Отчет о движении денежных средств. Принципы построения.
Отчет о движении денежных средств составляется для того, чтобы наглядно увидеть воздействие текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации на состояние ее денежных средств за определенный период и позволяет объяснить изменения денежных средств за этот период.
Составление отчета о движении денежных средств предполагает:
- Определение денежных средств в результате текущей деятельности организации;
- Определение денежных средств в результате инвестиционной деятельности организации;
- Определение денежных средств в результате финансовой деятельности организации.
Методы формирования отчета о движении денежных средств.
Существуют два основных метода построения детализированных отчетов о денежных потоках — прямой и косвенный.
Отчет о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках показывает насколько прибыльной была для организации деятельность в анализируемом периоде, но он не может показать поступление и выбытие денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности компании. Отчет о прибылях и убытках составляется по методу начисления, когда доходы/расходы признаются в периоде их возникновения, а не в периоде поступления/выбытия денежных средств.
Бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - это отчет об активах и обязательствах предприятия, стоимость которых выражена в денежных единицах; он показывает активы (средства предприятия) и обязательства (источники их финансирования); показатели являются оценками, а не фактами в строго научном смысле.
Типы активов. Ликвидность активов.
Долгосрочные активы приобретаются для длительного использования на предприятии. С течением времени они существенно не меняются и лишь изредка превращаются в денежные средства в течение срока работы предприятия.
Текущие активы, как правило, включают денежные средства, счета заказчиков и товарные запасы, которые будут превращены в денежные средства в течение операционного цикла предприятия; они могут постоянно меняться.
Под ликвидностью подразумевается легкость, с которой активы могут быть преобразованы в денежную наличность; поэтому текущие активы более ликвидны, чем долгосрочные.
Система управления денежными потоками.
Система управления денежными потоками на предприятии — это совокупность методов, инструментов и специфических приемов целенаправленного, непрерывного воздействия со стороны финансовой службы предприятия на движение денежных средств для достижения поставленной цели.
Основные факторы, влияющие на денежный поток.
Внешние факторы: конъюнктура товарного и финансового рынков, система налогообложения предприятий, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции (правила делового оборота), система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов, доступность внешних источников финансирования (кредитов, займов, целевого финансирования).
Внутренние факторы - стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие, продолжительность операционного и производственного циклов, сезонность производства и реализации продукции, амортизационную политику предприятия, неотложность инвестиционных программ, личные качества и профессионализм руководящего звена предприятия.
Финансовая политика.
Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
16) Функции финансового руководителя в корпорации:
o Управление источниками привлечения средств;
o Управление денежными средствами и оборотными активами;
o Разработка и реализация налоговой политики компании (оптимизация налогообложения);
o Информационное обеспечение внешних и внутренних пользователей;
o Обеспечение эффективности организации;
o Обеспечение экономической безопасности компании;
o Планирование, учет и координация деятельности предприятия.
17) Пути использования свободных денежных ресурсов:
o Реинвестирование в предприятие для повышения базового потенциала;
o Инвестирование денег вне предприятия в финансовые инструменты, приносящие доход;
o Повышение мотивации работников( выплата денег инвесторами в виде дивидендов).
18) Финансовые отношения внутри предприятияопределяют структуру капитала или соотношения между всеми источниками финансового финансирования.
19) Финансовые источники предприятия:
o Внутренние(финансовая реструктуризация, снижение издержек, увеличение выручки).
o Внешние(торговый кредит, коммерческие бумаги/векселя, банковское финансирование оборотного капитала, толлинг, краткосрочный оперативный лизинг).
20) Источники внешнего долгосрочного финансирования: банки, иностранные банки, лизинг, облигации, стратегические инвесторы, портфельные инвесторы- частные фонды, «фонды помощи», публичные эмиссии акций, продажа основных средств).
21) Торговый кредит -приобретение товаров в кредит для последующей продажи с выплатой их стоимости и процентов в ближайшей перспективе; распространенная форма краткосрочных займов, которая широко используется в оптовой и розничной торговле.
Толлинг - это особый тип взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором собственник сырья передает его для дальнейшей обработки предприятию-переработчику. В результате собственник сырья получает готовую продукцию.
Лизинг - это комплекс имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением имущества (объекта лизинга) и последующей передачей его во временное пользование.
22) Краткосрочное банковское кредитование -предоставление банком своих денежных средств под ссуду на срок до 12 месяцев различным предприятиям и учреждениям для повышения эффективности и продуктивности производства.
Долгосрочным считается такое банковское кредитование, при котором срок погашения ссуды превышает 3 года и составляет в среднем 5 лет, хотя может достигать 25 лет и больше.
23) Взаимозачет –этоспособ осуществления расчетов между предприятиями, организациями, фирмами, каждая из которых должна осуществить платежи другой, так как обладает по отношению к ней задолженностью.
Вексель - долговой документ, строго установленной законом формы, содержащий обязательство уплатить определенную сумму денег в указанный срок.
24) Договор о новации – это соглашение о замене обязательства.
Факторинг — это финансовая услуга, включающая в себя финансирование поставок с отсрочкой платежа, покрытие кредитных рисков и управление дебиторской задолженностью.