована только небольшая часть богатств страны, т.е. новые производственные отношения находятся лишь на стадии формирования, Всякое же распределение основано на производственных отношениях, т.е. на праве собственности.