Налоговая система и принципы её функционирования

Понятие налога, налоговой системы. Классификация налогов. Характеристика налогов. Объекты налогообложения. Налоговые агенты. Структура налоговой системы РФ. Федеральные налоги. Местные налоги.

В соответствии с бюджетной классификацией существуют следующие виды доходов государственного бюджета:

- налоговые,

- неналоговые,

- безвозмездные перечисления,

- доходы целевых бюджетных фондов, которые учитываются обособленно.

Налоговые доходы. Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные законом. Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Налоговые доходы разграничены между бюджетами различных уровней. В связи с этим выделяют:

- федеральные налоги

- региональные налоги

- местные налоги.

Федеральные налоги и сборы формируют доходную часть Федерального бюджета РФ. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей страны. К федеральным налогам и сборам относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, единый социальный налог и т.д.

Региональные налоги формируют доходную часть региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ). Региональные налоги вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта. К этим налогам относят: налоги на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы, формируют, соответственно, доходы местных (муниципальных) бюджетов. Эти налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. К местным налогам относят земельный налог, налог на имущество физических лиц и т.д.

Неналоговые доходы. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает в себя:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих органов власти;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- доходы от осуществления государством внешнеэкономической деятельности.

Безвозмездные перечисления образуются за счет перечислений от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и т.п.

Механизм бюджетного выравнивания развития отдельных территорий осуществляется с помощью федеральных трансфертов. В связи с этим в структуре доходов территориальных бюджетов (региональных и местных бюджетов) выделяются так называемые регулирующие доходы.

Средства вышестоящих бюджетов могут быть переданы нижестоящим бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Дотация – средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия – средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Доходы бюджета, кроме субсидий из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций, называются собственными доходами бюджета.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, доходы федеральных целевых бюджетных фондов распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом (ст. 54 Бюджетного кодекса РФ).

Налоги –это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль. Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

В отличие от налоговсбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.

Участвуя в мобилизации ВВП и национального дохода (НД) для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства – фазе перераспределения, и следовательно, они входят в систему производственных отношений.

Налоги как экономическая категория, будучи особой сферой общественных отношений – распределительной, отражают определенную сторону объективной экономической действительности, т.е. выступают в роли экономической категории, выражающей реально существующие отношения, тесно связанные посредством распределения с процессом производства и изъятия части ВВП и НД для государства.

Выступая экономической категорией, налоги объективны и воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу государства. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменить тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Следовательно, налоги выступают и как финансовая категория и находятся во взаимосвязи с другими финансовыми категориями. С одной стороны, они выражают общие свойства всех финансов (участвуют в формировании денежных фондов, выступают контрольным инструментом и т.п.) и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом, а с другой – имеют собственные отличительные признаки, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений.

Налоговые отношенияпредставляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков (физический и юридический лиц), регулируемые налоговым законодательством.

Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма производственных отношений налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных отношений общества – отражают закономерности производства, как участники перераспределительного процесса – обеспечивают государство финансовыми ресурсами.

Материальная основа налогов – реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспределении ВВП и НД налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Принудительное отчуждение – это одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономическими категориями и звеньями системы.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону этой финансовой категории.

1.Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования.

Через фискальную функцию государством обеспечивается:

· Достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;

· Равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;

· Повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельной регионе;

· Выполнение функций и задач государства;

· Сохранение общей социальной стабильности.

2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономических отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговыеэлементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ), распределении и перераспределение. Обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.

Регулирующая функция налогов способствует:

· Регулированию спроса и предложения;

· Побуждению сбережения граждан;

· Выравниванию доходов отдельных социальных групп;

· Развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы;

· Регулированию экспортно-импортной деятельности;

· Стимулированию научно-технического прогресса

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов, граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

3. Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживаниянеравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между объектами макроэкономики – домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных) устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышение косвенных налогов на предметы роскоши.

4. Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов. Между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся важным инструментом независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не способен рассчитаться с государством. В то же время нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в саму налоговую систему или в социальную политику.

Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое е1 назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном механизме. Практическое значение – обеспечение возможности кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с целью использования информационных технологий.

Современная налоговая система России в зависимости от уровней бюджетной системы в соответствии с НК РФ включает:

- федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

- региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

- местные налоги: земельный и имущество физических лиц

Важной проблемой налоговой системы, особенно для федеративных государств, является разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней.

Распределение налоговых поступлений между бюджетами разного уровня должно способствовать выравниванию финансовой обеспеченности регионов и сокращению дотационности бюджетов РФ.

В ходе реализации Программ развития бюджетного федерализма, принятых Правительством РФ в 2001 г., должна быть повышена роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, для этого необходимо:

1. расширение налоговых полномочий региональных властей и муниципальных органов

2. закрепление отчислений от федеральных налогов за региональными и местными бюджетами на долгосрочной основе;

3. сокращение масштабов распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы;

4. обеспечение уплаты налогов, поступающих в территориальные бюджеты по месту фактической деятельности предприятий;

5. ликвидация внутренних офшорных зон.

Наши рекомендации