Глава 5. Организация бухгалтерского учета и обработки учетной информации
5.1. Бухгалтерский аппарат Функции и структура бухгалтерского аппарата
Бухгалтерский учет на предприятиях, включая субъекты малого предпринимательства, могут осуществлять самостоятельные службы, возглавляемые главным бухгалтером; бухгалтер, ведущий учет; организация или предприниматель, не имеющий статуса юридического лица, для которых ведение учета является уставным видом деятельности, осуществляемой на основании заключенного договора; лично руководитель предприятия. Решение относительно варианта организации и ведения бухгалтерского учета вправе принять руководитель организации, которого избирают акционеры (собственники) или назначает вышестоящая организация. Выбор формы организации учета во многом зависит от вида деятельности, объема и условий, в которых приходится работать бухгалтерскому аппарату.
На средних и крупных предприятиях учет ведется бухгалтерией, а главный бухгалтер, возглавляющий службу учета, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации. В обязанности бухгалтерии входит своевременное представление учетной информации о состоянии имущества и финансовых результатах внутренним и внешним пользователям. Не менее важной обязанностью бухгалтерии является обеспечение информацией о величине отклонений от плановых (нормативных) смет и калькуляций. На основании поступившей из бухгалтерии информации производится ее экономический анализ и разрабатываются мероприятия по привлечению имеющихся производственных и других резервов. Использование внутрихозяйственных резервов обеспечивает укрепление финансового положения и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности.
Структура бухгалтерской службы зависит от объема учетной работы. Она предусматривает иерархию подчиненности и взаимосвязь между бухгалтерами различных групп.
Работники бухгалтерии обязаны соблюдать трудовую и служебн дисциплину и нести ответственность за неправильное отражение информации в учете.
Распределение обязанностей между бухгалтерами обусловлено в основном объемом учетных операций в учетном цикле, при котором существует определенная последовательность (один бухгалтер осуществляет учет поступления материальных ценностей, другой — их движение на складе и списание в производство и т.д.) или специализация выполнения однородных, однотипных операций по конкретному участку учета (один бухгалтер занимается учетом полуфабрика*Ц тов, другой — учетом инвентаря). |
Чем крупнее предприятие, тем более разветвленную структуру! имеет бухгалтерия.
На крупных и средних предприятиях отделы (группы) бухгалтерии, как правило, делятся по участкам учетной работы. Выделяются группы учета расчетов с персоналом по оплате труда, материальных ценностей, производства, налогообложения, готовой продукции и ее реализации, валютных, расчетных, кассовых операций и составления отчетности, В последнее время все более заметны процессы формирования отделов управленческого учета. Предприятия могут иметь одну или несколько касс, данные по которым сводит старший кассир. В обязанности кассира входит сдача документов в банк; получение, выдача и сдача наличных денежных средств в уполномоченный банк; своевременная передача документов по приходу и расходу денежных средств на расчетном, валютном и других счетах группе расчетов или главному бухгалтеру; ежедневное формирование Отчета кассира о совершенных операция) по кассе. ;
Наиболее типичная структура бухгалтерии (без разделения на фи-; нансовую и управленческую) приведена на рис. 5.1.
Каждая группа бухгалтерии имеет свои задачи учета, но все группь в той или иной степени взаимосвязаны между собой.
Группа учета материальных ценностей (материальная группа) учитывает и контролирует движение материальных ценностей на складах организации, участвует в проведении инвентаризации этих ценностей, отвечает за хранение документов.
Группа расчетов с персоналом по оплате труда производит начисление заработной платы и других выплат работникам на основании первичных документов (нарядов, путевых листов, табелей учета рабочего времени, актов выполненных работ, отпускных и увольнительн
записок, листков нетрудоспособности и др.), обязательные удержания из заработной платы (налог на доходы и по исполнительным листам), удержания по заявлениям работников (перечисления во вклады, страховым организациям, оплата покупок по кредитным договорам и т.п.), а также составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность по суммам начисленного дохода, предоставленных льгот, удержанного налога. Кроме того, работники этой группы участвуют в инвентаризации депонентской1 задолженности.
Группа учета производства группирует и оценивает фактические затраты (издержки) предприятия, контролирует и анализирует трудовые и материальные затраты, участвует в инвентаризации незавершенного производства, определяет себестоимость продукции.
Группа реализации готовой продукции осуществляет учет ее движения на складах, инвентаризацию, выписывает счета-фактуры покупателям, ведет учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию.
Если предприятие проводит экспортно-импортные операции, составляющие значительную долю в учетной работе, может быть создана группа валютных операций, задачей которой является ведение учета и расчет курсовых разниц, других операций в иностранной валюте.
В случае, если на предприятии отсутствует финансовый отдел, в бухгалтерии может быть выделена группа расчетных операций.
Группа отчетности обобщает данные, поступающие из вышеперечисленных групп, и составляет бухгалтерскую отчетность. В компетенцию этой группы могут входить расчеты с бюджетом. В крупных объединениях, концернах она составляет сводную или консолидированную отчетность.