Динамика чистого дохода санатория в течение года

Отчетный период Объем реализованных услуг тыс. грн.; годы Показатели сезонности [6] %; годы
Квартал: Первый 3,6 18,4 9,2 6,0 8,3 0,07 0,3 0,1 0,1 0,1
Второй 2358,9 3192,4 3923,4 4000,9 4255,2 44,0 46,8 49,1 48,9 51,5
Третий 9387,8 11762,9 13620,0 13872,9 14658,2 175,2 172,5 170,4 169,6 177,3
Четвертый 9679,8 12300,9 14422,4 14833,5 15983,2 180,7 180,4 180,4 181,4 193,3
Год 21430,1 27274,6 31975,0 32713,3 34904,9 х х х х х
Средне квартальная 5357,5 6818,7 7993,8 8178,3 8268,8 х х х х х
                       

Проблема ярко выраженной сезонности в работе санаторно-курортного комплекса стоит наиболее остро. Период курортной активности регионов Крыма составляет три летних месяца, определяющих «высокий сезон». Это период наполнения бюджета города- курорта и солидных отчислений в вышестоящие бюджеты.

На наш взгляд, существование сезонности в деятельности санаторных организаций обусловлено объективными причинами, которые возникают в сфере потребительского спроса, а специфические черты самого продукта и технологии его производства оказывают на последствия сезонных колебаний мультипликативный эффект. Большая часть потенциальных потребителей рекреационных услуг стремится отдыхать в летний период. Солнце и температурный режим моря выступают самыми существенными, объективными мотивами фактора сезонности.

Причины низкой загрузки санаториев Минздрава Украины и Минздрава Автономной республики Крым связаны в том числе с «потерей» массового потока больных с территории бывшего Советского Союза, а емкость этих учреждений соответствовала потребностям страны с численностью населения свыше 200 млн. человек. В результате из-за недостатка бюджетных средств в системе здравоохранения Украины и в АРК содержание здравниц и их лечебно-оздоровительной базы в надлежащем состоянии затруднено, что и сказывается на загрузке ведомственных санаториев. Не в полной мере выполняя свою социальную роль, они существенно снижают экономический потенциал Южного берега Крыма и, в частности, региона «Большая Ялта».

В этом отношении российский опыт функционирования здравниц более успешен: санатории Кавказа, Кубани научились преодолевать жесткую зависимость от сезонности путем предоставления дополнительных услуг круглогодичного характера как физическим, так и юридическим лицам.

В связи с влиянием фактора сезонности на результаты финансово- хозяйственной деятельности санаториев, в стоимость услуги, кроме покрытия текущих затрат, закладывается и возмещение будущих издержек, связанных с колебаниями спроса на курортно-рекреационные услуги, приводящими к простоям санаторных организаций.

Отмеченная связь причин и следствий наблюдается ежегодно и имеет свой финансовый результат: «угасающую» доходность на единицу затрат, вложений, выручки.

Сгладить влияние сезонности на формирование финансовых ресурсов организаций КРК (CКК) можно следующими мерами:

- выровнять человекопоток в годовом периоде за счет расширения контингента (льготных групп граждан), привлекаемых в межсезонье, что повысит заполняемость здравниц в межсезонье, снизит себестоимость одного койко-места за счет эффекта масштаба, обеспечит дополнительное привлечение финансовых ресурсов на сумму экономии общехозяйственных расходов по обслуживанию одного койко-места. В итоге, негативное влияние сезонности на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций СКК будет менее ощутимо;

- для обеспечения круглогодичной заполняемости курортов следует обратиться к профессиональному менеджменту рекреационных услуг, который позволит переориентировать курортно-рекреационную отрасль на удовлетворение потребностей нового уровня, присущих современному поведенческому типу рекреанта с активной жизненной позицией. К примеру, расширить спектр внесезонных услуг можно за счет предложения новых видов услуг (досуго-развлекательных, услуг по детской диспансеризации в период учебного года, по организации и проведению конференций, симпозиумов, консалтингу), что положительно скажется на росте финансовых ресурсов санаторных организаций СКК всех организационно-правовых форм.

Сезонность стимулирует высокую динамику цен на путевки в сезон повышенного спроса (июнь-сентябрь). Уровень цен на путевки в период повышенного спроса слишком высок и даже недоступен для подавляющей части работающих.

В этой связи: еще один резерв роста финансовых ресурсов – снижение цен на путевки в коммерческих санаториях. Известно, что санатории очень неохотно идут на такие меры, хотя это позволило бы сгладить негативное влияние сезонности, увеличить поток рекреантов и, соответственно, привлечь дополнительные финансовые ресурсы в оборот.

Альтернативой может выступать применение бонусной системы корпоративных скидок – широко применяемой в зарубежной практике СКК механизм. Данная система обеспечивает определенные гарантии по заполняемости здравниц, как в сезон, так и в межсезонье (на основе договоров, заключенных с юридическими лицами в обмен на бонусы (систему скидок)), предлагаемые организациями СКК заинтересованным юридическими лицам.

Снижение стоимости путевок способствовало бы росту спроса на отдых и лечение, положительно сказавшись на показателях загрузки. Обеспечение загрузки курортно-рекреационных организаций на уровне 75-80 % будет означать прирост количества отдыхающих только в Большой Ялтев размере 160-170 тыс. чел. и соответствующий рост доходов, прибыли и налоговой отдачи на 35-40%.

Наши рекомендации