Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития
К внешнеэкономическим связям относятся:
1) внешняя торговля;
2) иностранное инвестирование: совместное предпринимательство, в том числе долевое участие в имуществе юридических лиц через акции и другие ценные бумаги;
3) концессии – приобретение имущественных прав на использование природных ресурсов, объектов государственной собственности для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории республики, аренда собственности;
4) участие республики в международных финансово-кредитных организациях; с этой формой внешнеэкономической деятельности связано предоставление иностранных кредитов и займов и производятся взносы в международные финансовые и другие организации;
5) сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;
6) проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей.
К внешнеэкономической деятельности относится также внешнее инвестирование в форме вложения капитала в иностранные активы: ценные бумаги, строительство промышленных и других объектов за границей; однако этот вид деятельности в Казахстане слабо развит из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов. Такие активы в значительной мере представляет «утечку» капитала за рубеж.
Своеобразный вид деятельности представляет формирование специальных (свободных) экономических зон – специально выделенных территорий с особым правовым и экономическим режимом, создаваемых с целью привлечения иностранного капитала, прогрессивных зарубежных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития региона.
Развитие перечисленных внешнеэкономических связей положено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных отношений республики с зарубежными странами.
Внешняя торговля включает экспорт и импорт.
Из-за сложившейся структуры производства значительная доля экспорта Казахстана приходится на минеральные продукты – 44%, металлы – 33%. Продукция химической промышленности занимает 5%, агропромышленного комплекса - 8%. Основными статьями экспорта агропромышленного комплекса остается хлопок-волокно, зерно и кожевенное сырье.
В импорте основными статьями являются машины, оборудование, товары народного потребления, сырье и материалы для легкой и пищевой промышленности. Удельный вес машин и оборудования составляет 4%.
Согласно макроэкономической теории превышение экспорта над импортом (чистый экспорт) считается фактором, благоприятным для развития национальной экономики в связи с его мультиплицирующим (умножающим) эффектом на объем чистого национального продукта. Кроме того, это превышение может вызвать положительное сальдо платежного баланса страны (в случае значительного удельного веса в нем торгового баланса). В целом за счет экспортных поступлений валютных средств финансируется импорт страны. Превышение импорта над экспортом в краткосрочном плане не является неблагоприятным фактором, поскольку отечественные потребители получают больше необходимых товаров, особенно при их дефиците на собственном рынке. Однако в длительном периоде это явление может привести к истощению официальных валютных резервов, которые используются для сбалансирования пассива платежного баланса. Устойчивые и длительные дефициты платежных балансов требуют сложной перестройки экономики, использования торговых барьеров и других ограничений, приводят к девальвации национальной валюты, увеличению внешней задолженности страны.
Важный аспект внешнеэкономической деятельности – участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики. Эти средства должны целенаправленно и эффективно использоваться для решения приоритетных задач совершенствования структуры национального хозяйства, наполнения рынка потребительскими товарами и расширения экспортного потенциала. Для обеспечения внешних кредитов созданы золото-валютные резервы, которые служат также обеспечением национальной валюты. Другой формой обеспечения кредитов служит запас экспортных товаров.
Инвестиции бывают двух видов: прямые и портфельные. Прямые инвестиции представляют собой вложение иностранного капитала в экономику другой страны для получения его владельцем прибыли под собственный риск. Портфельные инвестиции – вложение средств в фиктивный капитал – ценные бумаги, выпускаемые юридическими и физическими другой страны.
Для привлечения иностранных инвестиций требуется обеспечение необходимых условий:
1) упрощение административных процедур связанных с деятельностью иностранных инвесторов: выдача разрешений на право работы, передвижения внутри страны, прохождения таможенного и пограничного контроля, выдача виз и т.п.;
2) предоставления налоговых и других льгот (льготные ставки, налоговые скидки на инвестиции или кредиты, льготные пошлины, ускоренная амортизация и др.) в видах деятельности приоритетных для национальных интересов страны;
3) обеспечение правами пользования землей, недвижимостью, предоставление субсидий на обучение персонала;
4) предоставление правительственных гарантий на вывоз прибыли или льготных условий ее рекапитализации.
Активизация внешнеэкономической деятельности предусмотрена во многих хозяйственных законах. Расширение этой деятельности требует становления экономики открытого типа, развивающейся во взаимосвязи и в состязательности с мировой.
В основу совершенствования внешнеэкономической деятельности положена идея расширения самостоятельности предприятий, организаций и регионов республики на внешнем рынке, разгосударствление и децентрализация внешнеэкономической деятельности с передачей коммерческих операций на уровень хозяйствующих субъектов при обеспечении их деловой самостоятельности и сосредоточения функций государственных органов на регулировании и стимулировании этих операций. Управление внешнеэкономическим комплексом переводится в основном на правовые и экономические рычаги (таможенные пошлины, налоги, курс валюты, банковский процент). Стратегическое направление внешнеэкономической деятельности – стабильное функционирование национальной валюты и развитие валютного рынка. Рыночный курс валюты должен стать одним из основных элементов стимулирования и регулирования внешнеэкономической деятельности по расширению экспорта и рационализации импорта. Для расширения валютной самостоятельности предприятий создан внутренний рынок валюты с ее свободной куплей-продажей по рыночным курсам. На основе сложившегося валютного курса при проведении торгов на валютной бирже на основе текущего соотношения спроса и предложения на валюту Национальным банком устанавливается курс валют. На валютные и кредитные операции выходят коммерческие банки, хозяйствующие субъекты получают право самостоятельного привлечения иностранных кредитов под залог имущества.
Создается система страхования внешнеэкономических рисков компаний, фирм, организаций, банков.
В соответствии с программами развития внешнеэкономическая политика будет направляться на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для защиты интересов национального рынка от неблагоприятного развития мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции пересматриваются импортные таможенные пошлины в соответствии с целями регулирования поступления импортных товаров. Унифицируется национальное законодательство по основным вопросам внешнеэкономических отношений в границах единого экономического пространства стран с общими интересами.
В части внешнеэкономических отношений со странами СНГ стратегическом курсом является сохранение и упорядочение экономического союза, поддержание сложившейся кооперации между предприятиями этих стран, интеграция усилий по конверсии военного производства, в сфере транспорта, связи, энергетики, научно-технического прогресса, подготовки кадров, решении экологических проблем, обороны.
Для нормального осуществления внешнеэкономической деятельности необходима развитая внешнеэкономическая инфраструктура. В этих целях функционируют органы управления внешними связями в структуре Правительства, Министерства финансов, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан. Функционирует сеть коммерческих банков, имеющих лицензии на совершение валютных операций, специализированных товарных бирж; развитая сеть посреднических организаций.
Важнейшей функцией органов управления внешнеэкономическими связями является регулирование валютных отношений. Валютное регулирование – это разработка и утверждение нормативных правовых актов, сбор информации, контроль за соблюдением валютного законодательства, применение санкций за его нарушение. Органами валютного регулирования в Республике Казахстан является Правительство, Национальный банк, Министерство финансов в пределах своей компетенции. Эти же органы осуществляют валютный контроль. Такую функцию выполняют также агенты валютного контроля – уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, на которые возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операций в соответствии с полученными лицензиями.