Организационно-правовые формы предприятий

Коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества — это коммерческие орга­низации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) его участ­ников. Хозяйственные товарищества могут быть организованы в форме полного товарищества или товарищества на вере; хозяйственные обще­ства в форме акционерного общества; АО в форме общества с ограни­ченной или дополнительной ответственностью (ООО или ОДО).

Полное товарищество — участники (полные товарищи) в соответ­ствии с заключенным между ними договором занимаются предприни­мательской деятельностью от имени товарищества и несут ответствен­ность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) — наряду с участниками (пол­ными товарищами), осуществляющими от имени товарищества предпри­нимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам своим имуществом, имеются еще участники-вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в со­ответствии с учредительными документами разделен на доли опреде­ленных размеров: участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью — учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли опре­деленных размеров; участники такого общества несут солидарную ответ­ственность по его обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Акционерное общество — уставный капитал которого разделен на оп­ределенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связан­ных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций:

открытое АО — общество, участники которого могут отчуж­дать принадлежащие им акции без согласия других акцио­неров;

закрытое АО — общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Дочерние и зависимые общества, хозяйственное общество при­знается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в уставном капи­тале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения. Дочер­нее общество не отвечает по долгам основного общества (товарище­ства). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое участвующее хозяйственное общество или товарищество имеет более 20% голосующих акций или более 20% уставного капитала.

Производственный кооператив (артель) — добровольное объеди­нение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении их имущественных паевых взносов. Имущество делит­ся на паи согласно уставу кооператива; кооператив не вправе выпус­кать акции; прибыль распределяется в соответствии с трудовым уча­стием; в таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия — в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государ­ственные или муниципальные предприятия. Имущество предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной соб­ственности и принадлежит предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отве­чает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Некоммерческие организации. Потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации (объединения). Общест­венными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объе­динившихся на основе общности интересов для удовлетворения ду­ховных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммер­ческими организациями. Они вправе осуществлять предприниматель­скую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Фонды. Некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учреждения. Учреждением признается организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социально-культур­ных или иных функции некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обяза­тельствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обяза­тельствам несет собственник соответствующего имущества.

Ассоциации и союзы. Это некоммерческие организации, которые создаются коммерческими организациями в целях координации, пред­ставления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассо­циаций и союзов сохраняют свою самостоятельность и права юриди­ческого лица. Ассоциация и союз не отвечают по обязательсгвам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учреди­тельными документами ассоциации.

Унитарное предприятие.

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Объединения предприятий.

по законодательству РФ предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия, входящие в состав ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями. Решение о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия,а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет более 50%, принима ется по согласованию с трудовым коллективом. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙсоздаются на основе добровольного вхождения и выхода субъектов на условиях, определяемых уставом ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ; соблюдения антимонопольного законодательства; свободы выбора организационной формы ОБЪЕДИ НЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ; организации отношений между предприятиями, входящимив состав ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, на основе хозяйственной самостоятельности и договоров. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на ос новании устава.

Временные горизонты планирования.

В зависимости от продолжительности периода, на который осуществляется планирование загрузки производственных мощностей, различают следующие виды планирования.

Долгосрочное планирование - с периодом планирования свыше одного года. К такому планированию обращаются в тех случаях, когда на приобретение производственных ресурсов или на их реализацию требуется продолжительное время, т.е. когда речь идет о таких ресурсах, как здания, оборудование, производственные помещения и т.д. Долгосрочным планированием загрузки мощностей должны заниматься руководители высшего звена и они же должны утверждать составленный план.

Среднесрочное планирование - обычно это месячные или квартальные планы на 6-18 месяцев. В данном случае производственную мощность можно варьировать, нанимая дополнительную рабочую силу, приобретая новые инструменты, закупая оборудование в незначительных объемах и заключая субконтракты.

Краткосрочное планирование - меньше одного месяца. Эта процедура предусматривает процесс составления графиков на день или на неделю и заключается в корректировке производственного процесса для устранения разницы между запланированными и реально достигаемыми результатами этого процесса. В данном случае манипулируют временем сверхурочной работы, перемещают персонал с одной операции на другую и отыскивают альтернативные технологические маршруты.

Методы долгосрочного планирования.

Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Сводный финансовый план на определённый период называется бюджет. Для выполнения определённых проектов могут использоваться сметы или бизнес-планы.

В рыночной экономике финансовое планирование собственной деятельности может осуществляться отдельным индивидом, семьёй, организацией, целым государством или их объединением, на предприятиях является неотъемлемой частью финансового менеджмента. Бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и отчёт о движении наличности не являются формами финансового планирования, так как в них отражаются данные из первичных документов по уже осуществлённой деятельности предприятия.

Задача стратегического финансового планирования заключается в создании и поддержании равновесия между целями, финансовыми возможностями и внешними условиями, для чего производится прогнозирование финансовой деятельности на длительный период. В плановой экономике финансово-хозяйственное планирование деятельности крупных экономических субъектов осуществляется государством, которое распределяет финансовые ресурсы между направлениями и отраслями согласно долгосрочным целям и задачам государства.

Методы финансового планирования

Автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

Статистический. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет;

Нулевой базы. Все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.

Основные разделы текущего плана предприятия и их краткая характеристика.

Требования подготовки бизнес-плана определены стандартами UNIDO(United Nations Industrial Development Organization) и стали общепринятыми как для инвесторов, так и для целей внутрифирменного планирования. В соответствии с ними структура бизнес-плана для относительно небольших проектов должна включать в себя следующие разделы:

Резюме Описание предприятия и отрасли Описание продукции (услуг) Маркетинг и сбыт продукции (услуг)Производственный план Организационный план Финансовый план Направленность и эффективность проекта Риски и гарантии Приложения

Резюме - это самостоятельный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме должно представлять краткую и ясную информацию о проекте отвечать на основные вопросы кредитора или инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.

Риски и гарантии

Описываются предпринимательские риски, возможные форс-мажорные и неблагоприятные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

риложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и содержат дополнительную информацию. Как правило, в приложения включены материалы:

подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, лицензии и сертификаты, и свидетельства, копии материалов прессы , отзывы заказчиков и партнеров и т.п.;

характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);

Сетевое планирование.

Сетевой анализ (сетевое планирование) — метод анализа сроков (ранних и поздних) начала и окончания нереализованных частей проекта, позволяет увязать выполнение различных работ и процессов во времени, получив прогноз общей продолжительности реализации всего проекта.

Методы сетевого планирования:

Детерминированные сетевые методы

Диаграмма Ганта с дополнительным временным люфтом 10-20 %

Метод критического пути (МКП)

Вероятностные сетевые методы

Неальтернативные

Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло)

Метод оценки и пересмотра планов (ПЕРТ, PERT)

Альтернативные

Метод графической оценки и анализа (GERT)

Планирование исполнения производственной программы

Производственная программа - это план производства и реализации продукции: по объему, ассортименту и качеству. Производственная программа разрабатывается в натуральных единицах, в общепринятых стандартных единицах длины, веса и объема с учетом отраслевой принадлежности предприятия. Производственная программа разрабатывается в стоимостном измерении в показателях валовой, товарной и реализованной продукции.

При расчете производственно программы исходят из плана маркетинга , а также из финансовых и трудовых возможностей предприятия.

Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:

- количество и производительность оборудования;

- качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

- степень прогрессивности техники и технологии производства;

- качество сырья, материалов, своевременность их поставок;

- уровень специализации предприятия;

- уровень организации производства и труда;

- фонд времени работы оборудования.

Функции бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Структура бизнес плана.

Структура бизнес-плана требует четкой последовательности в изложении обще-принятых пунктов, нуждающихся в раскрытии. Первый и самый главный раздел – возможности фирмы. Краткая выжимка сути предложения или будущих задач. Подразумевает лаконичность, простоту и четкость изложения. Именно краткая форма вашей идеи первой попадется на глаза возможным инвесторам или партнерам.Структура бизнес-плана требует четкой последовательности в изложении обще-принятых пунктов, нуждающихся в раскрытии. Первый и самый главный раздел – возможности фирмы. Краткая выжимка сути предложения или будущих задач. Подразумевает лаконичность, простоту и четкость изложения. Именно краткая форма вашей идеи первой попадется на глаза возможным инвесторам или партнерам.

см. Основные разделы текущего плана предприятия и их краткая характеристика.

Наши рекомендации