Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации
Приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка определены Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года,утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р.
В данном документе сформулированы среднесрочные задачи модернизации институтов и инструментов финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.
На фоне обострения кризисных явлений в мировой экономике проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться.
В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра мирового уровня станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономики страны.
Решению указанной выше задачи должны способствовать следующие приоритетные направления развития российского финансового рынка:
1) формирование института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе;
2) расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка. Рынок производных финансовых инструментов позволяет снижать риски при совершении сделок с базисными активами, а также создает дополнительную возможность справедливого ценообразования на базисные активы;
3) обеспечение дальнейшего развития механизмов секьюритизации финансовых активов в транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, социальной и др. сферах;
4) Развитие организованного финансового рынка и консолидация биржевой инфраструктуры. Современные финансовые рынки характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах, трансграничная консолидация бирж и консолидация национальных бирж внутри отдельно взятой страны.
Характерной чертой российского финансового рынка является наличие существенных объемов внебиржевых сделок, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых между клиентами одного брокера. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует.
В то же время необходимо сохранить значение бирж как основного центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать в мировом масштабе не только с иностранными биржами, но и служить фундаментом конкурентоспособности всего российского организованного рынка;
5) совершенствование клиринговых процедур и расчетов. Одной из основных причин недостаточной капитализации финансового рынка является несовершенство клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом и товарном рынках, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы;
6) развитие учетных институтов. Основной задачей развития учетных институтов является снижение рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам). Необходимо принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных институтов. В частности, наряду с увеличением требований к их собственным средствам следует расширить практику страхования рисков профессиональной ответственности, ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности, включая применение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями ценных бумаг, при сокращении до необходимого минимума количественных требований;
7) усиление роли саморегулируемых организаций на финансовом рынке;
8) развитие системы пруденциального надзора. При развитии надзорных требований будет применяться принцип пропорциональности осуществления пруденциального надзора, заключающийся в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций и рисков, присущих этим операциям. Также при внедрении системы пруденциального надзора, ориентированного на оценку рисков, должна быть предусмотрена возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников финансового рынка или их активов;
9) снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Предстоит создать условия для снижения издержек выхода на организованный финансовый рынок новых быстро растущих эмитентов, в том числе венчурных, инновационных, наукоемких и инвестиционных компаний. Как правило, инвестирование средств в такие компании представляет особый риск для населения и других групп консервативных инвесторов. Вместе с тем ценные бумаги таких эмитентов могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов;
10) обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг за счёт использования современных информационных технологий;
11) развитие и совершенствование корпоративного управления. Следует отметить повышение роли независимых директоров в публичных компаниях. Независимые директора способствуют реализации одного из основных принципов корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития, согласно которому совет директоров должен иметь возможность выносить объективное независимое суждение по корпоративным вопросам. Вынесению таких решений прежде всего способствует участие в работе совета директоров независимых директоров, которые являются носителями объективного взгляда на оценку работы компании и ее руководства.
Помимо этого независимые директора играют важную роль там, где интересы руководства компании и ее акционеров расходятся, в частности, по вопросам вознаграждения руководителей, изменений в корпоративном контроле, защиты от враждебного поглощения, крупных приобретений и осуществления аудита. Роль независимых директоров должна быть усилена не только в публичных компаниях, но и крупных профессиональных участниках рынка ценных бумаг, особенно в инфраструктурных организациях (биржах и расчетных депозитариях).
Одновременно с усилением роли и значения независимых членов советов директоров необходимо рассмотреть вопрос их объединения в саморегулируемые организации, основными задачами которых станет разработка стандартов и правил поведения независимых директоров, а также контроль за их профессиональной деятельностью;
12) предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке. Важной задачей является предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, а также выработка общепринятых норм поведения участников финансового рынка и работников регулирующих органов.
В таблице 3 приведены целевые показатели развития финансового рынка к 2020 году.
Таблица 3 ‑ Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации
на 01.01.2008 г. | к 2020 году | |
Капитализация публичных компаний, трлн. рублей | 32,3 | |
Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, процентов | 97,8 | |
Биржевая торговля акциями, трлн. рублей | 31,4 | |
Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, процентов | 95,1 | |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. рублей | 1,2 | |
Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, процентов | 3,6 | |
Активы инвестиционных фондов, трлн. рублей | 0,8 | |
Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн. рублей | 0,6 | |
Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, процентов | 4,2 | |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн. рублей | 0,7 | |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек | 0,8 | |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, процентов | - |
Рынок ценных бумаг