Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации на среднесрочную перспективу одобрена приказом Минфина РФ
от 1 июля 2004 г. № 180.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению
Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества
информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и
обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным
пользователям. Она состоит из 3 разделов:
1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и
отчетности;
2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского
учета и отчетности;
3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной
перспективе.
Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и
Отчетности
В конце 1990 – начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и
отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во
многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с Международными стандартами финансовой
отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.
Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были
направлены на обеспечение формирования информации о финансовом
положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих
субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного
инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были
приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее –
МСФО).
В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в
бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые
проявляются:
1) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности,
составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения
МСФО;
2) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих
субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского
учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
3) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на
подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем
трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским
правилам;
4) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов
по представлению избыточной отчетности органам государственной власти,
а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с
бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
5) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в
том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
6) в недостаточности участия профессиональных общественных
объединений и другой заинтересованной общественности, включая
пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского
учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской
профессии;
7) в низком уровне профессиональной подготовки большей части
бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования
информации, подготовленной по МСФО.
Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не
обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность
формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает
возможности полезного использования этой информации.
В настоящее время складываются благоприятные условия для
дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие
большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В
профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт
ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В
обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к
использованию МСФО.