Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской

Федерации на среднесрочную перспективу

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской

Федерации на среднесрочную перспективу одобрена приказом Минфина РФ

от 1 июля 2004 г. № 180.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской

Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению

Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества

информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и

обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным

пользователям. Она состоит из 3 разделов:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и

отчетности;

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского

учета и отчетности;

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной

перспективе.

Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и

Отчетности

В конце 1990 – начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и

отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во

многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского

учета в соответствии с Международными стандартами финансовой

отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской

Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были

направлены на обеспечение формирования информации о финансовом

положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих

субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного

инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были

приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее –

МСФО).

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в

бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые

проявляются:

1) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности,

составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения

МСФО;

2) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих

субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского

учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

3) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на

подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем

трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским

правилам;

4) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов

по представлению избыточной отчетности органам государственной власти,

а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с

бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

5) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в

том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

6) в недостаточности участия профессиональных общественных

объединений и другой заинтересованной общественности, включая

пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского

учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской

профессии;

7) в низком уровне профессиональной подготовки большей части

бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования

информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не

обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность

формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает

возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для

дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской

Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие

большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В

профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт

ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В

обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к

использованию МСФО.

Наши рекомендации